Авторская разработка урока математики Формула пути и скорости (5-й класс) (на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций в области инновационных технологий).






Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №8
Республика Дагестан
г. Хасавюрт









Авторская разработка урока математики
" Формула пути и скорости" (5-й класс)
(на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций в области инновационных технологий).










Разработала учитель математики:
Арсанукаева Джаминат Имамудиновна









Тема: «Путь и скорость движения».
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Актуальность содержания урока:
-Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач:
-работа по формулам;
-взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных числами;
-взаимосвязь скорости, пути и времени при различных типах движения;
-использование математических знаний для решения жизненных (наблюдаемых в жизни) задач.

Цели урока:
- развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности учащихся при введении понятия скорости движения и установлении взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние.

Задачи урока:
- закрепить умение определять путь и скорость движения тел,
- повторить единицы измерения скоростей и пути,
- научить пользоваться на практике правилом нахождения пути и скорости движения.
- развивать логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля.
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.



Методы учебной деятельности:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельная работа;
- проблемно-поисковый;
- коллективного взаимодействия;
- рефлексивная деятельность;
- стимулирование мотивации личностного саморазвития.

Приемы учебной деятельности:
Беседа, рассказ, формулировка, эксперимент, проблемные ситуации.

Структура урока:
Организационный момент.
Представление команд.
Актуализация знаний.
Устный счет.
Постановка темы, цели и задач урока.
Практическая работа.
Рефлексия.
Итоги урока.
Постановка домашнего задания.
Место проведения: школьная площадка.






Вступительное слово
Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с широкой распространенностью различных видов движения в повседневной жизни. Зависимости между величинами, характеризующими равномерное движение тел удобны для создания общей рамки, в которую вписываются аналогичные процессы. На этой основе в дальнейшем развивается функциональное мышление детей и проводиться систематизация различных видов текстовых задач, что является важнейшим этапом в обучении их решению.
Таким образом, особенностями изучения задач на движение являются:
1. Соотнесение зависимостей между скоростью, временем и расстоянием с графическими моделями и выражение их в буквенном виде. 2. Систематическое использование таблиц для фиксации и анализа условия текстовых задач. 3. Введение в курс задач на движение с буквенными данными. 4. На данном уроке учащиеся продвигаются, с одной стороны, в умении строить графические модели и формулы зависимости между величинами, описывающие конкретные виды движения, а с другой в использовании таблиц для краткой записи задач на движение.

Орг. момент.
Уважаемые друзья! Сегодня мы проведем необычную практическую работу. Она пройдет во дворе школы. Надеюсь на то, что всем будет интересно. Но наша практическая работа – это еще соревнование в ловкости, быстроте ума, умение работать командой.

Представление команд.
Класс делится на три команды (группы заранее придумывают название и эмблемы). Каждая команда получает индивидуальные задания. За правильно выполненное задание команда получает жетон с изображением улитки.

Актуализация знаний.
( заранее подготовлены карточки на повторение единиц длины и времени)
Повторение единиц длины:
м, км, с, см, мм – какие единицы величин лишние?
Почему?
Какой единицы величин не хватает?
Расположите эти единицы величин в порядке убывания.
Км, м, дм, см, мм.
Повторение единиц времени.
Сутки содержат .. часа.
В одном часе . минут.
Одна минута содержит . секунд.
В одном часесекунд.
ч, мин, с – расположите единицы времени, начиная с наименьшей.

Устный счет.
Красная Шапочка к бабушке шла.
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстоянье прошла незаметно,
В час проходя по два километра.
За три часа до бабушки дошла.
Сколько она километров прошла?

На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая кругом красота!
Весь путь прошагали за три часа.
12 всего километров прошли.
С какой они скоростью шли?

Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла,
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки сто двадцать следов.
Сколько, скажите, здесь было волков.

5. Дети сообщают тему урока, ставят цели и задачи.

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
Какова цель нашего урока?
Чему мы должны сегодня научиться?

Правильно, цель нашего урока – мы должны научиться на практике уметь пользоваться формулами пути, скорости и времени движения.

6. Практическая работа.

Задание 1 команде.
Оборудование: рулетка, секундомер.
Вычислить скорость движения каждого участника команды
(ответы занести в таблицу).

Таблица 1.





Ф.И. ученика
S
t
V

1

100м



2

100м



3

100м



4

100м



5

100м



6

100м



7

100м





Задание 2 команде.
Оборудование: даны статистические данные о скорости различных насекомых.
Определить путь движения некоторых насекомых.












Таблица 2.


Название
t
V
S

1

50м
1,5 мм/ с


2

50м
3м/мин


3

50м
12дм/сек


4

50м
35 см/мин


5

50м
30 км/ч














Задание 3 команде.
Оборудование: рулетка, секундомер.
Определить скорость каждого члена команды при спортивной ходьбе.

Таблица 3


Ф.И. ученика
S
t
V

1

100м



2

100м



3

100м



4

100м



5

100м



6

100м



7

100м




7. Рефлексия.
А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение, и прикрепите к дневнику.














[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



8. Итоги урока. Сбор работ.
Ребята, как вы считаете, как прошел наш сегодняшний урок?
Все ли цели, которые мы с вами поставили, были достигнуты?
Результаты работы каждой группы будут озвучены на следующем уроке.

9.Постановка домашнего задания.
Измерьте скорость своего движения при ходьбе от школы до дома.
А как это сделать? (количество шагов, среднюю длину шага, затраченное время).










13PAGE 15


13PAGE 14115




€