Исследовательская работа Производственная деятельность г. Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода в июне 1941- сентябре 1945 годов
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа №36
Исследовательская работа:
Тема:
Производственная деятельность г. Комсомольского-на-Амуре
судостроительного завода в июне 1941- сентябре 1945 годов.
Выполнила работу: ученица 9 класса
Белогурова Валентина Витальевна,
Руководитель: учитель истории
Марченко Екатерина Степановна
Комсомольск-на-Амуре
2015 год.
Содержание.
Введение с. 3-4
Основная часть:
1. Судостроение с. 5-8
2. Ремонт и модернизация судов с. 9-10
3. Машиностроение с.11
4. Производство для фронта и народного потребления с. 12-13
5. Общие показатели работы с. 14
Выводы с. 15-16
Примечания с. 17-19
Список источников и литературы с. 20-22
Приложение:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
Понимание проблемы советского тыла в годы Великой Отечественной войны не может быть полным без исследования конкретных регионов, городов, предприятий и даже отдельных личностей.
Меня как жителя Дальнего Востока, г. Комсомольска-на-Амуре очень интересует судьба нашей страны, города. Никто и ничто не должно быть забыто.
Это определило мое обращение к до сих пор не исследованному на должном уровне предмету: деятельности Комсомольского-на-Амуре Судостроительного завода в годы войны.
Цель работы: определить масштабы и характер производственной деятельности завода в годы Великой Отечественной войны.
Основные задачи: исследование судостроения, судоремонта и машиностроения, производства продукции для фронта и народного потребления, общих показателей производства.
Это определило структуру исследования. Для решения этих задач используется метод рассмотрения фактов, анализ документов, материалов экспонатов музея Судостроительного завода.
Особого внимания заслуживают используемые источники и литература.
Впервые вводятся в оборот: ранее засекреченная книга В. И. Истомина, предметы из музея завода (летопись событий завода 1946 г. и хроника его важнейших событий 1980 г.)
Документальная база не претендует на исчерпывающий характер, потому что многие источники по истории завода этого периода из-за секретности до сих про не доступны. Кроме того, заслуживает внимание мнение специалиста музея завода С. В. Патьканова. По его мнению, многое исчезло, находясь на хранении в доступных местах на территории завода (цехах и.т.д.).
Но, тем не менее, удалось привлечь ранее засекреченные, а сейчас находящиеся в архиве музея завода (причем впервые) приемные акты сохранившихся и ремонтирующихся здесь крейсеров, миноносцев и подводных лодок. Всего – 22 новых исторических источника.
Для выводов используются предметы экспозиции музея: авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и т.д. Привлекаются и фотоматериалы из музея
1.Судостроение
В годы Великой Отечественной войны главным направлением деятельности Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода было судостроительное производство.
Процесс судостроения значительно был ускорен и разнообразен . На заводе, по проведенным мною подсчетам, было спущено на воду 9 судов (2 крейсера, 5 эсминцев и 2 парома); кроме того, началось и находилось на стадии завершения строительство еще 17 судов (3 эсминцев, 2 сторожевых кораблей и 12 больших охотников за подводными лодками). Таким образом, за 4 года с небольшим строилось 26 судов. О грандиозности масштаба работ свидетельствует разнообразие направлений судостроительной деятельности , что показывает вклад нашего завода в общее дело советского тыла.
Из крейсеров на воду было спущено два: «Калинин» и «Лазарь Каганович».
Крейсер «Калинин» (заводской №7) был первым из них. Приемный акт по нему был подписан 31 декабря 1942 г. и он вошел в состав Военно-морского флота Советского Союза.1
«Лазарь Каганович» (заводской №8) был сдан несколько позже. Приемный акт был подписан комиссией ВМФ СССР 30 декабря 1944 г.2
Строительство этих двух кораблей выявило необходимость развертывания собственного машиностроения, так как даже плоды импорта и эвакуации заводов с запасной части СССР не могли удовлетворить потребности производителя.3
Вместе с крейсерами шло строительство 8 эсминцев.
Строилось 2 проекта миноносцев: проект №7 и проект «30 к».
По проекту №7 было построено 5 кораблей: эсминец «Ретивый», эсминец «Решительный», эсминец «Разъяренный» и эсминец «Редкий». Первым – или как говорят в судостроении и на флоте – головным кораблем здесь был миноносец «Решительный» (заводской №324). Приемный акт по нему был подписан 26 августа 1941 г.4
10 октября 1941 г. приемная комиссия подписала акт по миноносцу «Ретивый» (заводской №323).5
Через полтора месяца состав ВМП пополнил миноносец «Разъяренный» (заводской №326). Приемный акт по нему был подписан 27 ноября 1941 г.6
Следом вышел во флот миноносец «Ревностный» (заводской №325). Приемная комиссия ВМФ СССР подписала соответствующий акт 28 ноября 1941 г.7
Последним из этой серии был принят на боевую вахту миноносец «Редкий» (заводской №328). Приемный акт по нему был подписан 30 ноября 1941 г.8
По проекту «30 к» строилось, но не было достроено в годы войны 3 корабля: эсминец «Внушительный» (заводской №3), эсминец «Выносливый» (заводской №4) и эсминец «Властный» (заводской №5). Достройка состоялась после войны.9
В октябре 1941 г. представитель Наркомата судостроительной промышленности Эрлик и представитель Наркомата ВМФ Шаров приняли решение о представлении постройке сторожевого корабля проекта 29 «Буревестник» (заводской №4) и сторожевого корабля того же проекта «Альбатрос» (заводской №2). Однако до этого решения строительство шло полным ходом. Было сделано много, но сделать корабли удалось лишь после войны.10
По проекту 122А шло строительство 12 больших охотников за подводными лодками. Среди них: охотник «Связист» (заводской №31), охотник «Радист» (заводской № 32), охотник «Сигнальщик» (заводской №33), охотник «Телеграфист» (заводской №34), охотник «Акустик» (заводской №35) и охотник «Гидроакустик» (заводской №36). Достройка этих кораблей состоялась уже после войны.11
Судьба охотников же под заводскими с № 37 по 42 не была столь удачной – строительство этих судов так и не завершилось. 12
Не завершение во время войны строительства эсминцев проекта «30 к», сторожевых кораблей проекта 29, а также больших охотников за подводными лодками проекта 122А было связанно с тем колоссальным напряжением сил и необходимостью концентрации на проектах более значимых: крейсерах, эсминцах проекта 7 и паромах для железнодорожной переправы через реку Амур.
В условиях напряжения советско-японских отношений нужна была железная дорога, соединяющая 2 стратегических пункта – Комсомольск-на-Амуре и Советскую Гавань.
Эта необходимость побуждала к решению вопроса о переправе через Амур.
Из-за ряда причин пришлось отложить мечту о строительстве мостового перехода через реку, который должен был начаться с улицы Кирова.
7 июня 1944 г. Государственный Комитет обороны принял решение р строительстве двух самоходных речных дизель-электрических паромов для железнодорожной переправы через реку Амур, возложив строительство их на завод, определив срок для сдачи первого – 1 августа 1945 г. и для второго – август 1945 г. 13
7 августа 1945 г. директор завода Яков Соломонович Сатановский (на этом посту с 20 июня 1944 по 7 мая 1952 гг.; до него с 5 сентября 1937 по 15 февраля 1944 гг. директором был Александр Лазаревич Токарев14) подписал указ о строительстве паромов как о важнейшей задаче (проект 723).15
Эта работа прошла в рекордные сроки. Через год, 31 июля 1945 г. первый паром (заводской №10) вышел из дока судостроительного завода. 16
30 сентября 1945 г. к нему присоединился второй дизель-электроход (заводской №11).17
Следует отметить, что аналогов им в СССР по размерам и техническим характеристикам не было.
Таким образом, можно восхищаться трудовым героизмом многотысячного коллектива завода. Разнообразие деятельности и скорость выполнения работ судостроительного производства Комсомольск-на-Амуре – подвиг общесоюзного масштаба и имеет огромное историческое значение.
2.Ремонт и модернизация судов
Не все трудовые заслуги Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода связаны с судостроением. Колоссален напор, с каким градообразующее предприятие ремонтировало и совершенствовало советский флот.
Здесь на лицо те же черты, что и в строительстве судов: быстрота и уникальное разнообразие подходов.
На заводе, по проведенным мною подсчетам, было отремонтировано 17 подводных лодок, достройку прошли 2 монитора, модернизацию – 3 монитора, отремонтировано и модернизировано 46 судов.
Ремонт проходило 3 типа подводных лодок: 5 серии, 5 БИС серии и 6 серии.
Среди подводных лодок 5 серии ремонтировались суда: Щ -109, Щ -111 и Щ-118.
Подводная лодка Щ-109 была принята в состав ВМФ после капитального ремонта 24 ноября 1942 г.18
Подводная лодка Щ-111 после испытаний вошла в состав ВМФ после капитального ремонта 28 ноября 1942 г. 19
Аварийно – восстановительный ремонт подводной лодки Щ-118 закончился приемным актом 31 декабря 1942 г. Ее ремонт прошел в рекордный срок, начавшись 9 августа 1942 г. 20
Среди подводных лодок 5 БИС серии ремонтировались: Щ-113, Щ-114, Щ-121, Щ-122, Щ-123 и Щ-124.
Подводная лодка Щ-121 была принята комиссией ВМФ 31 декабря 1943 г. 21
15 февраля 1944 г. был подписан приемный акт по капитально-отремонтированной подводной лодке Щ-124.22
Подводная лодка Щ-122 вошла в состав ВМФ после капитального ремонта 31 декабря 1944 г.23
Вместе с ней приемный акт был подписан по подводной лодке Щ-123, также прошедшей капитальный ремонт.24
Среди подводных лодок 6 серии ремонтировались: М-7, М-10, М-12, М-25, М-26, М-27, М28.
Подводная лодка М-25 вошла в состав ВМФ СССР после капитального ремонта 4 сентября 1942 г.25
26 сентября 1942 г. были подписаны приемные акты по капитально – отремонтированным подводным лодкам М-26 и М-27.26
30 сентября 1942 г. приемная комиссия подписала акт по капитально-отремонтированной подводной лодке М-28. 27
Сразу 4 капитально-отремонтированных на заводе подводных корабля вошли в состав ВМФ СССР 31 декабря 1943 г.: М-7, М-9, М-10 и М-12.28
Достраивались, ремонтировались и надводные суда Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии.
Были достроены и испытаны мониторы «Перекоп» и «Сиваш».29
Модернизацию прошли мониторы «Ленин», «Сунтян – Сен», «Красный восток».30
В катерные тральщики было переоборудовано 24 катера гражданских ведомств.31
На этих судах подкреплялись корпуса, проводились установка зенитного вооружения, размагничивающих устройств и радиолокационных станций.
3. Машиностроение
В 1941 – 1945 гг. Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод изготавливал не только корпуса кораблей, но и значительную часть механизмов. Это было вызвано острой производственной необходимостью. Оккупация и разорение районов, в которых находились многие заводы – поставщики нарушали уже сложившиеся экономические связи.32
Хотя часть необходимого приходила по импортным поставкам и из эвакуированных заводов, но, тем не менее, растущие масштабы производства и охват новых направлений требовали большего.
Кроме того, завод часто оказывался предприятием-поставщиком для других заводов СССР.
Для нужд судостроения, ремонта и модернизации производились: артиллерийские посты (КДП-Б20 и СПН-200), элеваторы, шпили, гребные валы, ледовые гребные винты, арматура главного пара, штевни для паромов, болванки весом 18 тонн, заготовки плунжеров рулевой машины, рулевые машины, противопожарную защиту, артиллерию главного калибра, испарители, вспомогательные холодильники, броневые крышки и двери, крепежи и караван-тральные лебедки.33 Для других предприятий был освоен выпуск: гребных винтов, якорей, паковок, отливок, гребных валов, латунных слитков по 15 тонн. Производились запасные части для тракторов: диски ведомые, паковки полуосей и нижних валиков, ролики и пальцы. Производились запасные части для тракторов: диски ведомые, паковки полуосей и нижних валиков, ролики и пальцы.34
Таким образом, судостроительный завод взял на себя функции машиностроения предприятия.
4. Производство для фронта и народного потребления.
Нужды фронта требовали большего количества боеприпасов, поэтому завод получил задания производить: авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, детали для минометов.
По заданию Государственного Комитета обороны, а также Дальневосточного фронта, завод для фронта основным видом продукции сделал авиационные бомбы (без снаряжения взрывчатым веществом) двух типов: фугасные авиационные бомбы весом 100 килограмм.35
Производившихся в 1941-1942 гг. ФАБ-250 было выпущено 5120.36 За 1941-1945 гг. было изготовлено 40895 единиц ФАБ-100.37 В 1941-1945 гг. было выпущено 7500 единиц головок ФАБ-100.38
Кроме бомб производились артиллерийские снаряды (также без снаряжения взрывчатым веществом) 76 калибра.
За 1942-1943 было сделано 161500 АС-76.39
Выпускались авиационные осколочные бомбы (без снаряжения взрывчатым веществом) весом 10 кг.
12024 АО-10 изготовили заводчане в 1941-1942 гг.40
Производились детали для минометов калибра 120 мм: опорные плиты и казенники. В1941-1943 гг. было произведено 6049 опорные плиты для минометов. 41 1942 и 1943 гг. работы дали 3493 казенников для миномета.42 В1941 г. произвели кроме прочего 190 автобензоцистерн, 1000 контейнеров,
77цистерн, партию саперных лопат, варочных котлов, буратов и смесители.43
В работавшем цехе широкого потребления производили: кровати, кастрюли, кружки, миски, ведра, лопаты, ложки, тяпки, санки детские и другое.44 Так судостроители обеспечивали фронт и быт в 1941-1945 гг.,что свидетельствует о крупномасштабности и разносторонности направлений его деятельности.
5.Общие показатели работы
Масштабы производственной деятельности Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода, особо определяются при сопоставлении статистики производства периода войны с двоенной.
Основные показатели производства: выпуск валовой продукции производительность труда на одного рабочего значительно возросли.
В сравнении с 1936 г. (уровень этого года взят за 100%), пуск валовой продукции рос с 1940 г. по 1945 г. с 555,8% до 816,0%.45
Таким образом, с 1940 г. объем валовой продукции вырос к 1945 г. в 4,47 раза, а производительность труда одного рабочего в 4,69. Труд расширялся и интенсифицировался.
Росло количество инженерно-технических работников и рабочих. С 1941 г. по 1943 г. – рост с 589,0% до 612,5% (1,04 раза), а с 1943 г. по 1945 г. – спад с 612,5% до 556,3 % (на 9%).47
А это говорит о том, что каждый из работников трудился почти на 70% больше
Выводы
10 апреля 1945 г. Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод за самоотверженную деятельность получает общегосударственный знак признания – Орден Трудового Красного знамени.48
Наше исследование со всей очевидностью свидетельствует о не безосновательности этого решения.
Значительно ускорен и разнообразен был процесс судостроения. По проведенным мною подсчетам, было спущено на воду 9 судов (2 крейсера, 5 эсминцев, 2 парома), строилось еще 17 судов. Всего – 26 судов.
На заводе, так же по моим подсчетам, отремонтировано 17 подводных лодок, достроено 2 монитора, 3 монитора – модернизировано, 24 гражданских катера преобразовано в военные корабли. Всего – 46 судов.
Развивается машиностроение для нужд своего производства. Выпускаются механизмы и для других предприятий.
Разнообразие продукции для фронта: авиационные бомбы (46 тысяч единиц), артиллерийские снаряды (160 тысяч единиц), авиационные осколочные бомбы (12 тысяч штук), детали для миномета (9,5 штук).
Общие показатели работы завода значительно возросли. Объем валовой продукции в 4,47 раза, производительность труда одного рабочего в 1,69 раза, хотя чисто работников возросло не сильно.
Очевидны две характерные черты деятельности завода – разнообразие продукции и, конечно, масштаб трудового подвига.
Фронт был руками организма – СССР, командование – головой, высокий моральный дух сердца, трудовой тыл – костями и мышцами его.
Цель достигнута. Гипотеза подтверждена.
Комсомольский судостроительный завод сыграл большую роль в производстве продукции на фронт СССР в 1941-1945 гг.
Примечания
1 20.- с.3
2 21.- с.3
3 4.- с.26-27
4 25.- с.2
5 24.- с.3
6 22.- с.3
7 23.- с.3
8 26.- с.3
9 4.- с.37-40
10 Там же.- с.32-37
11 Там же.- с.42-47
12 Там же.
13 Там же.- с.48
14 3.- с.14-15
15 4.- с.49
16 Там же.- с.62
17 Там же.
18 9.- с.2
19 10.- с.2
20 11.- с.2
21 5.- с.2
22 8.- с.2
23 6.- с.2
24 7.- с.2
25 16.- с.2
26 17.- с.2; 18.- с.2
27 19.- с.2
28 12.- с.2; 13.- с.2; 14.- с.2; 15.- с.2
29 4.- с.86
30 Там же.
31 Там же.
32 Там же.
33 Там же.- с.76-81
34 Там же.- с.84
35 Там же.- с.72
36 Там же.- с.73
37 Там же.
38 Там же.
39 Там же.
40 Там же.
41 Там же.
42 Там же.
43 Там же.- с.74
44 Там же.- с.85
45 2.- с.8
46 Там же.- с.11
47 Там же.- с.9
48 1.- с.5
Список источников и литературы
Амурские корабелы. Документы. Очерки. Статьи. Воспоминания ветеранов. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1957 г.-520 с.
Государственный Союзный ордена Трудового Красного знамени Судостроительный завод 199 г. Комсомольска-на-Амуре, 1936-1946 гг. X лет. – Комсомольск-на-Амуре, 1946 г.- 11 с.
Завод имени Ленинского Комсомола. Хроника важнейших событий. – Комсомольск-на-Амуре, 1980 г. – часть 1.
Истомин В.Г. История завода имени Ленинского комсомола. – Комсомольск-на-Амуре, 1975 г. – Книга 2.
Приемный акт подводной лодки V БИС – 2 серии Щ-121, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г. – 16 с. Архив музея Амурского судостроительного завода. Инвентарный №8.
Приемный акт подводной лодки V БИС – 2 серии Щ-122, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1944 г. – 19 с. АМАСЗ. Ин. №28.
Приемный акт подводной лодки V БИС – 2 серии Щ-123, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1994 г. – 18 с. АМАСЗ. Ин. №27.
Приемный акт подводной лодки V БИС – 2 серии Щ-124, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1994 г. – 15 с. АМАСЗ. Ин. №26.
Приемный акт подводной лодки V серии Щ-109, капитально-оремонтируемый заводом НКСП № 199. ППК ВМФ, 1942 г. – 11 с. АМАСЗ. Ин. №17.
Приемный акт подводной лодки V серии Щ-111, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 12 с. АМАСЗ. Ин. № 16.
Приемный акт подводной лодки серии V Щ-118, после Аварийно-восстановительного ремонта на заводе НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 22 с. АМАСЗ. Ин. №19.
Приемный акт подводной лодки VI серии М7, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1943 г. – 14 с. АМАСЗ. Ин №22.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-9, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1943 г. – 14 с. АМАСЗ. Ин. №23.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-10, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1943 г. – 14 с. АМАСЗ. Ин. №24.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-12, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1943 г. – 15 с. АМАСЗ. Ин №21.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-25, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 5 с. АМАСЗ. Ин №12.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-26, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 8 с. АМАСЗ. Ин. № 15.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-27, капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 8 с. АМАСЗ. Ин. №11.
Приемный акт подводной лодки VI серии М-28 капитально-отремонтируемый заводом НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 8 с. АМАСЗ. Ин. №18.
Приемный акт по крейсеру «Калинин» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г. – 44 с. АМАСЗ. Ин. №11.
Приемный акт по крейсеру «Лазарь Каганович» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1944 г. – 45 с. АМАСЗ. Ин. №25.
Приемный акт по миноносцу «Разъяренный» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г. – 27 с. АМАСЗ. Ин. №8.
Приемный акт по миноносцу «Ревностный» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г. – 27 с. АМАЗС. Ин. №7.
Приемный акт по миноносцу «Ретивый» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г. – 23 с. АМАСЗ. Ин. №10.
Приемный акт по миноносцу «Решительный» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1941 г.- 19 с. АМАСЗ. Ин. №9.
Приемный акт по эскадренному миноносцу «Редкий» постройки завода НКСП №199. ППК ВМФ, 1942 г. – 19 с. АМАСЗ. Ин. №13.
Приложение 1
Вид «Комсомольского судостроительного завода» в годы Великой Отечественной войны.
г. Комсомольск-на-Амуре.
Приложение 2
Производство завода: Один из больших охотников за подводными лодками, построенный, по проекту №122А.
Макет «Охотника за подводными лодками». Экспонат музея «Комсомольского Судостроительного завода».
Приложение 3
Продукции для фронта -
Основные показатели:
№ Наименование 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. Всего
1 ФАБ – 250 2720 2400 _ _ _ 5120
2 ФАБ – 100 3625 7645 125000 151125 2000 40895
3 Головки ФАБ -100 _ _ 300 4500 _ 7500
4 АС – 76 _ 79500 82000 _ _ 161500
5 Опорные плиты для миномета 127 3089 2833 _ _ 6049
6 Казенники для миномета _ 1066 2427 _ _ 3493
7 АО - 10 9018 3006 _ _ _ 12024
Из ранее засекреченной книги: Истомин В.Г. История имени Ленинского Комсомола. Книга 2. – Комсомольск-на-Амуре, 1975 г. – с.73.
Приложение 4
Из книги: 1. Амурские корабелы. Документы. Очерки. Статьи. Воспоминания ветеранов. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство.
Приложение 5
Генеральный директор «Амурского судостроительного завода» Анатолий Николаевич Гуров (до 2013 г.).
Генеральный директор «Амурского судостроительного завода» Басаргин Андрей Георгиевич с 15.03.2012 года.
-70485438150 Приложение 6
Эсминец «Ретивый» (заводской №323) Эсминец «Решительный» (зав.№324)
Эсминец «Разъяренный» (заводской №326), построенный по проекту №7.