Учебная программа по факультативному курсу по математике в 1 классе Математика для любознательных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Этому в значительной степени способствуют факультативные занятия, которые являются неотъемлемой частью образовательно – воспитательной работы с учащимися в современной школе.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Деятельность факультативного курса по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:
- позитивной мотивации к учению;
- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;
- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.
Реализация программы приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование её в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к математике.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие тонкой моторики пальцев рук;
- обучение приёмам логического мышления;
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- создание условий для успешности каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- доступность;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- практическая направленность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Основные виды деятельности учащихся:
Ш решение занимательных задач;
Ш оформление математических газет;
Ш участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
Ш знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
Ш проектная деятельность, творческие работы
Ш самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Методической особенностью организации факультативной деятельности учащихся по математике является новая современная образовательная технология «Творческая мастерская». «Творческая мастерская» - это совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.
Всё действие в процессе работы творческой мастерской проходит в диалоге: «учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
-викторина;
-интегрированные занятия;
- практикум по решению задач повышенной сложности;
- творческая работа ( участие детей в выпуске математической
стенгазеты);
- самостоятельная работа;
- турниры, олимпиада.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Использование современных образовательных технологий ( проблемно – развивающее обучение, адаптированное обучение, индивидуализация и дифференциация ) позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, задания интересны и доступны учащимся 1 класса, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, занятия в « Творческой мастерской» могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знание названий геометрических фигур;
умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру по условию и заданному конечному результату;
умение ориентироваться в пространстве;
умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
умение последовательно рассуждать, доказывать;
успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
успешное усвоение учебного материала на уроках.

№ занятия
Определение уровня
трудности занятия
Настроение
Самооценка работы
на занятиях


лёгкое среднее трудное




ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
( индивидуальные для каждого ребёнка)
Тетрадь в клетку;
Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
Числовые веера.
Счётные палочки.
Линейка.
Наборы геометрических фигур.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по математике, ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.
Содержание представлено 4 блоками: арифметическим, геометрическим, блоком содержательно – логических задач и заданий на развитие познавательных процессов школьника и блоком подведения итогов.

I блок. Арифметический материал ( 8 ч )
Числа и операции над ними.

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Выполняя задания, направленные на формирование вычислительных навыков, учащиеся знакомятся с методами подбора, компоновки, сравнения.

II блок. Геометрический материал ( 11 ч)
Пространственные и временные представления.
Геометрические фигуры и величины.

Уточнение представлений детей о пространственных и временных отношениях: «справа-слева», «перед-за», « над-под», « выше-ниже», «сначала-потом», «раньше-позже».

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

Геометрические фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, многоугольники.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

Конструирование геометрических фигур.
В ходе выполнения упражнений учащиеся совершенствуют приобретённые на уроках математики первоначальные чертёжные навыки.

III блок. Содержательно – логические задачи и задания на развитие познавательных процессов ( 10 ч )
Решение задач разными способами.

Арифметический способ, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей.

Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

Пять занятий носят интегрированный характер: математика–история, математика – чтение, математика – технология.
Одно занятие отводится на проведение олимпиады.

IV блок. Подведение итогов ( 3 ч )
Обобщение изученного в курсе.

Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Факультативный курс «Математика для любознательных»
1 час в неделю (33 часа)
2014-2015 учебный год 1 класс
№ п
·п
Блок
Тема
Дата проведения



1 четверть - 9 часов


1
I
Вводное занятие.
Классификация предметов по различным признакам.
Математические игры.
04.09

2
II
Состав и сложение чисел.
Графический диктант.
11.09

3
II
Математические головоломки.
Геометрический ковёр.
Волшебный карандаш.
18.09

4
I
Математические фокусы.
Из истории чисел.
25.09

5
I
История возникновения математики. Магические квадраты, цепочки, закономерности.
02.10

6
III
Старинные системы записи чисел.
Задачи- загадки в стихах.
Задачи – шутки.
09.10

7
II
Анализ геометрических фигур.
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.
16.10

8
II
Графический диктант.
23.10

9
I
Спичечный конструктор ( счётные палочки)
30.10



2 четверть - 7 часов


10
III
Содержательно – логические задачи на проведение анализа.
13.11

11
I
Математические дорожки:
а)математические кресты;
б)математические квадраты;
20.11

12
I
Математические дорожки:
а) числовое окно;
б) цифры в цифрах.
27.11

13
III
Задачи повышенной трудности.
04.12

14
III
Учимся отгадывать ребусы.
11.12

15
II
Превращения фигур.
Игра « Какая фигура лишняя?»

18.12

16
II
Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур
25.12



3 четверть - 9 часов


17
II
Старинные меры измерения объёма.
Новые мерки.
Измерения.
15.01

18
III
Решение старинных задач.
22.01

19
III
Решение задач с помощью схем.
29.01

20
II
Старинные меры измерения длины.
Придумывание новых мерок.
12.02

21
II
Сложение и вычитание в пределах 20.
Арифметический бег по числовому ряду. 
19.02

22
I
Китайская головоломка « Танграм»
26.02

23

Олимпиада
05.03

24
III
Решение задач с помощью графического моделирования.
12.03

25
III
Занимательные квадраты
19.03



4 четверть - 8 часов


26
III
Составление дерева возможностей
02.04

27
III
Математическая рыбалка
09.04

28
I
Числовые горизонтали.
16.04

29
II
Составление программ для преобразования фигур на плоскости
23.04

30
II
Задачи – ловушки
30.04

31
IV
Блиц - турнир. Логические задачи

06.05

32
IV
Вспомни и сосчитай!
Арифметические задачи
Задачи для самых умных
14.05

33
IV
Математический марафон
21.05


















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?
Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005 г.
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.









13PAGE \* MERGEFORMAT141015




15