Урок по музыке для 5 класса по теме «Музыка в театре, в кино, на телевидении»


Цель урока:
 
 
Задачи:
 
 
 
 
 
 
 
Планируемые результаты для ученика:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Понятийный аппарат:
 
 
Оборудование:
 
 
 
Музыкальный материал:
 
 
 
 
 
 
 

Виды  деятельности на уроке:
 
Формы деятельности:
 
Тип урока:
 
 
 
  
Организационный момент. (Экспозиция).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мотивирование учебной деятельности. (Завязка).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся формулируют тему урока.
 
 
Создание проблемной ситуации.
Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).
 
 
 
  
Основной этап урока. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Разработка 2


















 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Кульминация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итог урока
Рефлексия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 











 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





Итог урока.
Рефлексия. Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, в кино, на телевидении.
 Образовательная:  познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: развивать внимание, мышление,   певческие   способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
   Личностные:  у обучающихся будет  сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство.Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.
Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»;   понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении;   сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученики  получат возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
 Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность  научиться  владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные:  учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл;  исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
 Обучающиеся получат возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
 Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.                     
Либретто, литературный сценарий, музыкальный фильм,  киномузыка, тапер,  вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства. Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка -класс»,  проектор,  компьютер, презентация, ф-но, музыкальный центр,  диски,  задания группам,  портреты композиторов, таблички «рефлексия».
Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков  «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. .Петровой),«Ледовое побоище» из фильма  С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов
( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы  Бонифация» и др.).
  Хоровое пение,  пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.                        
Индивидуальная, фронтальная,  групповая, в паре.
Урок открытия  и первичного закрепления новых знаний
                                  
           Ход урока:
   Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
    Музыкальное приветствие.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
Попевка «Сейчас музыкальный начнется урок»
 Вокальные упражнения (Распевание). 
 
Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок мы откроем музыкой. Сейчас прозвучат фрагменты из музыкального произведения. Вспомните название каждой пьесы и всего произведения в целом.    Музыкальная викторина по сюите Э.Грига «Пер Гюнт»:1.В пещере горного короля.2.Песня Сольвейг. 3. Утро. 4 . Шествие гномов. 5. Танец Анитры. 6.Смерть Озе.
Пение основных тем разных частей («Песня Сольвейг», «Утро»), пластическое интонирование музыки  «В пещере горного короля» (передача её характера пластическим движением). Назвать характер интонаций каждого образа и показать  их в пластическом дирижировании.  
Учитель. Где Григ черпал сюжет, сведения для создания сюиты? (Выбрать правильный вариант ответа: литература, ИЗО, театр). Откуда взялось название произведения «Пер Гюнт»? Что лежит в основе сюиты? (Музыка к драме Ибсена). Итак, это была музыка к спектаклю.
Учитель: А сейчас вы увидите 2 видеофрагмента. Знакомы ли  они вам ? Помните ли вы их названия?
На экране видеофрагменты:
Песня «До,ре,ми» Р.Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки», «Песенка друзей» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты»)
  У. Посовещайтесь в парах и подумайте, есть ли сходство и  различие между этими произведениями?
 Версии учащихся:
Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.
Различие: разные жанры киноискусства: художественный  и мультипликационный фильмы, инструментарий.
Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка? 
Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой). У. Раскрывают  ли песни Островского содержание этой детской передачи?
Являются ли они музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?
После прослушивания:
Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Грига, Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет? Где была использована эта музыка?
Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. 
Работа в группах. Ученики каждой группы предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Ученики:  «Музыка в театре, в кино, на телевидении». 
 Учитель:
Сегодня мы будем  говорить о взаимоотношениях этих видов искусств.  Давайте определим главный вопрос нашего урока.
Группы  вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока):  «Какова роль  музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?»
      Учитель: Прежде чем мы с вами ответим на этот вопрос, я предлагаю вам исполнить известные вам уже песни «До, ре, ми» Роджерса и «Песенку друзей» Гладкова, и разучить новую «Песенку о прекрасных вещах» Р.Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки». Разучивание  песни с пластическим  дирижированием.  В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально,  по группам, всем классом, с дирижером. Коррекция и самокоррекция интонирования песен.Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?
 Ученики:  Песня не смогла бы появиться без поэтического текста.
Учитель: Откуда черпают поэты, писатели, композиторы сюжеты своих произведений?
 Ученики:      Из реальной жизни, из литературы,   сказок, фантастики…
 Беседа: Каков характер спетых песен?
Что  они передают в фильмах? (Настроение героев, их эмоциональное состояние).
 Что стало бы с  фильмами «Звуки музыки», «Бременские музыканты», если бы в них  не было музыки? (Были бы бессмысленными названия фильмов, сюжет, литературная основа, т.к. музыка в них играет главную роль).
Работа в паре: учащиеся должны вспомнить и назвать музыкальные мультфильмы и кинофильмы.
  Учитель:  Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли?  Для этого в группах выполним следующие задания:
1группа. Задания:
1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( 0 )
2) кто осуществляет постановку спектакля:  (б )3) кто  еще участвует в  создании муз. фильма, спектакля. передачи:
Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.
2 группа.  Задание.
Откуда берется сюжет?
  Выбрать из предложенного:  а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса,  из сказок, з)фантазии,   и)  идеи.
(Ответ: а), б), в), ж),з)
3 группа. 
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов  "режиссер",  "литературный сценарий (киносценарий)".Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария.
Литературный сцена́рий — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев.
4 группа. 
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "киномузыка"," тапер".Киномузыка — инструментальная и вокальная музыка, звучащая в кинофильме.
Тапер-музыкант-аккомпаниатор, сопровождающий немое кино игрой на пианино.
Чтение и обсуждение ответов учащихся.
Учитель:  Мы выяснили, как создаются музыкальные фильмы, спектакли. А теперь давайте вспомним некоторые из них.
Задание по группам.
Посмотреть на иллюстрации в учебнике «Музыка -5класс» (стр.66-67) и ответить на вопросы:
1группа. Фрагменты из каких фильмов вам известны?
(Х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы  Бонифация» и др.).
2 группа. Какова роль музыки в спектакле и кино?
Музыка передает настроение героев, их эмоциональное состояние, раскрывает содержание фильма, характер героев, настроение сцены, эпизода.
3 группа. На каких иллюстрациях изображено действие, движение? (м/ф «Белоснежка»,«Бременские музыканты»,«Каникулы  Бонифация»)
Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Ледовое побоище» С. Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, не называя фильма, и просит учащихся сказать, чей портрет создала музыка, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
После того, как музыка отзвучала, группы выскажут свое представление о прозвучавшей музыке: образ тевтонских рыцарей - это образ мрачной силы и назовут средства музыкальной выразительности, которые ярко  изображают захватчиков -тевтонских рыцарей: мелодия, регистр, лад, ритм, динамика, темп, тембры.  Подведя итог, учитель обращается к главному вопросу нашего урока: «Какова роль  музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?» и предлагает задания для групп: составить тезисный ответ (Схема-опора),используя материал учебника и записи в тетради, словаре.
1-2группы работают над тезисами  к понятию « Киномузыка»,
3-4 группы работают над тезисами  к понятию «Литературный сценарий».
Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.
 Киномузыка
Подчеркивает настроение героев, их эмоциональное состояние,
передает действие, движение,
является главным героем,
раскрывает содержание фильма, спектакля, передачи,
муз. тембр, динамика, лад – ведущие средства для создания экранных образов.
 
Литературный сценарий
строится на основе литературного источника, исторического  факта, жизненной  ситуации,
пишется режиссером совместно с композитором, т. к  они  сообща создают художественные образы,
подразумевает четкое, последовательное выстраивание музыкального ряда в соответствии с линией сюжета ( дается характеристика героев, подчеркнуты усиления и спады напряженности событий).
 Самоконтроль учащихся во время работы в группах.                                                 Коррекция.
  Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
- Какой у нас был главный вопрос урока?
  -Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
 
Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия.
Критерии  
Оценка
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала Низкая-1 балл
Средняя-3балла
Высокая-5баллов
Объем нового материала Недостаточный-1балл
Достаточный-3балла
Можно увеличить-5баллов
 
Свое личное участие в работе группы оцениваю как Недостаточное-1балл
Достаточное-3балла
Активное-5баллов
Работа в группе Не проявлял инициативу-1балл
Помогал-3балла
Проявлял инициативу. Предлагал правильные решения-5баллов
4-9баллов-невысокий уровень участия и полезности- отметка «3»
10-15 баллов-средний уровень – отметка «4»
16-20 баллов- высокий уровень – отметка «5»  
 
 
Оценка деятельности учащихся на уроке учителем.
Домашнее задание.
1)Базовый уровень. Выучить определения. Прочитать параграф (с.64)
2)Повышенный уровень. Составить кроссворд по теме: «Музыка в театре, кино, на телевидении».
3) Высокий уровень. Написать эссе на тему: «Какую роль играет музыка в театре, кино, на телевидении?»  
Используемые материалы:
1.     Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».2.     Википедия. Свободная электронная энциклопедия. http://www.wikipedia.org/3.     Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.
4.     Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник  « Музыка  5 класс». М., 2009г.
5.     Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.
6.     Музыкальный материал на дисках и кассетах к уроку:
Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков  «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой), «Ледовое побоище» из фильма  С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы  Бонифация» и др.