Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» профиль «столярное дело»для 5 класса
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Арзамас
Рассмотрено
на заседании методического
совета школы
Протокол № 1от28.08.14 Утверждено
на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1от 29.08.14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профессионально-трудовое обучение»
профиль «столярное дело»
для учащихся 5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
учитель трудового обучения Каменев Сергей Сергеевич
Арзамас 2014 год
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………
Цель и задачи программы ……………………………………………………
Учебно-тематический план ..………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование …………………………………..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся ……………………
Учебно-методический комплекс …………………………………………….
Приложение:
Учебно-дидактическое обеспечение 3
4
5
6-17
17
18
столярное дело
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению по профилю «столярное дело» для 5 класса разработана в соответствии годовым календарным графиком и учебным планом школы (I вариант), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014.
Учебный предмет «профессионально-трудовое обучение по профилю «столярное дело» является одним из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном станке, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей и уровня познавательных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, на основе дифференциальной характеристики учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида В.В.Воронковой.
Оценка уровня знаний и умений учащихся проводится на основе оценочных материалов, утвержденных методическим советом школы.
Цель и задачи программы
Цель программы: подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.
Задачи программы.
Образовательные:
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
Коррекционно-развивающие:
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
Воспитательные:
-воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду;
- формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов Количество часов
Вводные занятия. 8
Пиление столярной ножовкой. 34
Промышленная заготовка древесины. 4
Игрушки из древесного материала. 8
Сверление отверстий на станке. 22
Игрушки из древесины и других материалов. 10
Выжигание . 4
Пиление продольной и поперечной пилой. 16
Строгание рубанком. 14
Соединение деталей с помощью шурупов. 20
Изготовление кухонной утвари. 22
Соединение рейки с бруском врезкой . 18
Самостоятельные и контрольные работы. 2
Практическое повторение. 12
Итого 200
Календарно-тематический план к программе
«Столярное дело» 5 класс (200 часов).
№
Название раздела и темы Кол-во часов Дата Примечание
I четверть 52часа 1 Вводное занятие. План работы на четверть. 1 02/09 Вводный инструктаж по охране труда. Правила поведения в столярной мастерской. 1 02/09 Пиление столярной ножовкой (34часа)
2 Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. 1 04/09 Знакомство со столярным инструментом. 1 04/09 3 Правила пользования столярными инструментами (измерительная линейка, столярный угольник). 1 08/09 Знакомство со столярным инструментом. 1 08/09 4 Устройство и назначение столярного верстака. 1 09/09 Знакомство с изделием (игрушечный строительный материал из брусков) 1 09/09 5 Организация рабочего места столяра. Правила работы на верстаке. 1 11/09 Материалы для изготовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). 1 11/09 6 Пиление как одна из основных столярных операций. 1 15/09 Инструменты (измерительная линейка, угольник, ножовка, стусло). 1 15/09 7 Инструмент для пиления. Столярная ножовка. 1 16/09 Правила безопасности при пилении ножовкой. 1 16/09 8 Приемы пиления столярной ножовкой. 1 18/09 Пиление поперек волокон в стусле. 1 18/09 9 Виды брака при пилении 1 22/09 Пиление под углом в стусле. 1 22/09 10 Последовательность изготовления изделия 1 23/09 Выполнение упражнений по пилению древесины. 1 23/09 11 Основы разметки. Понятие плоская поверхность. 1 25/09 Выполнение упражнений по пилению древесины. 1 25/09 12 Виды разметки (по чертежу, по образцу). 1 29/09 Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника. 1 29/09 13 Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. 1 30/09 Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. 1 30/09 14 Понятие припуск на обработку. 1 02/10 Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. 1 02/10 15 Контроль за правильностью размеров и формы детали линейкой и угольником. 1 06/10 Пиление в стусле под углом и поперёк волокон. 1 06/10 16 Крепление заготовок на верстаке различными способами. 1 07/10 Пиление в стусле под углом и поперёк волокон. 1 07/10 17 Виды отделки изделий (шлифование, окраска). 1 09/10 Шлифование деталей шлифовальной шкуркой. 1 09/10 18 Окрашивание изделий. Водные краски для окрашивания деревянных деталей 1 13/10 Окрашивание деталей изделия кисточкой. 1 13/10 Промышленная заготовка древесины (4 часа)
19 Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). 1 14/10 Древесина: использование, заготовка, транспортировка. 1 14/10 20 Пиломатериалы: виды и использование. 1 16/10 Определение видов пиломатериалов по образцам. 1 16/10 Игрушки из древесного материала (8 часов)
21 Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. 1 20/10 Изображение деталей (упражнения). 1 20/10 22 Знакомство с изделием (игрушечная мебель: стол, стул и др.) Последовательность изготовления изделия 1 21/10 Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков и реек. 1 21/10 23 Одновременная заготовка одинаковых деталей. 1 23/10 Пиление полосок фанеры в приспособлении по линиям разметки. 1 23/10 24 Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. 1 27/10 Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. 1 27/10 Самостоятельная работа (2часа.)
Сборка игрушечной мебели с помощью гвоздей.
25 Подгонка деталей. Сборка изделия с помощью гвоздей. 1 28/10 Шлифование деталей. Окрашивание изделий. 1 28/10 Практическое повторение (2 часа)
26 Анализ самостоятельной работы. 1 30/10 Повторение пройденного в I четверти. 1 30/10 №
Название раздела и темы Кол-во
часов Дата Примечание
II четверть 42часа.
1 Вводное занятие. План работы на четверть. 1 10/11 Вводный инструктаж по охране труда. Правила безопасности при работе в мастерской. 1 10/11 Сверление отверстий на станке (22 часа)
2 Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. 1 11/11 Устройство и назначение настольного сверлильного станка. 1 11/11 3 Назначение основных видов сверл и их отличительные особенности. 1 13/11 Изготовление заготовок для практических работ. 1 13/11 4 Крепление сверла в патроне сверлильного станка. 1 17/11 Выполнение упражнений по креплению сверла в патроне. 1 17/11 5 Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. 1 18/11 Сверление отверстий на станке (на материалоотходах). 1 18/11 6 Приемы работы на сверлильном станке. 1 20/11 Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. 1 20/11 7 Контроль глубины сверления. 1 24/11 Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров. 1 24/11 8 Знакомство с изделием (подставка для карандашей или сверл) 1 25/11 Выполнение технического рисунка изделия Материалы для изготовления изделия. 1 25/11 9 Последовательность изготовления изделия (подставка для карандашей или сверл) 1 27/11 Изучение технологической карты изготовления подставки. 1 27/11 10 Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. 1 01/12 Отпиливание бруска нужной длины. 1 01/12 11 Разметка центров отверстий 1 02/12 Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. 1 02/12 12 Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки 1 04/12 Зачистка поверхности подставки шкуркой. 1 04/12 Игрушки из древесины и других материалов (10 часов)
13 Знакомство с изделием (модели корабля, трактора, грузового автомобиля). Материалы для изделия. 1 08/12 Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей, резка заготовок деталей изделия . 1 08/12 14 Устройство и применение рашпиля и драчевого напильника. Правила безопасности при работе напильником. 1 09/12 Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). 1 09/12 15 Устройство, назначение коловорота. Приемы работы коловоротом 1 11/12 Правила безопасной работы при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отверстий коловоротом. 1 11/12 16 Соединение деталей изделия (с помощью гвоздей, шурупов и клея). 1 15/12 Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. 1 15/12 17 Выполнение упражнений по соединению деталей с помощью шурупов 1 16/12 Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия 1 16/12 Выжигание (4 часа)
18 Устройство электровыжигателя, Правила безопасной работы и приемы работы с ним. 1 18/12 Подготовка поверхности к выжиганию. Перевод рисунка на изделие. 1 18/12 19 Выжигание рисунка. 1 22/12 Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками 1 22/12 Самостоятельная работа (2часа)
Сборка модели машины с помощью гвоздей, шурупов и клея.
20 Подгонка деталей. Сборка изделия . 1 23/12 Шлифование деталей. Выжигание изделий, окраска. 1 23/12 21 Анализ самостоятельной работы. 1 25/12 Повторение пройденного во II четверти. 1 25/12 №
Название раздела и темы Кол-во часов Дата Примечание
III четверть 56 часов.
Вводное занятие (2 часа).
1 Вводное занятие. План работы на четверть. 1 12/01 Вводный инструктаж по охране труда. Инструкция №59,61,65. 1 12/01 Пиление продольной и поперечной пилой (16 часов).
2 Пиление : виды (поперёк и вдоль волокон). 1 13/01 Изготовление заготовок для практических работ. 1 13/01 3 Отличия продольного и поперечного пиления. 1 15/01 Изготовление заготовок для практических работ. 1 15/01 4 Пилы поперечные и продольные: отличие формы режущих зубьев. 1 19/01 Сравнительное пиление на материалоотходах. 1 19/01 5 Подготовка рабочего места для пиления. 1 20/01 Пиление в стусле прямо и под углом. 1 20/01 6 Лучковая пила. Назначение и устройство. 1 22/01 Пиление лучковой пилой вдоль волокон. 1 22/01 7 Подготовка лучковой пилы к работе. 1 26/01 Пиление лучковой пилой поперёк волокон. 1 26/01 8 Брак при пилении : меры предупреждения. 1 27/01 Изготовление заготовок для практических работ. 1 27/01 Строгание рубанком (14 часов).
9 Рубанок :устройство ,основные части. 1 29/01 Упражнения по разборке рубанка. 1 29/01 10 Правила безопасной работы рубанком. 1 02/02 Подготовка рубанка к работе, настройка вылета ножа. 1 02/02 11 Широкая и узкая грани бруска (доски) , измерение. 1 03/02 Строгание широкой и узкой граней бруска с контролем линейкой и угольником. 1 03/02 12 Последовательность разметки при строгании. 1 05/02 Строгание широкой и узкой граней бруска с контролем линейкой и угольником. 1 05/02 13 Базовые поверхности (пласти) заготовки. 1 09/02 Строгание базовых плоскостей бруска с контролем линейкой и угольником. 1 09/02 14 Строение древесины: основные части дерева. 1 10/02 Строгание базовых плоскостей бруска с контролем линейкой и угольником. 1 10/02 15 Характер волокнистости и её влияние на процесс строгания. 1 12/02 Строгание брусков в различных направлениях. Сравнительный анализ качества. 1 12/02 16 Крепление заготовок на верстаке различными способами. 1 16/02 Упражнение по закреплению заготовок на верстаке. 1 16/02 Соединение деталей с помощью шурупов (20 часов).
17 Шило гранёное ,буравчик :назначение ,применение. 1 17/02 Подготовка отверстий под шурупы с помощью шила. 1 17/02 18 Дрель ручная: назначение ,устройство ,правила работы. 1 19/02 Сверление отверстий ручной дрелью в заготовках. 1 19/02 19 Правила безопасности при работе шилом, отвёрткой, дрелью. 1 24/02 Разметка заготовок для полочки настенной. 1 24/02 20 Шуруп: виды, взаимодействие с древесиной. 1 26/02 Изготовление деталей полочки настенной. 1 26/02 21 Зенковка: устройство и применение. 1 02/03 Раззенковка отверстий под шурупы в заготовках. 1 02/03 22 Технология подготовки отверстий под шурупы. 1 03/03 Изготовление деталей полочки настенной. 1 03/03 23 Отвёртка : основные виды. 1 05/03 Упражнение по завинчиванию шурупов. 1 05/03 24 Саморез: применение ,основные виды. 1 10/03 Упражнение по соединению деталей с помощью саморезов. 1 10/03 25 Чертёж :назначение (основной документ для выполнения изделия). 1 12/03 Сборка деталей полочки настенной с помощью саморезов и шурупов. 1 12/03 26 Чертёж: виды линий (видимого контура, размерная, выносная). 1 16/03 Отделка полочки настенной. Покрытие морилкой и лаком. 1 16/03 Самостоятельная работа (2часа.)
Изготовление вешалки для ключей.
27 Изготовление деталей вешалки для ключей. 1 18/03 Сборка конструкции вешалки на шурупах. 1 18/03 Практическое повторение (2 часа.)
29 Анализ самостоятельной работы. 1 19/03 Повторение пройденного в III четверти. 1 19/03 №
Название раздела и темы Кол-во
часов дата Примечание
IV четверть 50 часов.
Вводное занятие (2 часа).
1 Вводное занятие. План работы на четверть. 1 02/04 Вводный инструктаж по охране труда. Инструкция №59,62,65. 1 02/04 Изготовление кухонной утвари (22 часа).
2 Построение чертежей. 1 06/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 06/04 3 Знакомство с изделием (разделочная доска, лопатка). 1 07/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 07/04 4 Древесина для изготовления кухонной утвари. 1 09/04 Подбор материала для изделия. 1 09/04 5 Черновая разметка заготовки по чертежу изделия: инструменты и правила работы. 1 13/04 Изготовление заготовок для практических работ. 1 13/04 6 Последовательность изготовления изделия. Инструменты для строгания. 1 14/04 Строгание заготовок с контролем линейкой и угольником. 1 14/04 7 Чистовая разметка деталей: технические требования. 1 16/04 Чистовая разметка деталей (доска разделочная, лопатка) 1 16/04 8 Инструменты для пиления древесины. 1 20/04 Отпиливание припусков. Проверка прямоугольности сторон. 1 20/04 9 Технические требования к обработке торцевых поверхностей . 1 21/04 Обработка торцевых поверхностей рашпилем и шкуркой. 1 21/04 10 Подбор шлифовальной шкурки, технические требования к шлифованию. 1 23/04 Шлифование изделия. 1 23/04 11 Способы отделки изделия: окраска, выжигание, роспись. 1 27/04 Выбор рисунка и перевод его на деталь. 1 27/04 12 Отделка: выжигание или роспись. 1 28/04 Отделка: лакирование поверхности. 1 28/04 Соединение рейки с бруском (18 часов).
13 Врезка как способ соединения деталей. 1 30/04 Изготовление деталей для дальнейших работ. 1 30/04 14 Паз: назначение, ширина, глубина. 1 04/05 Изготовление деталей для дальнейших работ. 1 04/05 15 Стамеска: назначение, устройство, основные виды, правила безопасной работы. 1 05/05 Упражнения по работе стамеской. 1 05/05 16 Стамеска: основные приёмы работы. 1 07/05 Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов). 1 07/05 17 Знакомство с изделием: подставка из реек для цветов. 1 11/05 Подбор материала для изготовления подставки. 1 11/05 18 Последовательность изготовления изделия. 1 12/05 Составление технологической карты изготовления изделия. 1 12/05 19 Строгание брусков и реек по чертежу. 1 14/05 Одновременная разметка пазов на двух брусках. 1 14/05 20 Изготовление пазов: запиливание брусков на определённую глубину. 1 18/05 Удаление стамеской подрезанного материала. 1 18/05 21 Подгонка деталей соединения с помощью напильника и стамески. 1 19/05 Сборка изделия с помощью клея. Оценка качества. 1 19/05 Контрольная работа работа: изготовление лопатки кухонной(2 часа).
22 Самостоятельная работа: изготовление лопатки кухонной. 2 21/05 Практическое повторение (6 часов).
23 Анализ самостоятельной работы. 1 25/05 Повторение пройденного в IV четверти. 1 25/05 24 Повторение пройденного в учебном году.
Изготовление полок для цветов. 2
26/05 25 Изготовление полок для цветов. 2
28/05 Заместитель директора по УВР
________________М.В.Козихина
«_____»________________20___г.
основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-общие представления о строении древесины;
-что миллиметр – это основная мера длины в столярном деле;
-виды брака при пилении;
-назначение сверления;
-электровыжигатель, устройство ;
-рубанок: основные части;
-назначение шурупов;
-требования к качеству разметки;
-правила техники безопасности при изучении всех тем курса.
Учащиеся должны уметь:
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать рубанком;
-научиться работать на настольно-сверлильном станке;
-работать электровыжигателем;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-работать рубанком;
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности.
Учебно-методический комплекс
№п/п Методическое обеспечение Год издания
1 Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы М.: Просвещение, 1985г.Журавлев Б.А. 1985
2 Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы М.: Просвещение, 1992г.Журавлев Б.А. 1992
3 A. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Столярное дело: 10-11 кл. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
4 А. Н. Перелетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец «Рабочая тетрадь по столярному делу 10- 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида» -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. 2005
Приложение:
Учебно-дидактическое обеспечение
Таблицы по технике безопасности:
Правила безопасной работы с электрическим выжигателем.
Правила безопасной работы при выпиливании ручным лобзиком.
Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.
Правила безопасной работы при пилении древесины.
Правила безопасной работы при строгании и долблении древесины.
Правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины.
2.Наглядные пособия:
Лесоматериалы.
Организация рабочего места столяра.
Столярные соединения.
Долбление долотом.
Приёмы разметки.
Приёмы работы рубанком.
Получение прямоугольного одинарного шипового соединения.
Изготовление деревянной детали круглого сечения(рубанком)
Изготовление валика на станке по дереву.
Заточка и правка железок рубанков.
.продукты переработки древесины.
Получение соединения с несколькими открытыми ящичными шипами .
Приёмы работы механизированным инструментом.
Изготовление деревянной призматической детали.
3.Технологические карты.
Изготовление рейсмуса столярного.
Изготовление тёрки штукатурной.
Изготовление столярного угольника .
Изготовление топорища.
Изготовление модели танка.
Изготовление носилок.
Изготовление полки под ключи.
Изготовление вешалки (плечики).
Изготовление шкатулки (УЯ-1).
Индивидуальные технологические карты (А4) .
Используемые интернет ресурсы:
Архив учебных программ и презентаций (RusEdu) http://www.rusedu.ruФестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/Урок - основная организационная форма трудового обучения в коррекционной школе VIII вида http://yandex.ru/yandsearchСообщество учителей www.unet.comСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/profil.
Книги в интернет магазине (Список разделов) http://books.iqbuy.ru/Здорвьесберегающие технологии http://yan dex.ru/school
Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/weblinks/30866Сообщество вольных плотников http://minced-house.casa-madera.ru/index.
Методическая копилка учителя http://www.metod-kopilka.ru/page-2.htmlКартинки для уроков http://trudovik.ucoz.ua/blog/2Мастер-классы http://stranamasterov.ru/master-class