Разработка опорных конспектов по теме «Механическое оборудование» при изучении раздела «Оборудование предприятий общественного питания»

Разработка опорных конспектов по теме «Механическое оборудование» при изучении раздела «Оборудование предприятий общественного питания».

Подготовил преподаватель
ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»
Наталья Михайловна Корнеева

Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющая собой наглядную конструкцию, замещающая систему фактов, понятий, идей, как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Виктор Федорович Шаталов – гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ.
Авторская методика Шаталова В.Ф. состоит из следующих принципов:
Изложение теоретического материала крупными блоками и в быстром темпе
Использование на доске при объяснение опорных сигналов
Подробное объяснение алгоритма решения учебной задачи
Фронтальное решение учебной задачи
Письменное фронтальное повторение материала по опорному конспекту
«Полетное» повторение всего учебного материала
Проверка цепочкой
ШаталовВ.Ф. выделил основные правила для педагога:
Повторять одно и тоже различными словами
Не разрешать одновременно слушать и записывать
Осуществлять опережающее рассмотрение учебного материала
Вести контроль знаний учащихся
Спрашивать каждого на каждом уроке
Открытые перспективы
Гуманное отношение

Опорные конспекты – это система условных изображений, отражающих необходимую для усвоения учебного материала информацию.
Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе.
В опорном конспекте информация представлена в виде рисунков, схем, графиков, аббревиатур, цифровых обозначений элементов.
Основные принципы составления опорного конспекта:
- Лаконичность
- Структурность
- Смысловой акцент
- Унификация печатных знаков
- Автономность
- Ассоциативность
- Доступность воспроизведения
- Цветовая наглядность и образность

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:
1. Отбор учебного материала. Подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из ней выбирается учебная информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.
2. Структурно- логический анализ и построение структурно- логической схемы учебной информации. Наглядное представление учебного материала и последовательность изложения.
3. Выделение главных элементов (опор). Проводится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.
4. Составление опорного конспекта. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатуры. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. Кодирование значимости учебной информации в цвете.
Рекомендации по использованию цветов:
-использовать не более 3-4 цветов в опорном конспекте
-иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий
-избегать комбинации красного и желтого цветов
-избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.

Последовательность работы с опорным конспектом:
Детальное объяснение нового материала
Сжатое объяснение по опорному конспекту
Разбор содержания опорного конспекта в парах
Чтение соответствующего материала в других источниках
Запоминание опорного конспекта
Письменное воспроизведение опорного конспекта
Опрос по опорному конспекту

Актуальность опорного конспекта для студента:
-позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта;
-с помощью преподавателя до конца понять данный материал;
-легче запомнить изучаемый материал;
-используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
-приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Актуальность опорного конспекта для преподавателя:
- помогает наглядно представить весь изучаемый материал;
- помогает сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
- многократно повторять изучаемый материал.

Методика применения опорных конспектов
- Две деятельности одновременно не делать;
-Детальное объяснение нового материала с применением традиционных средств обучения с записями на доске. Учащиеся только слушают;
- Сжатое объяснение материала по опорному конспекту;
- Разбор содержания опорного конспекта. Студенты проговаривают материал вслух друг другу;
-Тут же в аудитории или дома чтение соответствующего материала по учебнику или другому пособию;
- Запоминание студентами опорного конспекта;
- На следующей паре письменное воспроизведение конспекта по памяти в специальной тетради;
-Устный опрос.

Примеры опорных конспектов:





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715













15