Конспект интегрированного урока по истории и литературе на тему «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ»

Амеличева Л.Н.
учитель истории ГОУ СОШ № 1192
Трофимова И.Н
учитель литературы ГОУ СОШ №1192

БИНАРНЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРА- ИСТОРИЯ, 10 класс
ТЕМА: «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ»
Технология: дифференцированная групповая работа, исследовательская деятельность.

Задачи урока для учителей:
Обобщение знаний учащихся по Отечественной войне 1812 года с момента нападения французской армии до Бородинского сражения.
Изложение новой темы по истории: Ход Бородинского сражения.
Тематический анализ текста.
Исторические персонажи и художественные образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Развитие аналитического и критического мышления.
Развитие монологической речи учащихся.
Развитие навыка трансляции имеющихся знаний в другие области.
Совершенствование коммуникативных навыков учащихся.
Воспитание патриотических чувств.

Задачи урока для учащихся:
Исследовать достоверность исторических фактов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» при описании Бородинского сражения.
Определить, чем обоснованы имеющиеся расхождения.
Ответить на вопрос урока: Допустимо ли искажение исторических фактов в художественных произведениях?

Материал к уроку для учителя:
- карта по истории «Отечественная война 1812 года;
- 3 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;
- портреты Л. Н. Толстого, М. И. Кутузова, Наполеона;
- динамическая схема Бородинского сражения;
- таблички с датами;
- фрагменты худ. фильма «Война и мир» С. Бондарчука;
- панно-опросник для рефлексии по уроку.

Материалы к уроку для учащихся:
- исторический атлас школьника;
- хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1861 года;
- выдержки, документы по Бородинскому сражению из различных источников;
- аналитические таблицы для заполнения в ходе изучения документов;
- задание для аналитической группы.

Принцип формирования групп:
Дифференцированный подход на основе интересов учащихся:
Группа литераторов
Группа историков
Аналитическая группа

УОРОК ПЕРВЫЙ
Организационный момент: рассадка учащихся, проверка готовности к уроку
Учитель литературы: Сообщение учащимся задач, основного вопроса урока (задачи и вопрос записаны на доске)
Сегодня мы будем рассматривать Бородинское сражение с двух точек зрения: исторической и литературной. Вы уже не раз встречались с описанием исторического события в литературе. Историки часто ставят в вину писателям, что в произведениях наблюдаются расхождения с фактами. Л. Н. Толстой отмечал это и просил спокойно относиться к расхождениям в «Войне и мире»: « разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».
Исходя из этого, мы в результате уроков должны ответить на вопрос: Допустимо ли искажение исторических фактов в художественном произведении.
Для этого нам нужно решить следующие задачи:
1. Исследовать достоверность исторических фактов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» при описании Бородинского сражения.
2. Определить, чем обоснованы имеющиеся расхождения.

Для работы мы с вами создали 3 группы:
ИСТОРИКИ, которые будут исследовать исторические факты,
ЛИТЕРАТОРЫ, они расскажут о фактах, имеющихся в романе, и
АНАЛИТИКИ помогут нам отметить имеющиеся расхождения и объяснить, почему так произошло, чтобы ответить на вопрос урока. В конце второго урока каждый из вас на панно-опроснике выразит свою точку зрения.

Учитель истории: Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить важные моменты (актуализация опорных знаний).
Учитель показывает таблички с датами, ученики называют событие, соответствующее дате, и комментируют его:
1789 год – Великая французская революция,
1801 год – Александр 1 в результате заговора против своего отца Павла 1 пришел к власти,
1804 год – бывший генерал Наполеон Бонапарт объявлен императором французов под именем Наполеон 1,
1805 год – после захвата Вены французы нанесли при Аустерлице тяжелое поражение русско-австрийской армии,
1807 год – заключен Тильзитский мир между Францией и Россией (оговорить условия договора, его плюсы и минусы),
12 июня 1812 года – силы армии Наполеона перешли границу России,
4-6 августа 1812 года – сражение под Смоленском,
26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
В ходе работы получаем ответ на вопросы: «Каковы причины войны 1812 года и почему она называется «Отечественной»?

3. Самостоятельная работа учащихся: учащиеся получают от учителя истории задание самостоятельно заполнить в таблицах пункты 1 и 2 (историки и литераторы), пункт 3 ( также аналитики работают с предложенным им заданием). Работают 5-7 минут.

4. Учитель литературы предлагает учащимся озвучить записи и заполнить пустые части таблицы. Сначала выступают историки, т. к. Бородинское сражение – это, прежде всего, историческое событие. Потом выступают литераторы, подчеркивая противоречия писателя и историков, приводя цитаты из текста романа (том 3, часть 2, глава 19). 7-10 минут на 2 группы.

5. Аналитическая группа подводит итоги по рассмотренным моментам (расхождения в целях и подготовке к сражению), сообщают о ходе сражения, используя специально подготовленную карту (динамическая схема). 5-7 минут на ответ и рассказ о битве.

6. Учитель истории подводит итоги первого урока, оценивает работу групп.


УРОК ВТОРОЙ

1.Учитель литературы: Мы услышали в конце первого урока сообщение о ходе сражения, а теперь вспомните: глазами какого героя показано большинство сцен до и во время боя в романе. Почему? (Пьера, т. к. он не военный, ничего не понимает в военном деле, поэтому воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников.)

ПРОСМОТР ЭПИЗОДОВ ФИЛЬМА 15 минут

Учитель литературы (вопросы к обсуждению):
Каково настроение участников? Каково поведение Пьера, что он чувствует?
(Участники настроены воевать до победного конца, Пьер хочет быть нужным, но плохо разбирается в происходящем. По мнению Л. Н. Толстого, настроение играет не малую роль в победе.)

2.Учитель истории: Конечно, мы не можем остановиться лишь на Пьере Безухове, ведь писатель рассматривает и реальных исторических лиц – Наполеона и Кутузова. Каким виделось им сражение? Как они вели руководство битвы? Сейчас, работая с документами и текстом романа, вы заполните следующий пункт в таблице №4 (главы 27, 28, 35 том3 часть2 романа). Аналитикам же предстоит подвести итог Бородинского сражения – пункт №5 (главы 38, 39 там же).

3. Учитель литературы: (Проверка работы и запись в таблицу) Что же делали полководцы во время битвы? Заслушиваем по очереди историков и литераторов. Аналитики делают вывод, подводят итог сражения.

4.Подведение итогов:
Учитель истории: Обратимся к основным задачам нашего урока. Выполнили ли мы их? К какому общему выводу мы пришли? (Задачи выполнены, расхождения имеют место)
Учитель литературы: Каков же будет ваш ответ на главный вопрос урока: «Допустимо ли искажение исторических фактов в художественных произведениях?». (Допустимо, так как история и литература преследуют разные цели, многие историки сами трактуют события по-разному, художественное произведение своими средствами не просто несет информацию, но вызывает эмоции. Доказательством могут служить слова Л. Толстого: «Война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания», «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков ... не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам выводит свое представление о событии. Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего»).

5. Домашнее задание: по литературе: перечитать главы 27-30, 33-37, ответить на вопросы в учебнике; подготовить характеристику Наполеона, Кутузова, Болконского, Безухова; по истории: прочитать о сражении, ответить на вопросы.

6. Общее подведение итогов, оценка работы учащихся.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Сравнить историческую карту Бородинского сражения с картой, приведенной Л. Н, Толстым в романе «Война и мир» том3 часть 2 глава19.
Определить сходства и различия в построении войск, их расположения к началу битвы.
Рассмотреть по исторической карте соотношение сил русской и французской армий, сравнить с данными в романе Л. Н. Толстого в томе3 части2 главе19.
Используя динамическую схему, рассказать о Бородинской битве.

Таблица для самостоятельной работы учащихся в группах


Пункт таблицы
Исторические материалы
Л. Н. Толстой
«Война и мир»

1. Цели, преследуемые сторонами
Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить врага к Москве. Продолжить победное шествие по России.
« не имело ни малейшего смысла» ни для русских, ни для французов.

2. Подготовка к сражению
Сражение тщательно планировалось, и русские, и французы отыскивали лучшие позиции.
«Русские не отыскивали лучшей позиции», « сражение принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности» Здесь даже не планировалось проводить сражение.

3. Соотношение сил
120 000 человек, 624 орудия у Кутузова; 135 000 человек, 587 орудий у Наполеона
Пять к шести, 100 000 у русских и 120 000 у французов

4. Участие Наполеона и Кутузова
Принимали активное участие, руководили сражением
Наполеон сидел на коне, ему казалось, что он руководит сражением, виной проигрыша был насморк Наполеона. Кутузов тоже не принимал активного участия.

5. Итоги сражения, следствие
Русские потеряли 38 000 человек, а французы – 58 000. Французы бежали, но Кутузов оставил Москву.
«Нравственная сила французской армии была истощена победа нравственная была одержана русскими».

Использованная литература:
Малюшкин А. Б. Конспекты уроков гуманитарного цикла 10-11класс.Москва, 2004, Творческий центр «Сфера»
Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 10класс. Москва, 2004, «ВАКО»
Гальберг Н. Д. Александр I. Очерки истории императорской России. Сретенский монастырь, 2001
Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Санкт – Петербург, 1993, «Наука»
Жилин П. А. Бородино 1812. Москва, 1989, «Мысль»