Календарно — тематическое планирование по факультативному курсу Занимательная математика 3 класс

Структурное подразделение МБОУ ШР «Шелеховский лицей» -
средняя общеобразовательная школа с. Баклаши имени А.П. Белобородова

«Рассмотрено»
На заседании МО УНК
Руководитель МО
___________/Солодовникова О.В./
Протокол от _______________№ ___


«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________/_Солодовникова О.В./

«____»____________20____ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ШР «Шелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова

Приказ от «___»________20___ г. №_______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу «Занимательная математика»
Класс: 3
Всего часов на учебный год- 34
Количество часов в неделю- 1

Составлена в соответствии с авторской программой Винорадовой Н.Ф, 2011 г., разработанной на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы. Н.Ф. Виноградова..– М.: Вентана – Граф, 2011 г.




Составитель:
Станицкая Анна Владимировна,
учитель начальных классов
СОШ с. Баклаши имени А.П. Белобородова


с. Баклаши, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса
Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 класса. Данный курс входит в школьный компонент учебного плана, реализует принцип системно - деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НОО. Рабочая программа курса составлена в соответствии с авторской программой Е.Э.Кочурова «Занимательная математика», сборника программ внеурочной деятельности 1- 4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: «Вентана – Граф», 2011

Основная цель учебного курса –
Воспитание интереса к предмету, геометрической наблюдательности, умению анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать математическую задачу творчески

Основные задачи курса:
Сформировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развить основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развить пространственное воображение;
развить математическую речь;
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 3 класса, с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала в содержании курса предложены: работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа, проектная деятельность.

Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: личностно-ориентированное, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесбережения.

Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, контрольные задания, тестовый контроль)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы, контрольные задания, тестовый контроль, практические работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.



     Результаты освоения курса.


Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитие мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметными результатами изучения курса « Занимательная математика» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке. 
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Познавательные универсальные учебные действия:
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


























ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов




Практические работы

1
Интеллектуальная разминка
1ч.
1ч.

2
«Числовой» конструктор
1ч.
1ч.

3
Геометрия вокруг нас
1ч.
1ч.

4
Волшебные переливания
1ч.
1ч.

5
В царстве смекалки
2ч.
2ч.

6
«Шаг в будущее»
1ч.
1ч.

7
«Спичечный» конструктор
2ч.
2ч.

8
Числовые головоломки
1ч.
1ч.

9
Интеллектуальная разминка
2ч.
2ч.

10
Математические фокусы
1ч.
1ч.

11
Математические игры
1ч.
1ч.

12
Секреты чисел
1ч.
1ч.

13
Математическая копилка
1ч.
1ч.

14
Математическое путешествие
1ч.
1ч.

15
Выбери маршрут
1ч.
1ч.

16
Числовые головоломки
1ч.
1ч.

17
В царстве смекалки
2ч.
2ч.

15
Мир занимательных задач
1ч.
1ч.

16
Геометрический калейдоскоп
1ч.
1ч.

17
Интеллектуальная разминка
1ч.
1ч.

15
Разверни листок
1ч.
1ч.

16
От секунды до столетия
2ч.
2ч.

17
Числовые головоломки
1ч.
1ч.

15
Конкурс смекалки
1ч.
1ч.

16
Это было в старину
1ч.
1ч.

17
Математические фокусы
1ч.
1ч.

15
Энциклопедия математических развлечений
2ч.
2ч.

16
Математический лабиринт
1ч.
1ч.


Всего
34 ч.

























Календарно-тематическое планирование


п/п
Дата

Тема урока
Основные виды
учебной деятельности
Планируемые
предметные результаты освоения материала
Универсальные учебные действия

1

Интеллектуальная разминка
Решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру».
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

2

«Числовой» конструктор
Составлять трёхзначные числа с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.
Записывать и сравнивать числа в пределах 1000.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

3

Геометрия вокруг нас
Конструировать многоугольники из одинаковых треугольников.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
в конструкции.

4

Волшебные переливания
Решать задачи на переливание.
Объяснять решение задач.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

5

В царстве смекалки
Решать нестандартные задачи (на «отношения»).
Объяснять решение задач на «отношения».
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

6

В царстве смекалки
Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-
ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

7

«Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики»
Решать и составлять ребусы, содержащие числа.
Складывать и вычитать числа в пределах 100.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;



8

«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;


9

«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;


10

Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

11

Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,
занимательные задачи.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

12

Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,
занимательные задачи.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

13

Математические фокусы
Соединять числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками).
Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

14

Математические игры
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками»
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

15

Секреты чисел
Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

16

Математическая копилка
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.

17

Математическое путешествие
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой прибавляет 180, третий вычитает 160, а четвёртый прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +
+ 150= 670
Вычислять значения выражений со скобками и без них. Применять знания сложения и вычитания трехзначных чисел.
Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

18

Выбери маршрут
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.


19

Числовые головоломки
Решать и составлять ребусы, содержащих числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку).
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

20

В царстве смекалки
Выпуск математической газеты (работа в группах).
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

21

В царстве смекалки
Выпуск математической газеты (работа в группах).
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

22

Мир занимательных задач
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.
Объяснять решение задач с недостающими данными.
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

23

Геометрический калейдоскоп
Конструировать многоугольники из заданных элементов.
Конструировать из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
в конструкции.

24

Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,
занимательные задачи.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

25

Разверни листок
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения.
Объяснять решение задач и заданий на пространственные представления.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

26

От секунды до столетия
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.
Объяснять решение задач.
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

27

От секунды до столетия
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.
Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.

28

Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

29

Конкурс смекалки
Решать задачи в стихах, задачи-шутки, задачи-смекалки.
Применять полученные знания для решения задач.
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

30

Это было в старину
Решение старинных задач.
Объяснять решение задач.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

31

Математические фокусы
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

32

Энциклопедия математических развлечений
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.


33

Энциклопедия математических развлечений
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры.
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

34

Математический лабиринт
Итоговое занятие открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.








ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715