Конспект урока окружающего мира на тему Моря (2 класс)

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Моря» (Школа 2100).
Цели урока:
Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей.
Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.
Развитие интереса к изучению Мирового океана.
Воспитание экологической культуры младших школьников.
Оборудование:
карта полушарий;
глобус;
дары моря (мел, рыбные консервы, ракушки, бусы из жемчуга и т.д.);
картины с изображением видов моря;
фотогазета «Я и море» (фотографии второклассников, привезенные с отдыха на море);
демонстрационный макет водоема, выполненный из цветной бумаги;
макеты островов, выполненные детьми из пластилина;
рефераты, выполненные учащимися по собственному выбору;
аудиозапись песни «Ты слышишь, море» (А. Зацепин, М. Пляцковский).
План урока.
Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
Беседа.
- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
- Что такое остров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.
- Что такое полуостров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.
- Чем остров отличается от материка?
- Кто приготовил дополнительный материал к уроку?
2. Сообщения детей с демонстрацией макетов из пластилина о географическом положении острова Мадагаскар, о населении острова Великобритания, о животных полуострова Калифорния и т.д. При этом географические точки обязательно показываются на карте или глобусе.
3. Проверка домашнего задания в учебнике-тетради (с 48, задание 2).
- Сколько островов вы нашли на контурной карте?
- Какие названия придумали для них?
Дети обсуждают названия и отмечают наиболее интересные.
Постановка проблемной ситуации.
Предложить детям рассмотреть выставку даров моря и ответить на вопросы:
- Что объединяет все эти предметы? (Они имеют отношение к морю)
- Какое отношение к морю имеет кусочек мела, бусы из жемчуга?
- Итак, тема сегодняшнего урока «Моря».
III. Актуализация знаний.
Чтение детьми своих рассказов о поездке на море, напечатанных в гимназическом журнале «Шторм», просмотр «морских» фотографий.
Беседа.
- Кто еще отдыхал на море? Поделитесь своими впечатлениями.
- Вы уже многое знаете о морях, а давайте вспомним, какие еще водоемы вы знаете.
- Чем отличается река от озера?
- Сравните озеро и пруд.
- Как происходит круговорот воды в природе?
3. Работа с картой полушарий и глобусом.
- Покажите на карте океан, который почти полностью расположен за Полярным кругом.
- Найдите на глобусе океаны, омывающие Австралию.
- Покажите океан, расположенный к западу от Африки.

IV. «Открытие» детьми новых знаний.
«Нахождение» в комиксах первого свойства морей.
- Вы отлично подготовлены к изучению новой темы, продолжим дальнейшее знакомство с морями. Откройте учебники на с. 49, рассмотрите комиксы, сочините сказку о Драконе-Водохлебе и постарайтесь сами найти в данном сюжете одно важнейшее свойство морей.
- Итак, о какой особенности морей знал Мудрый Лев?
- Запишите это свойство в учебнике-тетради на с. 49.
На доске вывешивается табличка с надписью:

Моря соединяются с океанами и друг с другом.



- Посмотрите на макет (см. вверху).
- Является ли водоем, расположенный в центре макета, морем?
- Не могли бы вы побыть в роли старика Хоттабыча и превратить этот закрытый водоем в море с помощью синего лоскутка?
- Скажите, а частью какого океана является это море? (Океана В.)

- Почему?
- Итак, о каком свойстве морей вы сейчас узнали?
2. Знакомство на опыте с особенностью сообщающихся сосудов и применение этого знания к характеристике морей.
- А теперь прочтите второе свойство морей:


Уровень воды во всех морях одинаков.



- Попробуем доказать это на опыте. Вода в сосудах находится на одном уровне?



Учитель снимает прищепку с резиновой трубки.
- Что произошло с уровнем воды в бутылках?
- Подтвердил данный опыт второе свойство морей?
- Запишите его в учебнике-тетради (с. 50, задание 2).
3. Выведение третьего свойства морей на основе ранее проведенного опыта.
- Чтобы узнать третье свойство морей, вспомним опыт с соленой водой в блюдце. Вы установили, что при испарении воды концентрация соли повышалась. Почему?
- А теперь тарелка совсем сухая, только кристаллы соли остались на дне. Если мы снова нальем в это блюдце воду, то она будет пресная или соленая? Почему?
- На дне этого «водоема» нет кристаллов (учитель наливает воду в другое блюдце). Какая в нем будет вода? Почему?
- Вообразите, что эти «водоемы» соединены между собой т.е. являются морями. Подумайте, какая будет в них вода – пресная или соленая? Почему?
- Запишите самостоятельно третью особенность морей (с. 50, задание 4).
- Прочтите вывод.
На доске вывешивается табличка с надписью:

Моря – большие водоемы с соленой водой.



- Как вы считаете, все моря в одинаковой степени соленые или нет?
- От чего это зависит? (От химического состава дна, от подводных течений, от направления ветров, от впадающих рек и т.д.)
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе («Блицтурнир»).
На доске написаны вопросы и варианты ответов. Учащиеся записывают на листочке правильный ответ:
Что преобладает на поверхности земли?
1. Суша, вода.

Выбери признаки моря.
2. Связано с океаном, не связано с океаном.

Моря какого океана не омывают Африку?
3. Индийского, Тихого, Атлантического.

Какое море находится в Южном полушарии?
4. Средиземное, Баренцево, Коралловое.

Какой продукт добывают в море?
5. Шоколад, творог, креветки.

Нуждаются ли моря в охране и защите?
6. Да, нет.


VI. Подведение итогов урока.
После проверки выслушиваются мнения ребят по последнему вопросу. Дети приводят примеры того, как можно повредить морю и его обитателям.
Домашнее задание.
- Чтобы защитить море, нужно его хорошо изучить, поэтому получите домашнее задание. Кто желает, сделайте из пластилина макет Черного моря, подготовьте рассказ о море по выбору или разработайте маршрут морского путешествия из Мурманска в Японию (с. 52, задание 5).
3. Оценивание работы учащихся на уроке.
Негромко звучит песня «Ты слышишь, море».
- Кто из ребят заслужил своей отличной работой на уроке право принять участие в морской экспедиции, и какой вид транспорта необходим для этого?
Ребята выбирают нескольких человек, и они снимают с доски бумажные кораблики с отметкой «5», которые были на ней прикреплены.
- Урок окончен. Спасибо.






#ђ Заголовок 1#ђ Заголовок 215