Дополнительная общеобразовательная программа Хореография в ансамбле Ритмы детства



Содержание программы
1.1. Пояснительная записка
направленность (профиль) программы;
отличительные особенности программы;
формы обучения и виды занятий;
срок освоения программы, адресат программы, режим занятий. 1.2. Цель и задачи программы. 1.3. Описание практик, на освоение которых направлена программа. 1.4. Содержание программы
общая (тезисная) модель построения учебного процесса;
базовые понятия и базовые процессы по профилю программы;
учебно-тематическое планирование;
календарно-тематическое планирование. 2.1. Условия реализации программы. 2.2. Мониторинг усвоения программы. 2.3. Методические материалы. Список литературы. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Прогимназия»
Название программы
«Хореография в ансамбле «Ритмы детства»
Направленность программы Художественная
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу Курлапова Елена Александровна
Год разработки
2009 г.
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа Рассмотрено: на заседании МО педагогов дополнительного образования «25» августа 2016 г.;
Утверждено: директором МБОУ НШ «Прогимназия», В.В. Горячевой
Уровень программы «Стартовый уровень»
«Базовый уровень»
Цель
формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей посредством хореографического искусства.
Задачи
Образовательные:
расширение знаний в области современной хореографии и лучших традиций хореографического искусства;
организация постановочной и концертной деятельности;
выражение собственных ощущений, используя возможности хореографии;
укрепление физического и психологического здоровья.
Воспитательные:
совершенствование нравственно-эстетического и физического воспитания средствами музыки и танца.
Развивающие:
развитие чувства гармонии, чувства ритма;
развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации ребенка;
развитие художественного вкуса и эмоционально-ценностного отношения к миру, на основе интереса к лучшим образцам Российского и мирового хореографического искусства.
Ожидаемые результаты освоения программы учащийся обладает высоким уровнем двигательную активности, координации, актерской выразительности, музыкальности;
учащийся владеет понятийным аппаратом школы классического и народного танца;
учащийся свободно владеет навыками исполнения изученных танцев различного уровня сложности;
учащийся определяет на слух образцы классической, народной, современной музыки, ориентируется в музыкальном сопровождении танцев;
умет импровизировать под разножанровую музыку;
ориентируется в вопросах, связанных с развитием хореографического искусства, жанрах, видах, направлениях.
Срок реализации программы
«Стартовый уровень»
«Базовый уровень» 4 года
1 год
3 года
Количество часов в неделю /год
«Стартовый уровень»: 2 часа в неделю/76 часов в год.
«Базовый уровень»: 3 часа в неделю/114 часов в год.
Возраст обучающихся
7-11 лет
Формы занятий
групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей);
коллективная форма (данная форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал).
Методическое обеспечение
И.Я. Лернер, развитие личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоение «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка;
Л.А. Венгер, развитие детской одаренности, где одаренность определяется как высокий уровень развития способности ребенка, устойчиво проявляющейся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с выраженной познавательной мотивацией;
В.Н. Василенко, В.С. Воронова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина, направленной на воспитание любви и уважения к русской культуре;
положения Л.Г. Татарниковой, Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, В.Н. Касаткина, В.О. Морозова, Г.К. Зайцева, А.С. Батуева, Н.П. Абаскаловой, и других, которые занимались проблемой здоровья детей в системе образования.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) хореографический класс;
фортепиано;
тренировочные станки;
зеркала;
коврики для занятий партерной гимнастикой;
стенды;
иллюстрации;
танцевальная обувь;
сценические костюмы;
магнитофон;
видеомагнитофон;
аудио - центр.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хореография в ансамбле «Ритмы детства» реализуется в МБОУ НШ «Прогимназия», в рамках дополнительного образования детей.
Направленность программы: художественная.
Данная программа написана в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-10 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципального образования городского округа города Сургута, и Уставом МБОУ НШ «Прогимназия».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хореография в ансамбле «Ритмы детства» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, представляет собой курс обучения детей хореографическому искусству в общеобразовательных учреждениях, учреждениях культуры, для учащихся начальных классов, имеющих склонность к танцевальной деятельности.
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, эстетический вкус и нравственность.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, создание индивидуального творческого продукта.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, т.е. мир творчества и искусства. В российском образовании уроки хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Цель общеобразовательного учреждения обеспечить учащимся качественные, разносторонние знания в различных образовательных областях, заложить фундамент целостного видения мира во всем его многообразии, а также дать возможность детям приобрести новый социальный опыт, способствовать жизненному самоопределению, воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности.
Важно именно в младшем школьном возрасте привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов.
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хореография в ансамбле «Ритмы детства» разработана на основе авторских методик:
И.Я. Лернера, направленной на развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка;
Л.А. Венгера, направленной на развитие детской одаренности, где одаренность определяется как высокий уровень развития способности ребенка, устойчиво проявляющейся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с выраженной познавательной мотивацией;
В.Н. Василенко, В.С. Воронова, Т.Я. Шпикаловой, Е.А. Флериной, направленной на воспитание любви и уважения к русской культуре;
положения Л.Г. Татарниковой, Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, В.Н. Касаткина, В.О. Морозова, Г.К. Зайцева, А.С. Батуева, Н.П. Абаскаловой, и других, которые занимались проблемой здоровья детей в системе образования.
Отличительная особенность программы состоит в реализации комплексного подхода к вопросам сохранения, укрепления здоровья, обучения, развития и воспитания детей.
В наличии с образовательным компонентом, развивающего, оздоровительного и воспитательного, где в едином ключе гармонично сочетаются освоение искусства хореографии и формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств обучающегося. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие.
Используются следующие формы: мастер-класс, видео-урок, экскурсия, коллективное посещение концертов, массовых мероприятий.
На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Срок освоения программы, адресат программы, режим занятий
Адресат программы: учащиеся 7-11 лет (младший школьный возраст).
Объем программы: 102 часа в год.
Срок освоения: 4 года (уровни освоения программы – стартовый, базовый), например – стартовый: первые классы, 2 раза в неделю по 1 часу, а базовый: 2-4 классы, 3 раза в неделю по 40 минут.
Цель программы и задачи программы.
Цель: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
расширение знаний в области современной хореографии и лучших традиций хореографического искусства;
организация постановочной и концертной деятельности;
выражение собственных ощущений, используя возможности хореографии;
укрепление физического и психологического здоровья.
Воспитательные:
совершенствование нравственно-эстетического и физического воспитания средствами музыки и танца.
Развивающие:
развитие чувства гармонии, чувства ритма;
развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации ребенка;
развитие художественного вкуса и эмоционально-ценностного отношения к миру, на основе интереса к лучшим образцам Российского и мирового хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа хореография в ансамбле «Ритмы детства» разработана на основе опыта ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления.

Описание практик, на освоение которых направлена программа.
В данной программе представлены следующие направления: хореография, ритмика, классический танец, народный танец, современный танец, актерское мастерство.
Освоение программы предполагает постепенность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись. Значимой для успешной реализации программы является опора на направление «Классический танец» -  на всех этапах обучения.
Классический танец не только развивает физические данные обучающихся и формирует необходимые технические навыки, но является источником высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного воспитания детей.
Владение техникой классического танца позволяет обучающимся успешно освоить такие жанры, как народный и современный танец. При наличии условий для занятий классическим танцем, на данный предмет отводится 1-2 часа в неделю. Направление «Ритмика» является основным для «Стартового уровня», направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ребенка.
В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через элементы танцевальных движений в процессе занятий. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются память, внимание, творческие способности. Направление «Актерское мастерство» целесообразно в процессе освоения «базового уровня» с целью развития эмоционально-чувственной сферы обучающихся. «Актерское мастерство» основано на технологии игрового обучения. На занятиях по актерскому мастерству особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения и фантазии, (умения погрузиться в предлагаемые обстоятельства, поверить в них и совершить определенные действия). Содержательную основу «Базового уровня» составляют направления «Народно-сценический танец» и «Современный танец». Они направлены на расширение предметных знаний по хореографии и обогащение исполнительских возможностей учащихся.
народно-сценический танец раскрывает красоту и образность национальных танцев, знакомит с культурой других народов;
современный танец расширяет поле для творческого самовыражения учащихся, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппарата детей, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных комбинаций современных танцевальных направлений, способствует гармонизации самооценки, успешной адаптации в среде сверстников.
Для обучающихся младшего школьного возраста приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность, работа в микрогруппах. Выбор методов и форм проведения занятий обусловлен возрастными особенностями учащихся: показ, воспроизведение, анализ, самостоятельная проба. Важную роль на этом этапе играет метод упражнений, отработки техники через многократное повторение. Активно используются методы создания системы образов, методы тактильного ощущения, самоконтроля. Особое значение для данной возрастной группы имеет такая организация образовательного процесса, которая обеспечивает учащимся возможность выбора в совместной деятельности: организатора, «костюмера», «визажиста» и др.Для старшей возрастной группы более продуктивными являются все формы индивидуального сопровождения, встречи с представителями различных профессий, связанных с хореографическим искусством, индивидуальные творческие задания. На первый план выходят методы импровизации, взаимообучения, ролевые игры. Происходит смена педагогической позиции: от мотивирующей и организующей (стартовый уровень), к поддерживающей и направляющей (базовый уровень). 
Содержание программы
общая (тезисная) модель построения учебного процесса;
базовые понятия и базовые процессы по профилю программы;
учебно-тематическое планирование;
календарно-тематическое планирование.
Уровень программы «Стартовый» (1 год обучения).
Основное назначение данного модуля – знакомство детей с миром танца, выявление и развитие танцевальных способностей детей, формирование интереса и мотивации детей к занятиям хореографией. Содержание модуля ориентировано на детей 7-8 лет. Для учащихся более старшего возраста целесообразно вхождение в образовательную программу со 2 уровня.
Уровень «Базовый» (2 – 3 год обучения).
1 этап: в ходе освоения данного уровня развивается интерес к предметному содержанию образовательного процесса, формируются ценностные ориентации, ярче проявляются его общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям хореографией, оформляются личностные позиции, связанные не только с заинтересованностью в достижении высоких результатов в области хореографии, но в организаторской, внутри - коллективной деятельности, подготовке концертных выступлений. Активная концертная деятельность, выступления на различных площадках и, прежде всего, презентация работ творческого коллектива на школьных праздниках и мероприятиях способствуют созданию дружного коллектива. Формирование концертного репертуара, распределение обязанностей внутри коллектива с учётом индивидуальных интересов и склонностей способствуют становлению ответственности каждого за достижение общего результата. 
2 этап «Самоопределение»: в процессе освоения данного уровня реализуется стремление обучающегося самоопределиться относительно предметного содержания образовательной программы и собственных ценностных ориентаций. Содержание данного уровня предполагает углубленное изучение предмета: классический, народно-сценический и современный танец, возможность самостоятельных постановок. Углублённая предметная подготовка влияет на качество концертных номеров, на разнообразие репертуара, что позволяет учащим принимать активное участие в концертной деятельности и хореографических конкурсах на различных уровнях.
Содержание программы, «стартовый уровень»
Цель: приобщение учащихся к миру хореографического искусства.
Задачи:
знакомство с хореографией – как с искусством танца;
развитие музыкальных способностей, координации, пространственной ориентации;
развитие и тренировка физических способностей и возможностей;
постановка корпуса, движений рук, ног, головы;
приобретение навыков исполнения основных упражнений классического танца;
освоение основных танцевальных элементов хореографии для детей младшего школьного возраста.
Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут. Большое внимание уделяется пространственным перестроениям, ритмическим упражнениям, партерной гимнастике, элементам классического танца.
Для эффективного достижения поставленных целей и задач данная программа разделена по видам деятельности:
1. Коллективно – порядковые упражнения.
2. Музыкально – ритмические упражнения.
3. Партерная гимнастика.
4. Классический танец
5. Композиция танца.
6. Воспитательно – познавательная деятельность.
7. Игровые технологии.
8. Репетиционно – постановочная работа.
Предполагаемые результаты «стартовый уровень»
1. Правильно пройти шагом «марша» в такт музыке, сохраняя правильную и красивую осанку, точно по заданному рисунку.
2.Быстро и правильно строить фигуры: круг, линию, колонну.
3.Одновременно начать и закончить движение с предложением и фразой музыкального произведения.
4.Распознавать характер музыки, уметь его передать эмоционально в танцевальных движениях.
5.Знать и исполнять позиции рук, ног классического танца, упражнения «партерной гимнастики».
6.Знать жанры хореографического искусства и уметь их различать и характеризовать.
7.Знать характеристику детского танца, исполняемых танцевальных образов.
8.Уметь быстро и чётко запоминать и воспроизводить небольшие танцевальные композиции, повторять ритмический рисунок хлопков и притопов.

Учебный план 1-го года обучения (стартовый уровень)

п/п Разделы по видам
деятельности Количество часов Всего
часов/
год
1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1.
Коллективно – порядковые упражнения. 1 1 1 1 4
2.
Музыкально-ритмические упражнения. 5 4 4 3 16
3.
Партерная гимнастика.
4 2 3 2 11
4.
Классический танец.
2 1 3 3 9
5.
Композиция танца.
4 2 4 4 14
6.
Воспитательно-познавательная деятельность.
2 1 1 2 6
7.
Игровые технологии.
2 1 2 2 7
8.
Репетиционно - постановочная работа.
0 1 4 4 9
Всего 20 ч. 13 ч. 22 ч. 21 ч. 76 ч.

Содержание
Коллективно – порядковые упражнения.
Фигурное построение по заданному рисунку.
Построение круга, прямых линий, «шахматный порядок».
Музыкально – ритмические упражнения.
Начало и окончание движения вместе с началом и окончанием музыкальной фразы. Понятие «вступление», «интервал». Перемена движений в связи с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. Передача в движениях динамических и медленных оттенков музыки. Упражнения на ритм, координацию, ориентировку в пространстве, музыкальную и зрительную память.
3.Партерная гимнастика: общий комплекс тренировочных упражнений для исправления осанки, правильного положения стоп, укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса.
4. Классический танец: постановка корпуса, позиции рук, ног, «demi plie», «releve», «1, 2, 5» позиции ног, «grand plie», «bat.tendu», «bat.tendu jete». Прыжки: «pas sote» по 1, 2, 5 позиции ног. Понятие «en face», “epaulement”, точки зала. Позиции рук (подготовительная, 1-ая, 2-ая,3-я). «Port de bras» (1 форма).
5. Композиция танца.
Положение рук на поясе, «крестом», «лодочкой».
Танцевальные движения: «подскоки», «боковой приставной шаг», «боковой галоп», «ковырялочка», «танцевальный бег», бег «лошадок». Хлопки, притопы с разным ритмическим рисунком.
6. Постановочная работа.
Разучивание танцевальных движений, соединение их в танцевальные связки. Постановка музыкально – ритмических композиций.
7. Игровые технологии.
Игры на развитие внимания «Класс», развития принципа зеркальности «Зеркало», развитие координации «У оленя дом большой», развития воображения «Создай фигуру».
8. Воспитательно–познавательная деятельность.
Беседы по технике безопасности в классе хореографии, «Хореография – искусство танца». Просмотр видеоматериалов на тему балет «Золушка», «Конёк – Горбунок», документальный фильм «Пленники Терпсихоры».
Создание и характеристика образов, необходимых для исполнения танцевальных постановок. Совместная работа над созданием концертных костюмов. Участие в праздничных концертах, фестивалях, конкурсах.

Содержание программы, «базовый уровень»
Цель: расширение знаний в области хореографии посредством обогащения танцевального опыта учащихся.
Задачи:
Дальнейшее изучение упражнений экзерсиса классического танца.
Овладение исполнительскими приёмами сложной координации.
Усложнение техники танца, развитие выносливости.
Формирование навыков исполнения парного танца.
Раскрытие эмоционального потенциала.
Способствовать укреплению интереса воспитанников к хореографическому искусству.
Способствовать выявлению индивидуальных способностей.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, аккуратность, бережливость, умение преодолевать трудности сообща с участниками коллектива.

Для эффективности достижения поставленных целей и решения задач данная программа разделена по видам деятельности:
1. Коллективно – порядковые упражнения.
2. Партерная гимнастика.
3. Классический танец
4. Народный танец.
5. Танцевальная импровизация.
6. Воспитательно – познавательная деятельность.
7. Игровые технологии.
8. Репетиционно – постановочная работа.
Предполагаемые результаты «базовый уровень»
Грамотно и выразительно исполнять упражнения классического танца (в «чистом виде»), знать их название и характеристику.
Знать характерные особенности русского народного танца.
Знать позиции рук, ног народного танца.
Грамотно исполнять элементы танцев в сочетании с движением рук, головы, корпуса - соло, в паре, коллективно на месте и в продвижении.
Иметь навык вежливого отношения к партнёру.
Знать и выполнять, требуемые правила в исполнении танца.
Учебный план второго года обучения (базовый уровень)

п/п Разделы по видам
деятельности Количество часов Всего
часов
в
год
1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1.
Коллективно – порядковые упражнения.
1 1 1 1 4
2.
Партерная гимнастика.
4 2 4 2 12
3.
Классический танец.
5 4 8 8 25
4.
Народный танец.
4 3 6 8 21
5.
Танцевальная импровизация.
3 2 4 2 11
6.
Воспитательно-познавательная деятельность. 2 1 4 2 9
7. Игровые технологии. 3 1 3 2 9
8.
Репетиционно - постановочная работа. 8 6 6 3 23
Всего 30 ч. 20 ч. 36 ч. 28 ч. 114 ч.

Содержание.
1. Коллективно – порядковые упражнения. Фигурное построение по заданному рисунку.
Построение круга, прямых линий, «шахматный порядок», положение «до-за-до», «ви-за-ви», упражнения на координацию, музыкальный ритм, зрительную память.
2. Партерная гимнастика.
Общий комплекс тренировочных упражнений для исправления осанки, правильного положения стоп, укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса.
Классический танец. Постановка корпуса. Позиции рук, ног. «Battements tendus ietes» (с точкой на полу и в комбинации с «plie», «releve»). «Demi-rond de jambe par terre и passé par terre (вперёд- назад через 1 позиции ног). Положение ноги на «sur le cou-de-peid» вперед, основное, условное и назад (в чередовании с «battements tendus»). «Grands battements jetes» в двух направлениях вперёд и назад по 1позиции ног. Прыжки: «pas sote» по 1, 2, 5 позиции ног. «Temps leve» (sauté), 1, 2 форма «Port de bras».
Народный танец.
Танцевальные связки на основе движений: «подскоки», «боковой приставной шаг», «боковой галоп», «ковырялочка» в комбинации, «танцевальный бег» в чередовании, «ходы», простые дробные выстукивания. Раскрытие рук вперед – в сторону. Элементы русского танца «ёлочка», «гармошка» с раскрытием рук и работой головы.
5. Постановочная работа.
Разучивание танцевальных движений, соединение их в танцевальные связки. Постановка танцев.
6.Танцевальная импровизация.
Включает упражнения, этюды и экспромты на заданную и свободную тему под разножанровую музыку. Приобщает обучающихся к творческой самодеятельности, самовыражению. Развивает образное мышление, художественное воображение, память, творческие способности, умение передать характер музыки, настроение, эмоции, содержание образа танцевальными движениями.
7. Игровые технологии.
Игры на развитие внимания «Класс», развития выносливости «Третий лишний», развития воображения «Создай образ», развития эмоциональности «Поймай улыбку».
8. Воспитательно – познавательная деятельность.
Беседы по технике безопасности в классе хореографии, «Хореография – искусство танца», «Жанры хореографии», «Народный танец – жанр хореографического искусства». Просмотр видеоматериалов на тему «Танцы народов мира», Государственный Академический ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева (концерт, посвященный 95-летию – Игоря Моисеева). Создание и характеристика образов, необходимых для исполнения танцевальных постановок. Совместная работа над созданием концертных костюмов. Участие в праздничных концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание программы (базовый уровень)
Цель: Расширение знаний в народной хореографии.
Задачи:
1. Совершенствовать танцевальную технику.
2. Учить контролировать и анализировать собственное исполнение.
3. Закреплять навыки правильной мышечной работы.
4. Познакомить с танцевальной культурой других национальностей.
5. Способствовать укреплению интереса воспитанников к
хореографическому искусству.
6. Способствовать и развивать хореографические способности.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к творчеству других
исполнителей.
8. Приобщать к активной сценической практике.
9. Воспитывать умение взаимозаменяемости, сопереживания и
активного участия в жизни коллектива.

Содержание программы соответствует первому и второму году обучения с учётом, что на третьем году обучения учащимся предлагается освоить более сложную технику танца, разнообразные композиционные формы, выразить их музыкально-образную основу, раскрыть свои индивидуальные способности, характеристику национальных танцев, уметь передавать манеру и характер исполнения танца.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся исполняют движения, сохраняя танцевальную осанку, положение головы, рук.
Умеют исполнять «вращения» (держать «точку»), дробные выстукивания, хлопушки с ровным ритмическим рисунком.
Умеют быстро ориентироваться в исполняемых танцах на различных местах.
Умеют ориентироваться в жанрах хореографии.
Активно участвуют в жизни и концертной деятельности коллектива.
Исполняют танцевальные постановки эмоционально, музыкально.
Общаются со сверстниками с позиции этикета и традиций, общей и танцевальной культуры.
Учебный план третьего года обучения (базовый уровень)

п/п Разделы по видам
деятельности Количество часов Всего
часов
за
год
1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1.
Коллективно - порядковые упражнения.
1 1 1 1 4
2.
Партерная гимнастика.
5 2 4 2 13
3.
Классический танец.
5 3 7 7 22
4.
Народный танец.
5 4 8 8 25
5.
Танцевальная импровизация.
3 2 4 2 11
6.
Воспитательно-познавательная деятельность.
2 1 2 2 7
7.
Игровые технологии.
3 1 3 2 9
8.
Интегрированные занятия.
1 1 1 1 4
9.
Репетиционно - постановочная работа. 5 5 6 3 19
Всего 30 ч. 20 ч. 36 ч. 28 ч. 114 ч.

Содержание
1. Коллективно – порядковые упражнения.
Фигурное построение по заданному рисунку. Комплекс разминки, ритмические упражнения. Упражнения на координацию, ориентировку в пространстве, память.
2. Партерная гимнастика.
Общий комплекс тренировочных упражнений с добавлением элементов «модерна», на ковриках. Лёгкие и силовые прыжки. Растяжки.
3. Классический танец.
Комбинация: demi plie, grand plie, «releve», перегибы корпуса.
Комбинация: bat. tendu, Bat. tendu pour le pied.
Комбинация: bat. tendu jete, bat.tendu jete pigue.
Положение ноги на сou-de-pied, условное сou-de-pied.
Bat. fondu, Releve lens на 25,45, (крестом).
Комбинация: Demi rond de jamber par terre.
Grand battment jete на 90 «крестом»
Pas echappe.
4. Народный танец.
Экзерсис у станка в народном характере.
Танцевальные движения - дробные выстукивания на месте и в продвижении с простым ритмическим рисунком: «одинарное», «двойное», с «переступанием», «горох», «трилисник», «вращения», «припадание», «вращение» на месте и в продвижении.
Середина: «ковырялочка», «моталочка», «хлопушки», «присядки», «веревочка», «поджатые» на месте и в повороте на 180 и 360.
Танцевальная импровизация.
Разминка с элементами эстрадного танца. Танцевальные связки, комбинации эстрадного танца. Самостоятельное сочинение детьми эстрадных композиций.
Воспитательно-познавательная деятельность.
Беседы «Техника безопасности в классе хореографии», «Народный танец – жанр хореографического искусства», «Классический танец – история балетного искусства», «Если болезнь нельзя вылечить, то ее можно затанцевать». Просмотр видеоматериалов: балет «Спящая красавица», шоу – балет «Тодес», ансамбль народного танца «Березка», концерт, посвященный 100-летию Моисеева. Создание и характеристика образов, необходимых для исполнения танцевальных постановок.
Игровые технологии.
Игры на внимание «Класс», на развитие артистичности «Поймай улыбку», на координацию «Третий лишний», «Создай образ», развития творческого мышления «Веселая дискотека».
8. Интегрированные занятия.
9. Постановочная работа.
Соединение танцевальных движений в танцевальные связки, комбинации, элементы бального танца. Постановка танцевальных композиций в народном, эстрадном характере. Совместная работа над созданием концертных костюмов. Участие в праздничных концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание программы (базовый уровень)
Цель: Выявить реальный уровень танцевальной культуры и устойчивости интереса учащихся к хореографическому искусству.
Задачи:
1. Исполнение новых и ранее изученных упражнений в форме учебных комбинаций, в более быстром темпе, контрастных стилях и характерах.
2. Усложнение техники танца, развитие выносливости при исполнении мелких движений в быстром темпе.
3. Обучение приёмам художественной окраски движений.
4. Формирование навыков теоретического осмысления изученного материала.
5. Развитие профессиональный интерес к искусству хореографии.
6. Формирование целеустремлённости, силы воли.
7. Содействие в определении жанра для дальнейшего занятия хореографией, учитывая индивидуальные способности, возможности, интерес и личное желание учащегося.
Предполагаемые результаты
исполнять освоенный учебно-танцевальный материал технично, эмоционально ярко, соответственно стилю характеру;
продемонстрировать высокий уровень координации, пространственной ориентации, музыкальности, актёрской выразительности;
быстро ориентироваться при работе над постановкой танцев;
принимать активное участие в работе над исполнением;
уметь сочинять, исполнять собственные импровизации на предложенное музыкальное сопровождение, применяя изученный танцевальный материал; принимать активное участие в концертной деятельности;
уметь анализировать собственное исполнение, видеть, понимать и исправлять ошибки в технике исполнения движения;
Учебный план (базовый уровень)

п/п Разделы по видам
деятельности Количество часов Всего
часов
за
год
1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1.
Коллективно - порядковые упражнения. 1 1 1 1 4
2. Партерная гимнастика. 4 2 2 2 10
3.
Классический танец.
5 3 8 7 23
4. Народный танец. 6 4 9 8 27
5. Танцевальная импровизация. 3 2 2 2 9
6.
Воспитательно-познавательная деятельность. 2 1 2 2 7
7.
Игровые технологии.
2 1 2 2 7
8. Интегрированные занятия. 1 1 1 1 4
9.
Репетиционно - постановочная работа.
6 5 9 3 23
Всего 30 ч. 20 ч. 36 ч. 28 ч. 114 ч.
Содержание
1. Коллективно – порядковые упражнения.
Фигурное построение по заданному рисунку. Комплекс разминки, ритмические упражнения. Упражнения на координацию, ориентировку в пространстве, память.
2. Партерная гимнастика.
Общий комплекс тренировочных упражнений с добавлением элементов «модерна», на ковриках. Лёгкие и силовые прыжки. Растяжки.
3.Классический танец.
Комбинация: demi plie, grand plie, «releve», port de bras (за одну руку)
Комбинация: bat. endu, Bat. tendu pour le pied (за одну руку)
Комбинация: bat. Tendu jete, Bat.tendu jete pigue (за одну руку).
Положение ноги на сou-de-pied, условное сou-de-pied.
Bat.fondu, Releve lens на 25, 45, 90 (крестом, за одну руку, в чистом виде)
Комбинация: Demi rond de jamber par terre. Grand battment jete (за одну руку)
Pas echappe, 1, 2, 3 форма port de bras/
4. Народный танец.
Экзерсис у станка в народном характере. Танцевальные движения - дробные выстукивания на месте и в продвижении с простым ритмическим рисунком: «одинарное», «двойное», с «переступанием», «горох», «трилисник», «вращения», «припадание», «вращение» на месте и в продвижении. Середина: «Ковырялочка», «моталочка», «хлопушки», «присядки», «веревочка» (в комбинации и более быстром темпе, с ритмическим рисунком), «разножка», «поджатые», на месте и в повороте на 180 и 360.
5. Танцевальная импровизация.
Разминка в эстрадном характере.
Танцевальные связки, комбинации эстрадного танца.
Самостоятельное сочинение детьми эстрадных композиций.
6. Воспитательно-познавательная деятельность.
Беседы «Техника безопасности в классе хореографии», «Бальный танец – жанр хореографического искусства», «Современные направления в хореографии», «Великие исполнители и постановщики». Просмотр видеоматериалов: «Бальный танец – европейская программа», «Бальный танец – латиноамериканская программа», «Отчетный концерт» (самоанализ выступлений). Создание и характеристика образов, необходимых для исполнения танцевальных постановок.
7. Игровые технологии.
Игры на внимание «Класс», на развитие артистичности «Поймай улыбку», на координацию «Третий лишний», развития творческого мышления «Создай образ», «Веселая дискотека»
Интегрированные занятия.
Постановочная работа.
Постановка танцевальных композиций в классическом, народном, эстрадном характере. Содержание раздела на четвертом году обучения предполагает углубленное изучение предметов: классический, народно-сценический и современный танец, возможность самостоятельных постановок. Углублённая предметная подготовка влияет на качество концертных номеров, на разнообразие репертуара, что позволяет обучающимся принимать активное участие в концертной деятельности и хореографических конкурсах на различных уровнях. 

2.1.Условия реализации программы.
хореографический класс;
фортепиано;
тренировочные станки;
зеркала;
коврики для занятий партерной гимнастикой;
стенды;
иллюстрации;
танцевальная обувь;
сценические костюмы;
магнитофон;
видеомагнитофон;
аудио - центр.
2.2.Мониторинг усвоения программы.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и, это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается. А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы «Ритмы детства» в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно. Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.
Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения обучающихся являются входная диагностика, промежуточная (декабрь/январь) и итоговая (апрель/май).
Компетенции для мониторинга «Результат образовательного процесса» по хореографии, в рамках темы «Информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса» (Канаев Б.И.). Цель данного мониторинга, обеспечить условия оптимальности постоянного слежения за основными признаками познавательной, эстетической, психофизической граней развития ребёнка. Компетенции для мониторинга по разделам, включающие тестирование:
1) информационно – технологический (тесты моторные);
2) деятельностно – творческий (технические тесты);
3) эмоционально – ценностный (тесты художественных способностей);
Результат мониторинга позволяет индивидуально вносить коррективы в педагогическую деятельность и оптимально организовывать воспитательно – образовательный процесс: https://infourok.ru/backOffice/pageEdit/57260.
2.3. Методические материалы.
Методика И.Я. Лернера - развитие личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоение «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка;
Методика Л.А. Венгера - развитие детской одаренности, где одаренность определяется как высокий уровень развития способности ребенка, устойчиво проявляющейся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с выраженной познавательной мотивацией;
В.Н. Василенко, В.С. Воронова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина, направленной на воспитание любви и уважения к русской культуре;
положения Л.Г. Татарниковой, Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, В.Н. Касаткина, В.О. Морозова, Г.К. Зайцева, А.С. Батуева, Н.П. Абаскаловой, и других, которые занимались проблемой здоровья детей в системе образования.
Дидактический и лекционный материал
Классический танец:
Документальный фильм «Пленники Терпсихоры»
Видеоархив балетных спектаклей: «Щелкунчик», «Золушка», «Конек-Горбунок» (в постановке ведущих хореографов России и мировой культуры).
Видеоархив вариаций из балета: «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро».
Народный танец:
Видеоархив выступлений, концертов Государственного Академического ансамбля народного танца под руководством И. Моисеева.
Видеоархив выступлений, концертов Кубанского Казачьего хора.
Методическое видео-пособие «Народный танец», диск № 1, 2.
Методическое видео-пособие «Русский народный танец», диск № 1, 2, 3.
Бальный танец:
Видеоархив выступлений, концертов «Европейская танцевальная программа».
Видеоархив выступлений, концертов «Латиноамериканская танцевальная программа».
Видеоархив «Показательные выступления Международного конкурса спортивно-бального танца».
Современная хореография.
Видеоархив выступлений, концертов «Эстрадный танец».
Видеоархив показательных выступлений Школы Олимпийского резерва (партерная гимнастика).
Видеоархив выступлений, концертов балета «Эксцентрик», руководитель Смирнов С.
Хореография в спорте.
Видеоархив выступлений спортсменов (фигурное катание).
Видеоархив выступлений спортсменов (художественная гимнастика).
Видеоархив выступлений спортсменов (синхронное плавание).
Видеоархив ансамбля «Ритмы детства».
Выступления на Отчетных концертах.
Выступления на различных конкурсах и концертах.
Список литературы:
Аникин В.П. Детский фольклор – русское народное поэтическое творчество. Л. Просвещение, 1983 г.
Аникеева З.П. Воспитание игрой. М., 1987г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2001 г.
Бриске И.Э. Программа для одаренных детей. Народный танец. Челябинск, ЧГАКИ, 2000 г.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
Василенка В.А. Детский фольклор. Детское поэтическое творчество. М: Педагогика, 1969 г.
Ваганова А.Я. «Школа танцев для детей», 2003 г.
Васильева Т.К. «Секрет танца» - Санкт-Петербург, Диамант, 1997.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Просвещение, 1991.
Дешкова И. «Загадки Терпсихоры». – М: Детская литература, 1989.
Образовательная программа театра пластики и танца. Омск, 2002 г.
Программа «Ритмика и танец», Челябинск, 1993 г.
Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985 г.
Спиридонова И.А. «Как научиться танцевать». Ростов-на-Дону, 2004 г.
Шпикалова Т. Я. Детям о традициях народного мастерства. Под ред. М: Владос, 2000 г.
Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004 г.