Сценарий учебного занятия Рецепт успешного политического лидера


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Томская область Первомайский район





















Урок обществознания в 9 классе
«Политический лидер»




Автор: Сапогова Алла Анатольевна
Должность: учитель истории
и обществознания
Аннотация об авторе: категория – высшая,
стаж работы – 24 года









Тема урока: Политический лидер.
Метапредметная тема: «Простое и сложное»
Цель урока: формирование понятия «политический лидер».
Метапредметная цель: формирование умения выстраивать стратегию от простого к сложному.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о политическом лидере.
Развивающая: развивать умения постановки вопроса, выделять существенное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать политическую культуру – умение работать в команде, брать на себя инициативу, воспитывать лидерские качества.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильм.

Дидактический материал:
Рабочие тетради.
Оценочные листы.

Форма занятия: практикум.
Ход урока
Активизация обучающихся и формирование их личного интереса к учебному занятию.

Слайд №1 («Знаменосец», «Торговец», «Пожарный»)
Скажите, что объединяет эти понятия? Сложный вопрос? А вам интересно узнать ответ? А ответ мы получим в конце учебного занятия.
Двигаем «штору» (тема урока «Политический лидер»)
Сегодня мы узнаем кто такой политический лидер, и какими качествами надо обладать, чтобы стать политическим лидером. СА помогут нам - простые и сложные вопросы.

II. Стадия «Вызов».
Что такое политика?
Является ли Томск политическим центром?
Кого мы называем лидером?

Ситуация в России такова, что нам нужны люди новые сильные, способные на преобразования государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Только где их взять? Кажется, ответ очевиден – взять их негде, кроме как среди нас самих.


Стадия «Развертывание ситуации»

Выполняем задание №1 в рабочей тетради. Вам необходимо сформулировать вопросы о лидере и его качествах и ответить на свой вопрос.
Выступление, обсуждение и оформление кластера на доске «Качества лидера».
Вместе выводим определение - лидер. Учитель обращает внимание обучающихся, что все понятия есть в глоссарии рабочей тетради.
Вновь возвращаемся к понятиям «Знаменосец», «торговец», «Пожарный». Учитель расставляет таблички с названиями на столы и просит обучающихся выбрать понятия близкое для себя лично и занять новые места. Определились новые группы.

Стадия «Погружения»
На интерактивной доске открывается видеоряд









Почему я поместила эти портреты в один видеоряд? (Лидеры)
Какие это лидеры? (Неформальный, трудовой, политический)
А разве у них будут одинаковые качества? Получается, мы с вами попали в «ловушку», когда выполняли первое задание. Давайте сейчас проговорим какие качества необходимы для неформального, и какие для трудового лидера.

Стадия «Осмысления»
Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Прямая линия с премьер - министром Путиным В.В.» (Этот ролик раскрывает качества политического лидера).
В рабочих тетрадях выполняют задание №2 (формулируют по алгоритму продуктивные вопросы к понятию политический лидер).
Озвучивают вопросы и ответы к ним, составляют кластер на доске – качества политического лидера.
Вновь обращение к интерактивной доске. Что объединяет понятия «знаменосец», «пожарный», «торговец»? (Это собирательные образы политических лидеров.
На интерактивной доске представлены характеристики

отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.



Соотнесите эти образы с названием своей группы

Знаменосец
Торговец
Пожарный


Более подробно вы будете изучать типы политических лидеров в 11 классе.

Рефлексия.
С какими понятиями мы сегодня работали на учебном занятии? (Вспомнили понятие – лидер и сформулировали новое – политический лидер).
Ребята, с помощью какого приема мы сделали это? (Постановки простых и сложных вопросов).
С какими вопросами работать сложнее? А что сложнее быть лидером или быть политическим лидером?

VII.Домашнее задание.
Я предлагаю вам на выбор следующие задания:
Написать эссе «Политический лидер - » или разработать «Кодекс чести» современного политического лидера.

Оценки
Политический лидер должен постоянно подводить итог своей деятельности, чтобы быть успешным.
Оцените свою работу на учебном занятии по схеме: «Я»- как активно работал?
«Мы» - коллектив в сравнении с другими как был активен (скорость выполнения, отсутствие конфликтов, правильность)
«Дело» - важность, полезность темы урока.

Самоанализ занятия

Технология: технология критического мышления.
Методы: прием работы над учебными вопросами.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Урок проводится в системе: начальное понятие лидера дается в 7 классе, в 9 классе идет углубление – политический лидер, в 11 классе – основное содержание этого понятия.
Подготовительный этап
Стадия «Вызов»
Определены учебная и метапредметная тема, обозначены учебная и метапредметная цель.
Идет актуализация знаний. Форма организации – фронтальная. Вид деятельности общее обсуждение. Формируется понимание простого и сложного.
Основной этап
Стадия «Развертывание ситуации»
Метапредметная задача – сформировать представление о простом через работу над репродуктивными вопросами.
Учебная задача – с помощью клише сформулировать вопросы о лидере и его качествах. Обсуждение в группах. Формируется умение анализировать.
Стадия «Погружение»
Метапредметная задача – анализ и сопоставление, учебная - разведение и углубление понятий, прием – сравнение информации. Форма организации деятельности – фронтальная беседа.
Стадия «Осмысление»
Метапредметная задача – формирование представления о сложном через работу над продуктивными вопросами. Учебная задача – обобщать и делать выводы. Вид деятельности – индивидуальный. Ключевое задание – задание –ловушка: видеоряд.
Стадия «Рефлексия»
Восстановление логической цепочки достижения цели учебного занятия, оценивание обучающимися своей деятельности через оценочные листы.
Таким образом, на учебном занятии был поставлен ряд метапредметных и учебных задач, были использованы такие приемы и методы, как постановка вопросов разного уровня, задание – ловушка, рейтинговое оценивание.
Вся деятельность была направлена на формирование познавательных, коммуникативных, аналитических и творческих способностей обучающихся.