Конспект урока: Музыка в театре, в кино, на телевидении


Пояснительная записка к уроку по теме:
«Музыка в театре, в кино, на телевидении»
1 ФИО (полностью) Архипенко Анна Владимировна
2 Место работы Г. Краснодар филиал МАОУ СОШ № 96
3 Должность Учитель музыки
4 Предмет, количество часов в неделю, в год Музыка, 1 час в неделю, 34 в год
5 Класс 5 «И»
6 Тема и номер урока «Музыка в театре, в кино, на телевидении»,
урок № 15
7 Базовый учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 5 класс
8 Цель Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
9 Задачи урока Обучающая: Изучить особенности музыки для театра и кино.
Развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
Воспитательная: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся
10 Тип урока Открытие новых знаний
11 Формы работы учащихся Индивидуальная, групповая, коллективная
12 Необходимое техническое
оборудование DVD, музыкальный центр, компьютер
13 Музыкальные произведения Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Е. Крылатов «Крылатые качели».
14 Литературные произведения:
Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
А. Толстой «Золотой ключик»
15 Видеофрагменты: Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Кинофильм «Приключения Буратино»
Сценарий урока.
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие.
Этап актуализации знаний. 3 мин.
Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.
Он работает играя.
Есть профессия такая!
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - …(актер)
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
«Меню» в театре составляют.
На весь сезон из разных пьес.
Что вызывает интерес? (репертуар)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - … (балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши! (зритель)
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день
Говорить ему не лень! (телевизор)
Учитель: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.
Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.
1 этап урока. Первичное усвоение новых знаний.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
Учитель: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)Учитель: О чем поет Сольвейг?
( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
Учитель: В каком характере прозвучала музыка?
Дети: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
Учитель: Какой образ нам нарисовала музыка?
Дети: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
Учитель: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?
Дети: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
Учитель: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Дети: Либретто.
Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на рисунки, расположенные по периметру класса и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
Учитель: Молодцы, справились с заданием.
2 этап урока.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Фрагмент из балета «Лебединое озеро».
Учитель: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
Дети: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
Учитель: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Дети: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
Учитель: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
Учитель: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Дети: Они потеряют свою красоту и выразительность.
Учитель: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Краснодар?
Музыкальный театр города Краснодара — старейший театр Кубани, основанный в 1933 году.
С театром на постоянной основе сотрудничает народный артист Юрий Григорович, под его руководством здесь поставлено уже 19 балетов. В репертуаре театра произведения оперной и балетной классики: «Кармен» Ж. Бизе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Евгений Онегин» П. Чайковского и другие. Музыкальный театр сегодня находится на том витке своего развития, когда можно без преувеличения говорить о достаточно высоком уровне развития музыкальной культуры Кубани.
Краснодарский академический театр драмы им. Горького — главный центр кубанской театральной культуры. В репертуаре театра около тридцати спектаклей, поставленных по классической и современной драматургии.
Краевой театр кукол находится в центре Краснодара, на улице Красной, недалеко от Музыкального театра. У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей "Летающий сундук". Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре.
В репертуаре кукольного театра — сказки для малышей, а также философские постановки для взрослых. Также в заведении проходят фестивали, смотры, юбилейные встречи и творческие вечера.
Краснодарский муниципальный молодежный театр был основан в 1991 году. Несмотря на небольшой по театральным меркам возраст все премьеры молодёжного становятся заметным событием в духовно-культурной жизни отечественного театра.
В Молодёжном часто работают известные приглашенные режиссёры. Народная артистка России Лариса Ивановна Малеванная поставила на сцене молодёжного театра три спектакля, которые сейчас являются его визитными карточками: «Куколка» по роману А. Т. Аверченко «Шутка мецената», «Вечный муж» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского и «Чудики» по рассказам В. М. Шукшина.
Учитель: А вы знаете как нужно вести себя в театре?
Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.
Музыкальная физкульминутка: «Мы маленькие звезды»
3 этап урока. Первичная проверка понимания.
Учитель: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Дети: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
Учитель: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Дети: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д. Учитель: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
Учитель: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
Учитель: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Дети: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
Учитель: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
Учитель: Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим.
4 этап урока. Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа)
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Крылатые качели».
Учитель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
Анализ:
Учитель: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Дети: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
Учитель: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Дети: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
Учитель: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
Учитель: Каков характер музыки?
Дети: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
Учитель: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»
2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
5 этап урока. Обобщение и систематизация знаний.
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
Учитель: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
Учитель: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Дети: Программа «Время» «Новости».
Учитель: А сейчас проведем с вами небольшое интервью для одной из телепередач и ответим на некоторые вопросы:
Любите ли вы слушать музыку?
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.
6 этап урока.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки)
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Д/З: Составить кроссворд по теме: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»