Конспект урока по русскому языку . Тема Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей 1 класс


Теоретический лицей имени Н. К. Георгиу

Урок
русского языка
в 1-а классе
по теме:
«Большая буква в фамилиях, именах, отчествах людей».

Учитель Плехова Н. П.
2 дидактическая степень

Кишинёв
17 февраля 2014г
Основные цели: ученик должен
Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
2) Актуализировать способность к использованию изученного правила
на письме.
3) Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
4) Узнать об истории возникновения фамилии и имён.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собст-венные; писать эти имена с большой буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности. (Слойд №1)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
На дворе стоит зима,
Вся сиянием полна.
Повернем мы все лицо на окно
И вдохнем зимний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
- Я знаю, что вы любите путешествовать. Это так?
- А хотите опять отправиться в путешествие?
Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Паровоз)
— Верно. Паровоз. (Слайд 2)
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо .
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда запи-сывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
(Учитель демонстрирует дневник наблюдений. Слайд 3)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник на-блюдений и запишите сегодняшнее число.
(Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья.
Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
2. Самоопределение к деятельности. (Слайд 4)
- Вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы).
- А что общего у всех букв волшебного леса?
- Все они большие .
- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.
- Заглавная, прописная.
_ Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложе-ний. С большой буква пишутся клички животных, географические названия, имена людей)
3.Актуализация знаний. Чистописание.
- На какие 2 группы вы бы раздели все буквы (Гласные и согласные)
— У нас осталось несколько букв. Назовите их. (Буквы- Л, М, П, З)
— Какая буква «лишняя» и почему? (Буква П. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.)
Из букв Л, М, З учащиеся выбирают согласные сходные по написанию.
Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент.
- Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова. (Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока:
Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей. ( Слайд 5-6 )
4. Заглавная буква в именах людей. (Слайд 7.)
- Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте помо-жем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
—Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обы-чным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.
У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выпол-нив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.
Иаков - запинатель Анна - благодать
Данил – «бог – мой судья» Ангелина - вестница
Николай – побеждающий народ Ариадна - строго сохраняющая супружескую верность
Андрей - мужественный Елисавета – почитающая Бога
Илья – крепость Господня Ирина - мир
Максим - величайший Дарья - сильная, побеждающая
Григорий - бодрствующий София - мудрая
Никита – победитель Виолетта - фиалочка
Леонид – сын льва Мария – любимая
Владислав – святой Ксения, Оксана – иностранка, странница
Александр – защитник людей Юлия – кудрявая, пушистая
Виталий - жизненный Пелагея (Полина) - морская
Георгий - земледелец Алексей - защитник — Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва» (Леонид) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )

— Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.
(Дети пишут.)
— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Слайд 8
- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.
Если мы разгадаем сказочный кроссворд , то узнаем что означают имена некоторых сказочных героев.
"В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).
Мальчик – луковка
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный верный друг.( Чиполлино)
Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло . (Буратино) итал. buratino – кукла
Мультперсонаж,имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. (Чебурашка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. (Снегурочка).
6) Девочка с голубыми волосами.
Она дружила с самим Буратино
Зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).
7) Она красива и мила
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
(Слайд 9 )
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
ФИЗМИНУТКА для глаз (Слайд 10 )
5. Заглавная буква в отчествах людей.( Слайд 11 -13 )
- Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.
Моего учителя зовут михаил.
- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?
- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество?
Работа в парах.
Составьте пары. К словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.14
— Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.
Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.
(Дети записывают отчества героев в дневники наблюдений).
Слайд 15 .
— Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

6. Заглавная буква в фамилиях людей.
Ребята, допустим, у нас в классе 4 Артема, 2 Даши, 2 Саши. Скажите, пожа-луйста, что я прошу их написать в тех случаях, когда они подписывают свои работ?. (Фамилию).
— Ребята, у каждого из нас есть фамилия.
– 900 лет назад появились и первые фамилии. Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев
– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).
Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.
— Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Физминутка «Поезд».
Загудел паровоз «-у-у-у!» Вагончики зеленые
И вагоны повез Бегут, бегут, бегут.
«чу-чу-чу, Чу-чу-чу!» А круглые колесики
Далеко я укачу «Тук-тук» Тук-тук! Тук-тук!»
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей.
Работа по карточкам.
В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.
Базовый уровень.
1 Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.
(А, а)леша - 2
Анатольевна Кузнецов
Фамилия

уткин Сергеевич
Отчество

петрова Говорухин
(Г, г) аля - (И, и)ра- (С,с)аша- Повышенный уровень.
1 Из слов каждой строчки составь предложение. Вместо точек вставь слова роза, Роза. Объясни свой выбор.
окном, расцвела, под, красная …….
Под окном расцвела красная роза.
подругу, зовут, мою …….
Мою подругу зовут Роза.
2. От данных слов образуй фамилии и отчества
Фамилия Отчество
заяц
Иван
Андрей
8. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 16
Цель: организовать повторение изученных правил на уроке
Каждый ученик подписывают титульный лист дневника наблюдений, указывает свою фамилию, имя и отчество.
9. Рефлексия деятельности. ( слайд 17)
Цель:
1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:
2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их
3)оценить свою деятельность на уроке.
-_Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
Слайд 18.
Вот и заканчивается наше путешествие . Вы очень хорошо потрудились, молодцы!