Открытый урок по музыке на тему Роль музыки в кино, театре, на телевидении


Открытый урок музыки в 5 классе
Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Тип урока- открытие нового знания
Метапредметные связи- музыка, история, литература, изо.
Технические средства: DVD, музыкальный центр, компьютер.
Видеоряд: Презентация к уроку
Музыкальные произведения:
А. Рыбников «Буратино»
Е. Крылатов «Колокола»
Слова З. Петровой, муз. А. Островского “Спят усталые игрушки”
муз. В. Дашкевича сл. Ю. Кима «В гостях у сказки»
М. Добрунов «Время»
Песня из кинофильма «Мери Поппинс»
«Барбарики» Виталий Осошник и Любаша
Произведения фотоискусства:
Театр им. Галиаскара Камала, Театр им.Тинчурина, Театр Оперы и Балета имени Мусы Джалиля, Театр им. Г. Тукая, Большой драматический театр им. В.И. Качалова, Татарский государственный театр кукол «Экият»
Видеофрагменты:
Фрагмент фильма с участием Чарли Чаплина
Ход урока:
1. Этап мотивации к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.
Организационный момент.
Сл.1-2 ♪ Музыкальное приветствие «Колокольчик» 2 МИН
Настраивает на работу:
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
2. Постановка проблемы. Определение темы.
У: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Но чтобы нам войти в зал, давайте приобретем билеты.
(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов. 2МИН
(…..Учащиеся по очереди читают загадки)
Слайды-3-8 по очереди…
3. Постановка учебной задачи.
У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь….
Сл.9 - Правильно….о театре, кино и телевидении.
-А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих видах искусства.
-Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

4. Построение проекта выхода из затруднения
- Я думаю, что вы любите ходить в театр.
На дом вам было дано задание, узнать, какие театры есть у нас в г.Казане?
(Перечисление театров)
Сл. 10-15 по очереди
Дети- Театр им. Галиаскара Камала, Театр им.Тинчурина, Театр Оперы и Балета имени Мусы Джалиля, Театр им. Г. Тукая, Большой драматический театр им. В.И. Качалова, Татарский государственный театр кукол «Экият» — один из старейших театров Татарстана — был образован в 1934 году.
У- Правильно, многие театры вы наверное уже посетили…если нет..то посетите со временем.
У. - А вы знаете, как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре. (Работа в группах)
- Зачитайте свои правила и обсудите каждое. ( Ребята обсуждают правила поведения в театре и составляют памятку).
Раздаю памятку «Правила поведения в театре».
У. - А какие профессии нужны театру? Представьте, что вы администратор и вам необходимо набрать работников театра. Кто вам будет нужен?
(Дети перечисляют профессии с комментариями почему).
Сл.16
- Гримёр;- костюмер;- декоратор;- осветитель;- музыканты;- режиссёры… …

Сл.17- Либреттист – это кто? Либреттист — тот, кто сочинил, переработал или составил текст специально для литературно-музыкального произведения (ответы детей) - Тот, кто пишет либретто (Учащиеся слушают, анализируют)
Зачитывают из тетрадей Понятие «Либретто».
Либре́тто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
6. Первичная проверка понимания.
- Без литературы спектакль мог бы состояться? (нет)
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: а настолько ли значима роль музыки в театре, кино, телевидении? Пока не торопитесь отвечать на этот вопрос.
- А скажите, для чего музыка нужна в театре?
- Вы знаете, очень часто так бывает, что музыка из спектакля словно сходит со сцены и уже живет самостоятельной жизнью. Таких примеров много. Может кто-нибудь назовет такие примеры?
- Один из них мы сейчас услышим, я даже не буду говорить название этого театра..Сл. 18. ♪ (Звучит отрывок песни Буратино)
- Как называется этот театр? (Приключение Буратино и его друзей)
- Какую роль выполняет музыка в этом театре?
(Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы).
7. Первичное закрепление
Сл.19.
- Но где, же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр? – (Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.)
(Варианты ответов детей. Учащиеся слушают, анализируют)– Как вы думаете, когда появился 1-й кинофильм? – (Варианты ответов детей).
Сл.20. -21
Из истории: Начало 20 века - это время появления кинематографа. В 1908г была снята 1-я игровая картина «Стенька Разин и княжна». Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства 20в. В наше время кино так же остается востребованным искусством.
- А чем отличались первые кинофильмы от современных? – (Они были черно-белые - У них не было звука)
- Кинопроектор работал очень шумно, кроме этого, не специально, но шумели и зрители. Как вы думаете, что придумали киномеханики?
Сл.22.
- Появилась новая профессия в кинематографии ТАПЕР
- Ребята, найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
понятие «Тапер» (Пианист, который игрой сопровождал фильм)
- А выглядело это примерно так.
Трек 3 ♪ Иллюстрирует на примере фильма с участием «Чарли Чаплина».
- Какую роль выполняет музыка в этом фильме? (Иллюстрирует, Создаёт атмосферу)- Но прошло время, и герои на экране заговорили. Казалось, что теперь музыка должна была утратить своё былое значение? Но, случилось чудо! Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?
- Как, вы, думаете, для чего она нужна? (ответы детей)
–Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.
- Что мы услышим в этой музыке, и о каком фильме она нам напомнит?
Сл.23 ♪ «Колокола» Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина - исполнение.
-Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
- Очень часто музыка рисует нам образ положительного или отрицательного героя. Все мы знает сказочного персонажа Бабу-Ягу. Давайте посмотрим, какой она предстала, благодаря музыке в одном из фильмов.
Сл.24. ♪ Песенка Бабы-Яги из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»
- Какой предстала Баба-Яга в этой песенке? (Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент. Дают характеристику главной героине фильма)- Вспомните свои любимые мультфильмы.
- Там нужна музыка?
- А для чего?
Трек 6 ♪ ф/минутка Барбарики8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Нам сегодня не нужно далеко ходить, чтобы посмотреть фильм. Достаточно включить телевизор и мы в волшебной стране, полной музыки. Телевидение принесло нам не только фильмы, но множество разнообразных передач. Каждая третья – музыкальная. Музыка звучит эпиграфом ко всем передачам. Давайте проведем небольшую викторину.
Сл.25 треки 7-12 по очереди ♪ Проводится викторина-угадайка.
(Дети по фрагментам музыкальных заставок называют телепередачи)
Рефлексия деятельности (итог урока)
Сл.26.- Итак, после сегодняшнего урока у вас осталось сомнение о том, насколько значима роль музыки в театре, кино телевидении?- Какую роль выполняет музыка в театре, кино, на телевидении?
9. Вывод - Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, картины, иллюстрирует события, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, усиливает переживания, показывает мастерство певцов и музыкантов.
- Достигнута ли поставленная нами цель урока? Да. Мы определили роль музыки в театре, кино и на телевидении.
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Оценки за урок:
Сл.27. - В заключение урока я хочу вспомнить фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели – «Мери Поппинс».
- Давайте исполним песню из этого фильма, которую мы
( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
СЛ. 28. Домашнее задание:
- На этом наш урок закончен. До свидания!
Труд костюмеров в театре особо почётен и заметен, и действительно . Облачить актеров в их сценический костюм, создать необходимый по роли образ того или иного героя лучше костюмера, пожалуй, никто не сможет.
Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Изменяет ему внешность.
Декоратор- украшает , оформляет сцену (дом, стол, стул,….
Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли артистов. правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно.
Осветитель направляет свет на сцену, чтобы зрителям хорошо было видно актеров, их лица, выражения глаз.
Дирижер – управляет спектаклем
Художник – оформляют занавесы..задние и передние…
Баба яга -старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.