Учебно-методическое пособие по ведению занятий литературы базового уровня для СПО (1 курс).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по общеобразовательной учебной дисциплине: «Литература»
Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
(базовый уровень)
1 курс
Автор: Цыганкова Л.В., преподаватель русского языка и литературы
Москва
2014
Пояснительная записка
Настоящее методическое пособие содержит методические разработки 35 занятий литературы базового уровня для образовательных учреждений с русским языком обучения для 1 и 2 курсов. Реализация среднего общего (полного) образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Литература», авторы Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
Основные цели современного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его личности.
Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основе их классификации – содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем.
Некоторые типы и формы проведения занятий литературы: урок-лекция с элементами беседы, урок – устный журнал, урок – анализ художественного произведения, урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков, урок – компаративный анализ, литературно-музыкальная гостиная. Перечисленные типы и формы проведения занятий представлены в данном методическом пособии.
Пособие содержит ряд оригинальных рубрик («Пестрый бисер лексикона» М.М. Зощенко, «Поэты Пушкинской плеяды», «Поэтика лагерной прозы В. Шаламова», «Чудики» В.М. Шукшина, «В творческой мастерской художника», «Умники и умницы»), призванных стимулировать интерес обучающихся к изучению литературы, развивать творческие способности и самостоятельную читательскую деятельность.
Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требующими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, самостоятельных выводов. В качестве материала для домашних заданий предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения, сочинения-эссе). Большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской и творческой работе с художественным произведением. Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей обучающихся. Предлагаемые методические карты занятий – планы занятий рассчитаны на творческий характер работы как студентов, так и преподавателя.
Методическая карта занятия 1
Предмет - «Литература».
Тема - Жанр жития в древнерусской литературе. («Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии»).
Форма занятия - занятие-беседа.
Цели занятия:
Образовательные:
дать представление о личности Сергия Радонежского и значении его жизни и еятельности
показать, что отстаивал в своих произведениях протопоп Аввакум.
разобраться, что роднит повесть Ермолая Еразма со сказкой и житием.
Воспитательные:
через «Повесть...» проследить, как автор настаивает на том, что единовластие должно иметь основою не насилие, а общее согласие и следование давним обычаям в верности, народным понятиям о добре и правде; увидеть самую яркую в древнерусской литературе историю любви.
на примере личности Сергия Радонежского воспитывать любовь ко всему и ко всем.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы с художественным текстом
развивать умение анализировать образы-персонажи с личной позиции.
Межпредметные связи:
История религии
Этика
Психология
Педагогика
Философия
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
Вступительное слово преподавателя.
Анализ произведения «Житие Сергия Радонежского».
Беседа по «Житию протопопа Аввакума».
Комментарий студентами их рисунков.
Анализ «Повести о Петре и Февронии».
Вывод студентов, преподавателя.
Обеспечение занятия:
Названные выше тексты. Карандаши, чистая бумага.
Библия.
Домашнее задание:
Читать: Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о Горе и Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве, Повесть о Шемякином суде (на выбор
студентов).
Подготовиться к викторине (повторить пройденный материал по теме:
Древнерусская литература).
Методическая карта занятия 2
Предмет - «Литература».
Тема - Литературные памятники Древней Руси. «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
расширить представление студентов о древнерусской литературе - что это такое?
определить свой и авторский взгляд на события времени автора и прежнего времени в «Слове»
показать исторические события, путь становления Киевского государства в «Повести...»
Воспитательные:
проследить за тем, какое развитие получила тема Родимы в древнерусской литературе, в какой связи она находится с темой нравственности (нравственность - внутренняя готовность человека твори гь добро ).
воспитывать интерес к литературе прошлого (Д. С. Лихачев: «Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные...»).
показать высокоэпический и лирический образ русской женщины, тоскующей по своему мужу, переживающей за его воинов и судьбу похода.
Развивающие:
развивать умение анализировать сюжеты, образы-персонажи с учетом личной и авторской позиции.
Межпредметные связи:
УНТ
Этика
Эстетика
ИМОК
История
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
Вступительное слово преподавателя.
Беседа по вопросам:
Кто из русских князей участвовал в походе на половцев?
В каком веке было написано, когда, кем и у кого было приобретено «Слово»?
Какого полное название «Слова о полку Игореве»?
О каком известном певце и сказителе упоминается в «Слове»? На каком инструменте аккомпанировал себе этот певец?
Как характеризует своих воинов Всеволод перед походом?
Какое мрачное предзнаменование б. в самом начале похода Игоря?
Что сказал кн. Игорь дружине после пр.-я, предвещавшего поражение?
В какой день произошла 1 битва с половцами, в кот. русичи одержали победу?
Какого цвета были щиты у русичей?
Чем русичи мостили болота и топи после первого боя?
Какие природные явления предшествовали поражению рус. Войска во втором сражении с половцами?
Сколько времени прод. битва с половцами, в ко г. войско кн. Игоря потерпело поражение?
С чем автор сравнивает поражение кн. Игоря ?
На берегу какой реки состоялась битва?
Как узнал князь киевский Святослав о поражении Игоря и о горе, постигшем русскую землю?
Как назвал автор слово, которое сказал Святослав после поражения Игоря ?
Где плачет Ярославна о своем муже? К кому она обращается за помощью?
Кто помог кн. Игорю бежать из плена? Как решили половецкие кн. Гзак и Кончак поступить после побега Игоря с его сыном?
-Чем кончается «Слово»? - Какие рус. города и реки упоминаются в «Слове»?
Какие «4 солнца» хотят прикрыть «черные тучи»?
Чем подтверждается то, что «Слово» написано по реальным событиям?
Чем объясняет автор поражение Игоря?
3. Викторина по «Повести временных лег»
Обеспечение занятия:
Книга для учителя и ученика. Древнерусская литература.- Москва, 1996. Тексты названных произведений (любые издания).
Домашнее задание:
Читать «Житие Сергия Радонежскою», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии».
Методическая карта занятия 3
Предмет - «Литература»
Тема - Сатирические повести 17 века. Повесть о горе и Злочастии, Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве, Повесть о Шемякином суде.
Форма занятия урок-диалог.
Цели занятия:
Образовательные:
познакомить студентов с сатирическими повестями 17 в.;
понять замысел авторов, на что направлена сатира;
Воспитательные:
обратить внимание на вопросы- проблемы, которые ставит автор.
Развивающие:
развитие интереса к древнерусской литературе;
развитие речи.
история религии
этика
психология
педагогика
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
Вступительное слово преподавателя о литературе 17 в.
В библии грехопадение человека объясняется искушением дьявола. Чем объясняется гр.-е в «Повести о Горе и Злочастии»?
«... а всегда слово гнило ...» Какое слово всегда гнило?
Молодец - гл. герой разбогател благодаря своему уму и труду. Из-за чего он стал беден?
Горе ходит везде за Молодцем и учит его «убить и ограбить», чтобы разбогатеть. Как поступает после этого Молодец?
Повесть о Ерше Ершовиче
Каково полное название «Повести...»?
Из-за чего была тяжба Леща с Ершом?
Кто были по происхождению ?
Какое решение вынес суд?
Повесть о Савве Грудцыне
За какую услугу Савва «.. .отрекся от Христа, истинного бога, и предал себя в услужение дьяволу»?
Какие подвиги совершил Савва во время осады Смоленска?
Какой царь правил в России в то время?
4. Чем заканчивается «Повесть...»?
Обеспечение занятия: Названные произведения
Литература:
Книга для ученика и учителя. Древнерусская литература.- Москва, 1996 (автор Л.Д. Страхов).
Домашнее задание: Подготовиться к викторине по теме: «Древнерусская литература».
Методическая карта занятия 4
Предмет - «Литература».
Тема - Классицизм в русской литературе 18 века (Ломоносов и др.). Карамзин - вождь русского сентиментализма.
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
- закрепить понятия о классицизме и сентиментализме на примере произведений М. В. Ломоносова и Н. М. Карамзина.
Воспитательные:
на примере жизни и творчества М. В. Ломоносова показать гражданственную его позицию.
Показать нравственное превосходство крестьянки Лизы над дворянином Эрастом.
Развивающие:
умение анализировать образы-персонажи
развитие речевых навыковМежпредметные связи:
педагогика
история
психология
этика
философия
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов
Вступительное слово преподавателя (18 век - век реформ. Преобразования Петра).
Анализ оды М. В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г.)
Ломоносовская ода содержит не одни только восхваления, а дополняет их советами, составившими целую программу действий. В содержании этих советов нужно разобраться по вопроснику преподавателя.
3. Философические сочинения Ломоносова ( «Утреннее размышление о Божием величестве»,
«Вечернее размышление...»).
Карамзин - вождь русского сентиментализма.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (Картина крестьянской жизни в повести. Нравственное превосходство крестьянки Лизы над дворянином Эрастом).
6. Вывод преподавателя, студентов.
Обеспечение занятия:
Названные тексты авторов.
Домашнее задание:
Подготовить индивидуальное сообщение: «Краткая хроника жизни и творчества
Фонвизина».
Читать комедию Фонвизина «Недоросль».
Какие заповеди библейские нарушили главные герои в повести Карамзина «Бедная Лиза»?
Что стало результатом такого отношения к божьему закону? ( «Возлюби Бога». «Не сотвори себе ни кумира, ни идола», «Возлюби ближнего своего, как самого себя»). - С «Недоросля» начинается тема семьи и брака в большой литературе.
В семье исполняется воля Творца: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею». - Как апостол Павел определяет взаимоотношения членов семьи?
Как определяет «любовь» апостол Павел?
Это идеальные взаимоотношения... Мы же обнаруживаем нарушение христианских нравственных норм в семействе Простаковых (жена занимает главенствующее положение в супружестве, отец не выполняет свое назначение, не является примером нравственности для сына. Очевидно отсутствие любви между супругами Простаковыми. А Скотинин и Митрофан, собираясь жениться, ни разу не произносят слово «любовь».
Драматург превратил усадьбу поместной дворянки Простаковой в общественную трибуну, с которой осуждает «злонравия достойные плоды». В «Недоросле» впервые выведено на сцену растлевающее влияние крепостного права на дворянство. Герцен: «...скотный двор диких помещиков».
Методическая карта занятия 5
Предмет - «Литература»
Тема Русское устное народное творчество. Основные жанры и образы.
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
· Дать общее представление об УНТ и вызвать к нему нтерес;
Воспитательные:
· Показать в УНТ нравственное начало, четкое разграничение на положительное и отрицательное (например, в сказках);
Развивающие:
Развитие творческого потенциала студентов.
Межпредметные связи:
Этика;
ИМОК;
Психология;
Эстетика;
Педагогика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
I. Вступительное слово преподавателя. Понятие о фольклоре.
II. Фольклор (лирика, эпос, драма)
Лирика. Малые фольклорные жанры.
Эпос. Устная народная проза (сказочный, несказочный).
а) сказочный эпос (волшебные сказки, сказки о животных, новеллистические (бытовые) сказки.
б) композиция и действующие лица волшебной сказки,
3. Народная лирика и зачатки драмы.
Домашнее задание:
Подготовить индивидуальное сообщение: «Роль былин в развитии литературы, музыки, живописи, киноискусства». Подготовиться к микрозачету.
Обеспечение урока:
Аникин В.Г1. Русское народное творчество. Москва: «Высшая школа, 2001.
Русское народное творчество. Хрестоматия. – Ленинград «Просвещение», 1981.
Методическая карта занятия 6
Предмет - «Литература»
Тема - Сатирическое направление в литературе 18 века. Комедия Фонвизина «Недоросль». Проблемы нравственности в пьесе.
Форма занятия - аналитическая беседа.
Цели занятия:
Образовательные:
закрепить понятие о комедии
Воспитательные:
показать цели жизни главных героев
Развивающие:
развитие речевых навыков, творческого потенциала студентов.
Межпредметные связи:
педагогика
философия
психология
режиссура
этика
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
Индивидуальное сообщение студента: «Краткая хроника жизни и творчества Фонвизина».
Анализ комедии «Недоросль» Фонвизина по вопроснику преподавателя.
Инсценировка понравившегося эпизода.
Вывод преподавателя, студентов.
5. Просмотр индивидуальных дневников студентов.
Обеспечение занятия:
Комедия Фонвизина «Недоросль» (любые издания).
Домашнее задание:
Подготовить индивидуальное сообщение: «Романтизм, его эстетические принципы»
Выписать в тетрадь понравившееся стихотворение К. Н. Батюшкова.
Повторить вопрос: «Литература 18 века».
Методическая карта занятия 7
Предмет - «Литература».
Тема урока - «Поэты Пушкинской плеяды» (К. Батюшков, Е. Баратынский, П. Вяземский и др.) Очерк жизни и творчества. Лирика.
Форма урока - литературный ринг.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить студентов с лирикой поэтов, их жизнью и творчеством;
прослушать и проанализировать стихи;
Развивающие:
развивать творческий потенциал личности студента;
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
Воспитательные:
воспитывать стремление к творчеству;
формировать чувство гуманизма, чувство гармонии;
воспитывать стремление к сохранению исторической памяти.
Межпредметные связи:
история мировой художественной культуры
этика
психология
эстетика
музыка.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
Знакомство с творческой группой. Обоснование названия групп.
Опрос по жизни и творчеству К. Батюшкова, Е. Баратынского, П. Вяземского и др. (в форме «вопроса-ответа»).
Чтение стихотворений наизусть представителями групп.
Анализ каждого прослушанного стихотворения.
Комментарий к рисунку по творчеству поэтов.
Прослушивание песен на стихотворения К. Батюшкова и др. (автор музыки ... ФИО студента).
Подведение итогов членами независимого жюри. Комментарий баллов.
Домашнее задание:
Текущее:
Написать сочинение -рассуждение на тему: «Читая поэтов Пушкинской плеяды...»
Рекомендации к форме сочинения.
Прочтение образца работы... ФИО студентки (та) БРТК.
Перспективное.
Прочитать стихотворение Вяземского «Когда? Когда?»
Выступление 3-курсников со словом об актуальности стихотворения.
Обеспечение занятия:
стенд с рисунками студентов;
стенд с фотографиями поэтов;
сборники стихотворений поэтов;
музыкальное сопровождение.
Методическая карта занятия 8
Предмет - «Литература».
Тема урока - «Поэты Пушкинской плеяды». Очерк жизни и творчества. Лирика.
Форма урока - лекция.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить студентов с лирикой поэтов, их жизнью и творчеством;
прослушать и проанализировать стихи;
Развивающие:
развивать творческий потенциал личности студента;
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
Воспитательные:
воспитывать стремление к творчеству;
формировать чувство гуманизма, чувство гармонии;
воспитывать стремление к сохранению исторической памяти.
Межпредметные связи:
история
рисование
эстетика
музыка
- психология
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
Повторение темы «Проблемы нравственности в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»».
«Легкая» поэзия К. Н. Батюшкова. Ее основные мотивы, эпикурейский характер стихий. Заслушивание стихотворений «Тот вечно молод...». «Мой гений», «О, пока бесценна младость», «Есть наслаждение и в дикости лесов» и др. Восприятие, истолкование, оценка.
Е. А. Баратынский. Романтический мир в стихотворениях, размышления о природе, смысле жизни. Музе. Выразительное чтение стихотворений «Разуверение», «Скульптор», «Она», «Муза». «Мой дар убог» и др. Восприятие, истолкование, оценка.
П. А. Вяземский - «поэт мысли». Краткие биографические сведения. Чтение стихотворений «Когда? Когда?», «Я пью за здоровье немногих». «Любить, молиться, петь» и др. Восприятие, истолкование, оценка.
Нарисовать рисунок к стихотворению, выписанного дома. Комментарий к рисунку.
6. Образы поэтов в искусстве (слово преподавателя).
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть на выбор студентов. Ответить на вопросы викторины по творчеству поэтов.
Обеспечение занятия:
Сборники стихотворений поэтов; Стенд с рисунками студентов.
Методическая карта занятия 9
Предмет - «Литература»
Тема - Русская литература XIX века. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Основные темы и мотивы лирики.
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
пробудить желание студентов глубже познакомиться с личностью А.С. Пушкина;
в сжатой форме рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути:
показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем,
жанров, настроений;
Воспитательные:
через стихи способствовать развитию эстетических и патриотических чувств студентов;
Развивающие:
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
развитие монологической речи, творческого потенциала студентов.
Межпредметные связи:
история
педагогика
эстетика,
этика
музыка
режиссура
Ход занятия и последовательность излагаемою материала
Слово преподавателя (А. С. Пушкин - родоначальник русской реалистической прозы...).
Реализация индивидуальных сообщений студентов:
«Вся жизнь - один прекрасный миг». Основные этапы жизненного и творческого пути;
Учеба Пушкина в царско-сельском лицее. (811-817 гг..)
А.С.Пушкин - в Петербурге (817-820 гг.)
Южная ссылка (820-824 гг.)
В селе Михайловском (824-826 гг.)
А.С. Пушкин в Москве.
Годы скитаний. (827-830 гг.).
Болдинская осень. (830 г.)
В Петербурге - 1831 г.Дуэль и смерть Пушкина.
3. «Все волновало нежный ум»...Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений А.Пушкина (восприятие, истолкование, оценка).
Лингвистический анализ стихотворений «Я помню чудное мгновенье...», «Зимнее утро».
Нарисовать иллюстрацию, навеянную стихотворением.
Комментарий к рисунку.
7. Выводы преподавателя, студентов.
Обеспечение занятия:
Портрет А.С. Пушкина разных художников.
Сборник стихотворений поэта.
Стенд рисунками студентов.
Стенд с фотографиями поэта, иллюстрации.
Музыкальное сопровождение
Домашнее задание:
Чтение-анализ стихотворений: «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Методическая карта занятия 10
Предмет «Литература»
Тема - А.Н. Островский - драматург.
Форма занятия - урок-конференция (по пьесам великого драматурга А.Н. Островского)
Цели занятия:
Образовательные:
Вызвать интерес к драматургии А.Н. Островского; познакомить студентов с историей создания пьес, содержанием; рассказать о сценической жизни пьес.
Осмыслить основной конфликт пьес, показать типы, характеры русской жизни в драматургии Островского пореформенного времени.
Воспитательные:
· Понять глубину трагедии главных героев в психологических драмах: «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.
· Показать гуманистические идеалы автора, утверждаемые в пьесах.
Развивающие:
· Развивать умение характеризовать образы-персонажи, мотивы поведения главных героев, их мысли и побуждения.
Межпредметные связи:
Режиссура;
Этика;
Психология;
Эстетика;
Педагогика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
1. Вступительное слово преподавателя.
А.Н. Островский - великий писатель-драматург (1823-1886гг.) ...
Семья Островского.
Гимназические годы.
Ранний период (1847-1851 гг.)
«Москвитянинский период» (1851-1855 гг.)
Предреформенный период (1856-1860 гг.).
2. Пореформеннный период.
Заслушивание докладов, рефератов студентов по комедиям, изображающих жизнь купечества: «Не все коту масленница», «Правда-хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень».
Чтение творческих работ (сочинений, рецензий, интерпретаций) по историческим пьесам: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода, или сон на Волге».
Лингвистический анализ драматического текста на примере пьесы «Бесприданница» (психологические драмы: «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».
Вывод преподавателя.
Островский - создатель русского национального театрального репертуара...
Домашнее задание:
Чтение-анализ исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода, или сон на Волге».
Методическая карта занятия 11
Предмет - «Литература»
Тема - Жизнь и творческий путь И.А. Гончарова. Его главные произведения.
Форма занятия лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
Вызвать у студентов живой интерес к личности и творчеству И.А. Гончарова; показать процесс его духовного становления, нравственные и общественные идеалы.
Дать общее представление о его главных произведениях («Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов»).
Показать различные интерпретации романа «Обломов» в русской критике; современное прочтение «Обломова».
Воспитательные:
· Воспитывать умение высказывать свое отношение к гончаровскому герою.
Развивающие:
· Развивать умение характеризовать образы-персонажи, мотивы поведения главных героев, их мысли и побуждения.
Межпредметные связи:
Этика;
Психология;
Эстетика;
Педагогика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
1. Вступительное слово.
В основе романов личные впечатления И.А. Гончарова. Он показал жизнь героев такой, какой видел ее...
Выявление первоначального читательского восприятия произведений студентами.
Определение основной темы и идейной концепции романа «Обломов». Как они выражены в композиции и системе образов?
Различные интерпретации романа в русской критике.
5. Заключение. Современное прочтение «Обломова».
Домашнее задание:
Подготовка к уроку-конференции. Написание докладов, творческих работ, рецензий по произведениям А.Н. Островского.
Обеспечение урока:
Романы И.А. Гончарова (любые издания).
Методическая карта занятия 12
Предмет - «Литература»
Тема - Проза 70-90-х гг. XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин - величайший писатель
- сатирик мировой литературы.
Форма занятия - урок-беседа.
Цели занятия:
Образовательные:
Познакомить студентов с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова;
Дать представление о сатирических произведениях небывалой политической остроты.
Показать как средствами сатиры писатель дал глубокий анализ современной ему общественной жизни, метко и емко охарактеризовал все социальные явления и типы деятелей.
Воспитательные:
· Показать писателя-гуманиста как защитника угнетенных и обездоленных.
Развивающие:
· Развивать умение характеризовать образы-персонажи, составлять композиционный план, комментировать сказку как сатирическое произведение.
Межпредметные связи:
· Этика;
· Эстетика;
· Психология;
· Педагогика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
I. Вступительное слово преподавателя, индивидуальные сообщения студентов. Индивидуальное сообщение студента: «Очерк жизни и творчества писателя», «История одного города» - один из шедевров Салтыкова-Щедрина.
Беседа по вопросам:
а) докажите, что гротеск главный прием, с помощью которого раскрывается образ Брудастого.
б) как раскрывается образ Угрюм-Бурчеева (портрет, описание бреда Бурчеева, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приемах?
II. Прочитайте сказку «Премудрый пескарь».
III. Задания:
1. Составьте композиционный план, по которому она написана.
Перескажите сказку по записанному плану, вставляя в пересказ элементы характеристики премудрого пескаря.
Прокомментируйте сказку как сатирическое произведение.
IV. Анализ произведения: «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» (как вариант).
V. Вывод преподавателя, студентов.
Домашнее задание:
Индивидуальное сообщение: «Вехи Ф.М. Достоевского»; прочитайте романы: «Бесы», «Идиот», «Бедные люди».
Обеспечение занятия:
Сказки М. Салтыкова; «История одного города» (любые издания).
Индивидуальное сообщение: «Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина; читать «История одного города», «Сказки».
Стенд с фотографиями драматурга.
Стенд: «Театр и актеры в драматургии А.Н. Островского»
Пьесы А.Н. Островского (любые издания).
Методическая карта занятия - 13
Предмет - «Литература»
Тема - Русская литература 19 века. А. С. Пушкин. Лирика. «Повести Белкина». Драматургия; «Моцарт Сальери».
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
определить основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина;
показать: Пушкин - родоначальник русской реалистической прозы;
выявить: «Борис Годунов» - народная драма;
показать «историю души, пораженную гордыней» в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
Воспитательные:
на примере повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина показать гуманное отношение автора к «маленьким людям».
«Гений и злодейство - две вещи несовместимые»...-
Развивающие:
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
развитие монологической речи студентов;
Межпредметные связи:
история
педагогика
эстетика
этика
музыка
режиссура
Ход занятия и последовательность излагаемого материала
Слово преподавателя (А. С. Пушкин - родоначальник русской реалистической прозы...).
Реализация индивидуального сообщения студента: «Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина».
Чтение и анализ стихотворений А.Пушкина (восприятие, истолкование, оценка).
Лингвистический анализ прозаического текста «Станционный смотритель» (практическое занятие).
Анализ драмы «Борис Годунов» (народ - главное действующее лицо драмы, образ Юродивого, фигура Бориса Годунова и др.).
Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери». Анализ, определение темы произведения («История души, пораженной гордыней»).
7. Вывод преподавателя («Повести Белкина» - первые реалистические повести...).
Обеспечение занятия:
Заданные произведения А.С. Пушкина (любые издания).
Возможен просмотр видеофильма «Повести Белкина».
Портрет А.С. Пушкина (разных художников).
Карандаши цветные...
Домашнее задание:
Читать поэму М. Ю. Лермонтова «Демон», Драму «Маскарад». Анализ стихотворения (на выбор студента).
Методическая карта занятия 14
Предмет - «Литература»
Тема - Русская литература XIX века. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Основные темы и мотивы лирики.
Форма занятия - лекция с элементами беседы.
Цели занятия:
Образовательные:
пробудить желание студентов глубже познакомиться с личностью А.С. Пушкина;
в сжатой форме рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути;
показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие се тем, жанров, настроений;
Воспитательные:
через стихи способствовать развитию эстетических и патриотических чувств студентов;
Развивающие:
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
развитие монологической речи, творческого потенциала студентов.
Межпредметные связи:
история
педагогика
эстетика
этика
музыка
Ход занятия и последовательность излагаемого материала
Слово преподавателя (А. С. Пушкин - родоначальник русской реалистической прозы...).
Реализация индивидуальных сообщений студентов:
«Вся жизнь - один прекрасный миг». Основные этапы жизненного и творческого пути;
Учеба Пушкина в царско-сельском лицее. (811-817 гг..)
А.С.Пушкин - в Петербурге (817-820 гг.)
Южная ссылка (820-824 гг.)
В селе Михайловском (824-826 гг.)
А.С. Пушкин в Москве.
Годы скитаний. (827-830 гг.).
Болдинская осень. (830 г.)
В Петербурге - 1831 г.Дуэль и смерть Пушкина.
3. «Все волновало нежный ум»...Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Чтение и анализ стихотворений А.Пушкина (восприятие, истолкование, оценка).
Лингвистический анализ стихотворений «Я помню чудное мгновенье...», «Зимнее утро».
Нарисовать иллюстрацию, навеянную стихотворением.
Комментарий к рисунку.
7. Выводы преподавателя, студентов
Обеспечение занятия:
Портрет А.С. Пушкина разных художников.
Сборник стихотворений поэта.
Стенд рисунками студентов.
Стенд с фотографиями поэта, иллюстрации.
Музыкальное сопровождение
Домашнее задание:
Чтение-анализ стихотворений: «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Методическая карта занятия – 15
Предмет - «Литература»
Тема - М. Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Форма занятия - лекция с элементами беседы. Цели занятия: Образовательные:
охарактеризовать эпоху 30-х годов 19 века; пробудить интерес к личности и творчеству поэта;
познакомить с основными темами и мотивами в лирике М. Лермонтова; показать, в чем разница между темой и мотивом лирического произведения;
Воспитательные:
- проанализировать стихи поэта, главная тема которых - любовь к родине; помочь студентам понять «странную» любовь Лермонтова к родине;
Развивающие:
- развитие образно-мыслительной деятельности студента.
Межпредметные связи:
педагогика
история
этика
эстетика
психология
Ход занятия и последовательность излагаемого материала
Вступительное слово преподавателя ( Лермонтов (1814-1841 гг.) - великий поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный музыкант. Его творчество - высшая точка развития русской поэзии послепушкинского периода...
Сообщения студентов ( Детство и юность поэта. Годы учения в Москве. Переезд в Петербург. Военная служба. На Кавказе. Дуэль с Барантом. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук).
Основные мотивы в лирике поэта.
Основные темы в лирике Лермонтова.
Беседа со студентами по вопроснику преподавателя.
Тема Родины ( «Бородино», «Родина», «Прощай, немытая Россия»).
Главная тема - человеческая личность в процессе ее развития.(«Демон», «Мцыри», «Парус»).
Мотив одиночества («Сосна», «Выхожу один я на дорогу» и др.).
Любовная лирика ( «Нищий», «Я не унижусь пред тобою», «На светские цепи», «Молитва», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и др. ( Главная мысль стихотворений о любви: «Пусть я кого-нибудь люблю: любовь не красит жизнь мою»).
Лермонтов о назначении поэта и поэзии («Дума», «О, полно извинять разврат», «Я не для ангелов и рая», «Поэт», «Пророк» и др.).
Анализ драмы «Маскарад». Конфликт и герои драмы. Смысл названия и финала.
12. Заключительное слово преподавателя.
Обеспечение занятия:
Возможно прослушивание романсов на стихи М. Ю. Лермонтова. Портрет М. Лермонтова, произведения поэта.
Домашнее задание:
Читать произведения Н. В. Гоголя (на выбор студентов)
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 16
Предмет - «Литература»
Тема - Русская литература XIX века (50-60-е гг.)
Н.А. Некрасов. Лингвистический анализ поэтического текста («Несжатая полоса»,
«Похороны», «Сеятелям», «Молебен», «Стихи мои! Свидетели живые...», «Праздник
жизни, молодости годы...» и др.)
Форма занятия лекция учителя (краткое содержание).
Цели занятия:
Образовательные:
Расширить представление студентов о творчестве Н.А. Некрасова путем знакомства с его лирикой;
Показать нравственный мир и жизненные устремления героев поэмы «Саша»; акцентировать внимание на соседство привлекательных и жестоких картин жизни;
· Дать поэтические самооценки Некрасова через стихи.
Воспитательные:
· Через стихи Н. Некрасова способствовать развитию эстетических и патриотических чувств студентов.
Развивающие:
Развивать творческий потенциал личности студентов.
Межпредметные связи:
Этика;
Психология;
Эстетика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
Лекция учителя. По ходу лекции студенты записывают план, составляют тезисы. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
Схема ЛАПТ.
Проверка составленных студентами планов (по лекции преподавателя).
Чтение стихов и отрывков из поэмы «Саша».
Анализ каждого прослушанного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).
6. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1. Подготовить индивидуальное сообщение Агарин в ряду литературных героев 1850-х гг. (Поэма «Саша» Н.А. Некрасова).
2. Сделать ЛАПТ (на выбор студентов).
Обеспечение урока:
Сборник стихов Н.А. Некрасова.
Схема анализа стихотворений.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 17
Предмет «Литература»
Тема - «Два единства». Поэтическая композиция по стихам А.А. Фета и Ф.И.
Тютчева.
Форма занятия поэтическое кафе
Цели занятия:
Образовательные:
Пробудить интерес к лирическим стихотворениям А. Фета и Ф. Тютчева;
раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, возлюбленной;
Углубить представление о философичной лирике Тютчева;
Показать глубокий психологизм, музыкальность и мелодичность стиха А.Фета;
Воспитательные:
· Дать почувствовать, что стихи поэтов созвучны нашему времени, живы и близки каждому; представить Родину, Красоту и Любовь как объединяющее начало жизни.
Развивающие:
Развивать творческий потенциал личности студента.
Межпредметные связи:
Музыка;
· Психология;
Этика;
· Эстетика;
· И М ОК.
Ход занятия.
1. Слово ведущего (преподавателя)
Все на свете ориобви.
Любовь - объединяющее людей начало, то, на чем основано духовное бытие любого человека... (с. 206 из кн. «Школа радости» И.В. Булгакова)
Часть I. Афанасий Фет.
«Целый мир от красоты...»
Часть ll. Федор Тютчев
«Все во мне – и я во всём»
Обеспечение занятия: С. В. Рахманинов «Первый концерт для фортепиано с оркестром»
Музыкальный фон:
П. И. Чайковский «Серенада для струнного оркестра».
(Античность условна; все поэтическое действие совершается в пространстве
некоей дворянской гостиной, где в тютчевские и фетовские времена
проводились соответствующие литературные собрания...)
Читаются стихи, студенты на сцене, лицом к лицу со зрителями, находясь с ними
рядом, - думают...
Домашнее задание:
1. Сочинение по творчеству А. Фета и Ф. Тютчева.
Тема любви в поэзии А. Фета и Ф. Тютчева.
2. Наизусть стихотворение по выбору студентов.
3.Подготовиться к практическому занятию №2 (И.С. Тургенев. Рассказ «Живые мощи»)
Словарь: импрессионизм (фр. - впечатление). Направление в искусстве и литературе, отражающее суть переживания, настроение и впечатление автора в связи с тем, что он изображает, (название получено по картине художника Э. Мане «Impression» («Впечатление») зародилось в 1860-х гг. во Франции).
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 18
Предмет - «Литература».
Тема - Н, С, Лесков. Чудаки и праведники в произведениях Н, С, Лескова.
Форма занятия: урок - беседа.
Цели занятия:
Образовательные.
-расширить знания студентов о творчестве Н, С, Лескова путем знакомства с его произведениями;
-выделить основные темы, конфликты повестей "Левша", "Очарованный странник";
-сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Лескова. Воспитательные:
-через произведения Лескова дать студентам возможность постигнуть "вдохновенность" народных характеров ( как герои Лескова активнее других делают историю России ) , тем самым способствовать развитию этических, эстетических и патриотических чувств студентов. Развивающие:
-развивать умение давать самостоятельную и аргументированную оценку произведению, герою.
-умение грамотно, выразительно, логически последовательно излагать литературный материал; выделять деталь, эпизод. Межпредметные связи: -Этика; -Психология; -НХТ; -Эстетика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
Вступительное слово преподавателя.
Беседа по вопросам по произведению Н, С, Лескова " Очарованный странник".
В чем проявляется художественность, талантливость натуры Ивана Флягина?
В поисках чего герой всю жизнь погибал и никак не мог "погибнуть"?
- Проследите, как меняется пейзаж, гармонируя с чувствами и переживаниями человека.
+В повести сравнительно мало пейзажных зарисовок, но все они несут определенную идейную нагрузку( гл.: 1, 4, 7, 16).
3. Разговор о сущности героев Лескова.
4. Подведение итогов (выводы студентов, преподавателя).
Обеспечение занятия:
Произведения Н, С, Лескова -любые издания ("Очарованный странник",
"Левша" и др.).
Домашнее задание:
Подготовиться к пр. занятию № -3 "В. М. Гаршин. Жизнь и творчество"
(по предложенным вопросам).
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 19
Предмет – «Литература».
Тема -А. П. Чехов. Жизнь и творческий путь.
Форма занятия - урок-беседа.
Цели занятия:
Образовательные:
расширить представление студентов о творчестве А. П. Чехова путем знакомства с его произведениями.
показать объекты и субъекты юмора в ранних рассказах А. П. Чехова.
определить свой и авторский взгляд на современность в рассказах «Горе», "Тоска".
показать человека в ситуации нравственного выбора; гуманистический
пафос повести " Палата №-6 ".
Воспитательные:
-через произведения Чехова показать студентам пробуждение живой души человека. ( Причина природного оскудения - нравственная порчачеловека. Рассказ " Свирель ").
Развивающие:
-развивать у студентов умение анализировать образы - персонажи с учетом личной и авторской позиции.
-совершенствовать навыки самостоятельной работы с художественным текстом.
Межпредметные связи:
Философия;
Психология;
Этика;
Эстетика;
Педагогика.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
Вступительное слово преподавателя.
Чтение реферата " Объекты и субъекты юмора в ранних рассказах А. П. Чехова".
Анализ рассказов " Горе "," Тоска ". Беседа по вопросам.
Индивидуальное сообщение студента:" Гуманистический пафос повести " Палата №-6 "".
5. Определение своего взгляда на чеховских героев (выводы студентов).
Обеспечение занятия:
Рассказы А. П. Чехова (любые издания ).
Домашнее задание:
Повторение пройденных тем, подготовиться к тестированию.
Ж. "Литература в школе ", №3, 5, 1991; № 5, 1990.
Домашнее задание:
Подготовиться к практическому занятию № 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 20
Предмет - «Отечественная литература»
Тема занятия - «Ф.М. Достоевский. Нравственно - философское содержание рассказа «Мальчик у Христа на елке»».
Форма занятия - урок углубленного анализа художественного произведения; проблемная беседа с элементами театрализации, иллюстрирования.
Тип занятия - комбинированный
Цели занятия:
Образовательные:
выявить особенности жанра, композиции, сюжета произведения; закрепить понятие «святочный» рассказ;
проанализировать образную систему произведения;
выработать у студентов умение применять знания, полученные по теории литературы.
Воспитательные:
актуализировать нравственные проблемы, поставленные автором в рассказе;
вызвать эмоциональный отклик у студентов (эмоциональное отношение к героям, их поступкам, событиям, к авторской позиции – чувство сострадания, любви, милосердия).
Развивающие:
углубить навыки анализа;
развивать образно-мыслительную деятельность студентов;
совершенствовать коммуникативные навыки;
развитие творческого потенциала личности студентов;
развивать умение студентов работать в команде.
Межпредметные связи:
мировая художественная культура
философия
педагогика
психология
музыкальная литература
режиссура
этика, эстетика
рисование
русский язык и культуры речи
Основные методы, применяемые на занятии:
частично-поисковый, проблемно-эвристический.
Приемы: инсценирование, иллюстрирование.
Обеспечение занятия:
текст рассказа;
мультимедийный проектор (презентация «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество» - литературная экспозиция); видеоролик «Статистика...»;
портрет Ф.М. Достоевского (1872 год. Работа В.Г. Перова);
стихотворения и рисунки студентов к изучаемому произведению;
-инсценирование фрагмента из рассказа студентами 2 ТТ (рус);
музыкальное сопровождение («Детский альбом» П. Чайковского);
выставка материалов о Ф.М. Достоевском;
карточки с известными афоризмами;
толковый словарь Ожегова.
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:
Презентация «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество» - литературная экспозиция
Формулирование темы занятия студентами и выбор эпиграфа к уроку из предложенных вариантов
3. Постановка целей
4. Творческая лаборатория «Музыканты, художники, литераторы, актеры»:
выявление современных проблем в обществе (видеоролик);
анализ рассказа в форме проблемной беседы по выявлению основных проблем поставленных автором;
по прослушанной мелодии (из «Детского альбома» П. Чайковского) выбор и зачитывание нужного фрагмента из рассказа; его комментарий;
экскурсия в мир рисунка студента («Мир произведений Достоевского глазами студента»), комментирование работ;
инсценирование эпизода из новеллы (выступление студентов 2 ТТ (рус)), восприятие, истолкование фрагмента;
чтение стихотворений студентов; анализ каждого прослушанного стихотворения (написание рецензии на рассказ - как вариант).
Выводы студентов и педагога.
Подведение итогов
Домашнее задание:
Написание сочинения-миниатюры на темы «Чудеса в нашей жизни», «Как современны мысли Ф.М. Достоевского сейчас», «Идейный смысл рассказа столкновение двух правд...» - на выбор студентов. Прочитать рассказы «Мужик Марей», «Сон смешного человека» - на выбор.
Найти в Интернете материал «Беспризорники в нашем городе». Моя программа «Как им помочь?».
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 21
Предмет: « Отечественная литература».
Тема: Ф. М. Достоевский-великий русский писатель-реалист 19 века.
Форма занятия: лекция.
Цели занятия:
Образовательные:
Познакомить студентов с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского.
Осмыслить Достоевского как художника трагического склада, мастера острой иронии, страстного проповедника высшего назначения искусства - спасти человека, « восстановить» в человеке человеческое.
Развивающие:
- Развивать умение характеризовать образы-персонажи, мотивы по-
ведения главных героев, их мысли и побуждения.
Воспитательные:
Показать гуманистические идеалы автора : сохранение веры в человечность, в вековые принципы народной нравственности.
Межпредметные связи:
+ Психология
+ Этика
+ ИМОК
+ Эстетика
+ Педагогика
Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.
1. Лекция преподавателя (краткое содержание).
По ходу лекции студенты записывают план, составляют тезисы.
Ф. М. Достоевский -великий русский писатель-реалист 19 века.
Краткие биографические сведения писателя.
Роман « Бедные люди» - первое произведение Достоевского. Художественное своеобразие произведения.
1850-1859 гг. каторжный период. « Записки из Мертвого дома».
« Преступление и наказание» - один из наиболее значительных и совершенных романов писателя. Протестующее и гуманное начало творчества Достоевского.
Роман « Идиот». Главная идея романа - мысль о положительно прекрасном» человеке.
+ « Братья Карамазовы» - грандиозное по замыслу произведение Достоевского. Прошлое, настоящее и будущее России в форме хроники семейной жизни.
Проверка составленных студентами планов ( по лекции преподавателя).
Вывод преподавателя.
Творчество Достоевского занимает важное место в русской
литературе 19 века. Обеспечение занятия: Романы Ф. М. Достоевского (любые издания). Библия.
Домашнее задание:
Читать рассказы Н. С. Лескова. Подготовиться к пр. занятию № 3 (по рассказам В. М. Гаршина)
Основная
1. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2011.
2. Литература: практикум / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2011.
Дополнительная
Быков Д. Борис Пастернак. – М., 2008.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.– М., 2007.
Дядичев В.Н. Маяковский в жизни и творчестве.– М., 2008.
Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве. – М., 2010.
Жук М.И. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. – М., 2011.
Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века. – М., 2006.
Зарубежные писатели. Биоблиографический словарь./ под ред. Н.П. Михальской. Москва, 1997
“Идет война народная”: литература Великой Отечественной войны.– М., 2007.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – М., 1998.
Краснова Л. Художественный мир А. Блока. – М., 1990.
Кременцов Л.П. История русской литературы XX века. Обретения и утраты. – М, 2008.
Марков В.Ф.История русского футуризма. – М., 2000.
Михайлов О.Н. Жизнь А.И. Куприна. – М., 2001.
Михайлов О.Н. И.А. Бунин в жизни и творчестве.– М., 2010.
Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого.– М., 1999.
Русская литература 1920-1930 годов. Портреты поэтов. – М, 2008.
Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Эссе. ч. 1,2 / под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М., 1994
Русская литература. 20 век. Справочные материалы./составитель Л.А. Смирнова. М., 1995
Русские писатели. 19 век. Биоблиографический словарь в двух частях/ под ред. П.А. Николаева. М., 1996.
Русские писатели. 20 век. Биоблиографический словарь в двух частях/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998
Спиридонова Л.А. М. Горький в жизни и творчестве. – М., 2008.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
Учебник для 11 класса “Русская литература XX века” /под редакцией В.П. Журавлева. М., 2001.
Чалмаев В.А. М.А. Шолохов в жизни и творчестве. – М., 2006.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215
Рисунок 115