.Пояснительная записка к методическому семинару ИКТ на уроках русского языка…


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Пояснительная записка
Слайд 1. Эмблема Учителя года (заставка)
Слайд 2.
Приветствие. Визитная карточка.
-Добрый день, уважаемые коллеги, участники конкурса, жюри, гости! Перед вами учитель русского языка и литературы МБОУ Большерудкинская ОШ Домнина Т.А., образование высшее, 1 квалификационная категория, стаж работы -39 лет. Девиз: «Учитель не просто профессия, а образ жизни»
Мне хотелось поделиться с вами некоторыми наработками в области использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Слайд 3.
Итак, тема моего методического семинара «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
В нашей школе работает кабинетная система, у меня свой кабинет русского языка и литературы, который оснащен компьютером, принтером, проектором, экраном, работает Интернет. Таким образом, у меня есть все возможности, чтобы использовать ИКТ на своих уроках. Мне это интересно, и хочется, чтобы дети пользовались достижениями современной техники.
Слайд 4. Актуальность
В наше время, когда технологии ИКТ все больше захватывают нашу жизнь, нельзя идти в школу без Интернета и компьютерных новшеств. ИКТ - это самообразование учителя и осведомленность в новинках сетевого общения. Сейчас, чтобы заинтересовать учеников предметом, просто необходимо использовать на   уроке  ИКТ, начиная с простейших и заканчивая - проектами и презентациями. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования, дает возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. ИКТ - это требование времени. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Слайд 5. Теоретическая база ИКТ
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Слайд 6. Что такое ИКТ?
Что такое ИКТ? Разные определения существуют по этому поводу.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
– это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Для школьного обучения ИКТ классифицируют по типу информации:
А) с текстовой информацией (электронные учебники, тесты, словари, учебно- методическая литература и т.п.)
Б) с визуальной информацией (фото, портреты, иллюстрации, схемы, диаграммы, видеофрагменты)
В) с аудио- и видеоинформацией (звукозаписи стихов, муз. произведений, звуков природы, фильмы и т.п.)
Г) с комбинированной информацией.
В практике чаще использую комбинированную информацию.
Слайд 7. КОМПЬЮТЕР - ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ.
«Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое средство, его следовало бы изобрести специально для целей образования». Энтони МалланКак учитель может использовать возможности компьютера?
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги, обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе.
В своей работе я использую готовые программные продукты,  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, а также разработки и презентации для уроков, сделанные самой. Ими я делилась на педагогических сайтах и порталах. Есть соответствующие свидетельства.
А учащиеся, применяя ИКТ, развивают свои творческие способности и повышают интенсивность умственной деятельности. Работая с ИКТ, ученик, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания, становится центром деятельности. Кроме того, между учеником и учителем складываются не только личностные отношения, но и творческие.
Я думаю, что меня можно назвать активным пользователем Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика. Всем нам, учителям, хотелось бы добиться более высокого уровня знаний, умений и навыков по предмету, привить любовь и интерес к языку и литературе.
Слайд 8.ПРОБЛЕМА : КОМПЬЮТЕР И УЧЕНИК
В последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные, в частности, образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Используя, в основном, игровые программы учащиеся младшего и среднего звена становятся «заложниками» телефонов и компьютеров, используя их в ущерб знаниям. Отсюда – парадокс: больше возможностей - меньше знаний!
Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Отсюда одна из главных задач учителя при использовании ИКТ в обучении - учить ребят добывать нужную информацию, уметь ее «фильтровать» и на её основе создать свою и донести до слушателя (собеседника). Это так называемая информационная культура. Ею в конечном итоге и должны овладеть учащиеся. Хочется, чтобы и телефон, и компьютер были не только дорогой игрушкой, но стали необходимым инструментом для работы и жизни. Одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако именно она может свести к минимуму и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся между собой.
Слайд 9. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Исходя из поставленных проблем, можно поставить перед учителем основные цели и задачи:
Показать преимущества использования ИКТ в учебном процессе; применять современные технологии в школьной практике;
Учить детей информационной культуре, толерантному общению, развивать творческие способности, уметь общаться в интернет-сообществах, учить поиску нужной информации для выполнения определенных задач.
Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной жизни.
Слайд 10. Преимущества ИКТ
Какую работу можно выполнить при помощи современных технологий? В чем их преимущество? Это интересно! А интерес, в свою очередь, стимулирует познание.
Итак, во-первых, учащимся интересно работать  с программами-тренажерами, с контролирующими программами, тестами.
Во-вторых, каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации.
В-третьих, применение информационных технологий, в частности, средств мультимедиа, позволяет  усилить наглядность.
Практика показывает, что благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 30% учебного времени, чем при работе у классной доски. Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний. Мультимедийные средства обучения помогают более чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся.
Наиболее популярны у учителей и учащихся такие программы, как  MS Office (Word, Power Point), работа с ресурсами Интернет, в том числе использование возможностей сайта «Дневник.ru»

Слайд 11. Интенсификация обучения
Внедрение  ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок   ярким и увлекательным.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы  я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, что позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование обучающих тестов воспитывает интерес к уроку, делает урок интереснее.
Каждому учителю хотется, чтобы его урок был увлекательным, насыщенным, творческим и, конечно же, соответствовал современным стандартам. Посещая открытые уроки учителей, читая методическую литературу, проверяя экзаменационные работы, давно пришла к мысли, что в детях необходимо стремиться развивать их творческие способности.
Слайд 12. ИКТ на уроках и внеурочных мероприятиях.
Интернет на уроке! Ещё совсем недавно это было из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь наши ученики получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах. Для учителя интернет - огромное подспорье в подготовке к урокам и внеурочным занятиям.
ИКТ дают большие возможности для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Можно проецировать тесты на доску, коллективно работать, а впоследствии дать подобные задания для самостоятельной работы учащихся. После завершения работы правильные ответы проецируются на доску. Это экономит время на уроке, активизирует учащихся. При подготовке к ГИА можно работать над сжатым изложением, используя ИКТ. Конечно, главная цель каждого учителя достойно подготовить ученика к экзамену.
Слайд 13 (продолжение 12) . Еще одна замечательная возможность, которую подарил нам Интернет, - множество сайтов, предлагающих и учителям и учащимся проверить свои знания и получить соответствующую награду: диплом, грамоту, свидетельство, сертификат. Судя по тому, какое количество пользователей участвуют в конкурсах, олимпиадах, размещают свои материалы в соцсетях, эта услуга востребована. Учащиеся пополняют свое портфолио, учителя используют полученные результаты при прохождении аттестации. Таким образом, идет популяризация и образовательного учреждения.
ИКТ очень помогают на уроках по развитию речи, в частности, при написании сочинений по картине. Репродукции даны в учебниках в малом формате и не всегда хорошего качества. Теперь можно создать презентации, в которых и репродукция крупная и четкая. Интернет также предоставит информацию и о художнике, его стиле, о других его картинах, что особенно важно для сельских школ.
Слайд 14 (продолжение) С приходом ИКТ ребята нашей школы стали активнее участвовать в различных районных и региональных конкурсах различной направленности, проверяя свои знания и занимая призовые места. Тем самым они вносят в свое портфолио достижения и получают моральное удовлетворение от успехов. К сожалению, диплом или грамота платные, и не все ребята могут позволить себе участие в мероприятиях. В нашей школе можно отметить нашего отличника Юдинцева Михаила, который постоянно уже несколько лет радует нас, учителей, своими успехами на конкурсах. Активными участниками Интернет-конкурсов можно назвать Виноградова Н., Кузнецову С., Шменделя А. Большой вклад в копилку гордости учителя внесли выпускники прошлых лет: Бардова О., Ожиганова М., Чеботарева А., Качмашева Аня, Кашаргина Н., Качмашева Полина.
Так что результат есть!
Слайд 15. Творчество учащихся
Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал. Сегодня, имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая даже индивидуальные особенности отдельных детей. Используют учащиеся материалы Интернета при подготовке презентаций, проектов, исследовательских работ. В методической копилке уже собралось несколько работ, созданных по требованиям ФГОС.
На слайде - работа пятиклассников.
Слайд 16. Публикации учащихся на сайтах
Использование сети Интернет формирует и развивает у учащихся сельских школ навыки по самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Работа в сети Интернет способствует переходу к личностно-ориентированному образованию, где у учащихся возникает потребность в индивидуальном наборе информационных ресурсов, способствующих более эффективному обучению.
Так, за последние три года мои ребята приняли участие более чем в 20 олимпиадах и конкурсах по линии Интернета: во всероссийских и международных, получив за это дипломы, грамоты и сертификаты. Наиболее значимые из них: Всероссийский конкурс школьных сочинений, посвященный князю Владимиру (Бардова О.-сертификат участника), Международная олимпиада по литературе «Словами великих» (Юдинцев М.-2 место), Всероссийский конкурс сочинений школьников, посвященный творчеству И.А. Бунина (Кашаргина Н.-диплом 1 степени)
Слайд 17. Работы учителя в интернете
Чтобы идти в ногу со временем, постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения. Я не только пользователь Интернет-сайтов, я сама являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на разных сайтах: "Учительский портал", "Современный учительский портал", "Социальная сеть работников образования", «Инфоурок», «Мультиурок», портала «Продленка», «ПроШколу» и других, где размещаю свои работы и работы своих учеников, делюсь своими разработками с коллегами. Также я стараюсь участвовать во всевозможных Интернет-конкурсах, создала 3 своих мини-сайта, с которыми могут познакомиться коллеги. Об этом свидетельствуют грамоты, дипломы и сертификаты, помещенные в раздел "Мои достижения".
Слайды 18-19 . Результаты ГИА
Могу точно сказать, что внедрение ИКТ положительно сказывается на результатах ЕГЭ и ГИА и на годовых оценках по русскому языку и литературе. Качество знаний повысилось.
Неплохие результаты и в переводных классах. Во Всероссийской олимпиаде школьников в 2016 году Юдинцев М. стал победителем, Шмендель А. – призером.
В Международном конкурсе «Живая классика» в 2014 году Т.Новикова стала победителем районного этапа и участвовала в областном туре. Ожиганова М. заняла в 2015 г. 2 место.
Слайд 20. Наши «звездочки»
Из стен нашей школы вышло несколько ребят с Похвальными грамотами. Вот три из них, наши красавицы и умницы. Мы ими гордимся! Все сейчас продолжают обучение в вузах.
Слайд 21. Литература. В заключение хочу сказать, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Используя в обучении компьютер, нельзя забывать о нормах СанПиНа, где прописано ограничение по времени, согласно возрасту обучающихся.
В. Г. Белинский говорил: "Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса". Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не думал. Но мне кажется, эти слова о нем, о современном учителе, который стремится вперед, который готов осваивать все новое и с успехом применять в практике своей работы.
СПАСИБО!
.