Мотивация –один из способов повышения качества на уроках русского языка и литературы
Слайд 1 Мотивация –один из способов повышения качества на уроках русского языка и литературы
«Сентиментальная прогулка внутрь» Сергей Краснянский (школьный поэт)
Ученик, как на плаху, выходит к доске.
Две шпаргалки запрятаны в левом носке.
Отчужденность в глазах - глубже спрятать свечу.
(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,
Ведь меня не зовут, чтоб - любить, чтоб лечить,
А зовут – уличить, уличить, уличить!)
Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик
За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?
Слайд 2
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
-использовать новые педагогические технологии;
активизировать мысль школьников, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний,
развивать мотивационную сферу учащихся, то есть обеспечить развитие активной познавательной деятельности каждого учащегося с помощью личностно-ориентированных технологий: обучение в сотрудничестве, нетрадиционные уроки.
Слайд 3
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание
Важно понять три важных обстоятельства:
мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
то, чему учат, можно выучить;
учителя должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.
Слайд 4
Мотивация может проявляться через наказание,
Для ученика важна оценка;
Ему нравится чувствовать себя успешным, приятно, когда все получается;
Похвала учителя или родителей ( даже если просто «молодец!»);
Слайд 5 Уровень озабоченности
I. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.
Слайд 6 Оттенки чувств
От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения.
Слайд 7 Приятные чувства, ожидание успеха
Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.
Слайд 8 Лесенка успеха
Слайд 9 Негативные чувства
тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности"). Н О !
Хотя эти чувства стимулируют учащегося к активным действиям, они порой вызывают нежелательные побочные осложнения. Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать и преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков.
Слайд 10 Чтобы ученика как-то заинтересовать предметом, привлечь его внимание, на уроках я использую следующие приёмы развития мотивации:
чередование различных видов деятельности;
использование игровых ситуаций;
учёт индивидуальных особенностей;
подбор заданий умеренной трудности (задание доступное, но не слишком лёгкое);
приём сравнения;
использование литературных произведений.
Слайд 11
Выбираю такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им..
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? И в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает зубрить из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?!
Слайд 12 Интегрированный урок
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия.
Слайд 13
Конечно, использую и интерактивные формы работы, и проблемное обучение, и ИКТ. В основном презентации я использую на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. Это могут быть уроки по биографиям писателей, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал.
Слайд 14, 15, 16
Использую презентации и на уроках русского языка
Всё это делает уроки интереснее и повышает мотивацию учащихся
Слайд 17, 18
Объяснение нового материала эффективнее, если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления.
Слайд 19
Схема-опора - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его устройства, взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.
Итогом моей работы является 100% уровень обученности и 51% уровень качества знаний обучающихся. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты, сочинения на разные темы).
Они с удовольствием участвуют в школьных олимпиадах, в конкурсе чтецов. С каждым годом увеличивается количество участников международной игры-конкурса “Русский медвежонок - языкознание для всех”, в Первой литературной игре «Пегас» , в Международной Олимпиаде по основам наук УрФО .
Творческие работы моих учеников опубликованы на интернет-сайтах.
Сайт 20. И закончить свое выступление хочу словами Ж-Ж. Руссо:«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ОНИ ХОТЯТ,
НО ХОТЕТЬ ОНИ ДОЛЖНЫ ТО, ЧТО ХОЧЕТ ПЕДАГОГ»
Сайт 21. Спасибо за внимание. Творческих успехов!
15