Групповые тренинговые упражнения Развитие внимания и наблюдательности


Групповые упражнения для развития
внимания и наблюдательности.
Педагог-психолог
Октябрьской средней школы
района М.Жумабаева СКО
Иванова Ольга Викторовна
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания и наблюдательности у учащихся среднего и старшего звена при различных обстоятельствах.
Актуальность: Невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. 
Упражнение «Счет».
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;• разговаривать запрещено;• допустимо использование мимики, жестов.• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения учащиеся вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения и манеры. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Упражнение «Фигура».
Ход упражнения
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат, или любую другую фигуру. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Упражнение «Коллаж»
Ход упражнения
Учащихся необходимо разделить на группы по 6-8 человек. Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные карандаши, краски с кисточками, цветная бумага. Каждый ученик занимает свое место вокруг ватмана, не вставая и не пересаживаясь. Команда решает: будет каждый из участников выполнять свою роль или рисовать свой рисунок, но так чтобы он гармонировал с общей картиной. Рисунок может выполняться по кругу.
По завершению упражнения необходимо обсудить, что понравилось, а что вызвало трудности в выполнении данной работы.
Упражнение «Гусеница»
Для игры понадобятся несколько воздушных шаров – по числу играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.Комментарий: главное, на что стоит обратить внимание, а потом помочь ребятам осознать это в ходе обсуждения: как сами ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все? 
Упражнение «Найди свою пару»
Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются.Группа садится в круг. Задача каждого участника – не показывая никому карточку, выйти в центр круга и при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки – это слишком просто.
Упражнение «Рисунок на спине»
Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять, что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Упражнение «Строители будущего»
Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:- Нарисовать здание в 10 этажей.- Контур здания должен быть фиолетового цвета.- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.- На здании должен развиваться синий флаг.…и так далее.Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно.  Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.
Упражнение «Что такое?»Заранее для игры, в идеале, необходимо подготовить карточки со сложными для объяснения словами (Например, цирюльник, жребий, микрорайон, интерпретация и тд.), но можно обойтись и обычными словами для учащихся среднего звена(кресло, телефон, светофор и тд.). Участники разделяются на группы по три – четыре человека, карточки разделяются между ними. По сигналу каждая из команд начинает совещаться. После того, как окончится совещание, каждый из участников забирает себе одну или более карточек, которые будет объяснять. Число карточек в каждой команде должно быть одинаковым. Важно, чтобы он задал присутствующим только один вопрос о предмете на карточке так, чтобы все остальные смогли понять, что это и дать ответ. Например:- Удобное сиденье с подставками для рук?- Кресло.
Побеждает та команда, которая соберет больше правильных ответов.
Упражнение «Волшебная бутылочка»
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в себе, своем классе, школе. Так же это упражнение можно использовать для завершения занятия.
Психолог дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы или ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться вашей команды, учебы например. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между уроками, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания. Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.
Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?
Упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия тренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось? – Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Ритуал прощания «Наш дружный класс(коллектив)»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.