Математика. Занятие по факультативному курсу 1 класс Тема: Понятия Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа».
Занятие по факультативному курсу.
Математика
1 класс
Тема: Понятия " Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа».
Задачи - шутки, задачи – загадки.
Цель: Продолжить формировать представления о понятиях " Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа».
Задачи:
ученик должен научиться или получить возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков: - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: - выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно: - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ): строить объяснение в устной форме по предложенному плану: строить логическую цепь рассуждений;
ученик должен научиться или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;
ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Ресурсы: дидактический материал, рисунки сказочных героев, интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
Организационная часть.
1 этап. Математическая разминка
Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 4 до 12; от 15 до 6.
- Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число?
- Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число?
- Какое число стоит между 8 и 10, а между 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 12 (11)?
- Назовите "соседей" числа 13.
1487805284480- Давайте поработаем с геометрическим материалом.
Какие геометрические фигуры вы видите, чем они различаются?
На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку?
На какие 3 группы их можно разделить? По какому признаку?
В чём отличие квадрата от прямоугольника?
Какую фигуру нужно вставить в пустое окошко?
Проверяем…
3166110681355Посмотрите на доску – КРОШ принёс вам какое – то задание и просит помощи. (Там два одинаковых домика, сложенные из геометрических фигур.)
- Что вы можете сказать про эти домики? (одинаковые по форме, размеру – высоте и ширине, состоят из…).
- А как сделать так, чтобы домики стали различаться по высоте?
- Что теперь вы можете сказать об этих домиках? (Один ВЫШЕ, а другой НИЖЕ)
III. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”.
- Кто сможет объяснить Крошу, когда мы употребляем слова ВЫШЕ, ЧЕМ и НИЖЕ, ЧЕМ? (при сравнении предметов).
- Скажите, а что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ или ВЫШЕ?
- Предметы бывают разные по высоте. И сегодня мы будем учиться сравнивать их.
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями. (СИДЯ)
Подниму ладони выше
и сложу над головой (сели).
- Что же вышло?
– Домик вышел. Это крыша надо мной.
Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (встали).
– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (носочки).
– Мостик вышел. Погуляем под луной.
Практическая работа.
- Ребята, поднимитесь все. Поиграем в игру «Выше-ниже».
Мальчики, присядьте так, чтобы девочки были выше вас.
Поднимите все руки вверх, девочки опустите руки так, чтобы они были ниже рук мальчиков. Молодцы, а теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую карандаш. Поднимите учебник так, чтобы он был выше карандаша.
– А теперь внимание на доску. Что можно сказать про этот рисунок?
(вывешиваю жирафа и пони)
– Жираф ВЫШЕ, чем пони, а пони – НИЖЕ, чем жираф.
IV. Погружение ребенка в собственный опыт.
-Ребята, а как вы думаете, в каком доме больше окон - в высоком или низком? Как рассуждали?
- Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.
- Посмотрите на доску, что мы видим? Какой дом выше?
- Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?
- Верное ли было наше предположение? (Ошибочное) (Если предположение было верным, то указать на то, что сделать верное предположение помог ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ).
- Вот так, ребята - это урок! Никогда нельзя говорить, не подумав и, не видя реальной картины, делать поспешные выводы?
–Сколько предметов мы сравнивали каждый раз? (2 предмета).
– Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше? (Больше).
– Давайте покажем Крошу, как можно сравнить несколько предметов.
Вызываются дети и сравниваются по росту.
Сравниваются по росту
У.: – Кто из них выше? …выше, чем кто?
Д.: –…выше …и выше …
У.: Первая встает….
У.: – Что скажем про …
Д.: –…выше собачки, но ниже…. (Переставить)
У.: – Кто встает последним?
- Это мы по какому признаку называли?
(от самого высокого к низкому) В порядке убывания.
- А теперь давайте назовем в обратном порядке.
- Это как в обратном?
(от самого низкого к высокому) В порядке возрастания.
-Спасибо, молодцы, присаживайтесь на свои места.
ВЫВОД: Когда мы используем слова «выше, чем» «ниже, чем»?
(слова “выше, чем” и “ниже, чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте) – При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов? (При помощи слов “выше”, “ниже”).
-Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно уметь определять, когда предмет выше, а когда ниже?
-Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
ФИЗМИНУТКА – ПОД МУЗЫКУ.
Работа в парах. Задание на карточках. Поменяйтесь с соседом и проверьте друг друга. Если вы считаете, что сосед ошибся – постарайтесь объяснить ему, в чём его ошибка.
Поднимите руку те, чьи соседи выполнили задание без ошибок. Давайте порадуемся за них.
Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже, Больше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.
V. Рефлексия.
Учитель.
- Чему вы учились?
- Вспомните свою семью и назовите, кто выше, а кто ниже.
- Посмотрите на предметы в нашем классе, сравните их по высоте.
- Подними руку, если ты узнал что-то полезное, тебе было интересно.
- Подними руку, если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен.
VI. Оценивание.
- Теперь оцените себя с помощью прямоугольников.
Синий – Я – молодец, справился сам.Зеленый – Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился.Желтый – Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.