Организация предпринимательской деятельности.Тема 7. Организационно-правовые формы предпринимательства. (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)
Тема 7. Организационно-правовые формы предпринимательства.
7.1 Статус предпринимателя
7.2 Индивидуальный предприниматель.
7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
7.1 Статус предпринимателя
Отличительная особенность предпринимателя - особый риск его деятельности. Все это требует специального закрепления его статуса в хозяйственном обороте с помощью формально-юридического закрепления его особых прав и обязанностей. Их цель - обеспечить интересы предпринимателей и интересы других участников оборота, создание механизма обеспечения публичности бизнеса.
Справка
В торговом праве, как особой отрасли права, в ряде стран закрепляется статус коммерсанта - купца (Франция, Германия). Оно определяет его особые права и обязанности. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США, Англии и стран английской системы права, не известно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки. Но в нем есть отдельные нормы, предусматривающие специальные правила об организации деятельности лиц, ведущих производственные операции в виде промысла, и определении особых правил и обязанностей сторон в сделках, заключаемых этими участниками оборота.
Цель установления специальных прав - закрепить за предпринимателями некоторые прерогативы, обеспечить их интересы как участников оборота, такие как:
защита от произвола и гарантия определенных гражданских прав предпринимателей;
защита их имущества;
защита от недобросовестной конкуренции;
персонификация и индивидуализация деятельности предпринимателя (право выступать под определенным фирменным наименованием, индивидуализирующим на рынке их положение (юридическое лицо), право на товарный знак (знак обслуживания), индивидуализирующий их товары (услуги), право на коммерческое обозначение и т.д.)
Определение особого статуса предпринимателя закрепляет определенный круг его особых обязанностей.
К ним относятся:
обязательная регистрация предпринимателей (включение в единый государственный реестр)
открытие собственного банковского счета (по законодательству некоторых стран);
предоставление финансовой отчетности для целей налогового обложения их деятельности.
особый фискальный режим
обеспечение законных процедур ликвидации предприятия и добровольного банкротства. Объявление в установленном порядке о прекращении платежей по взятым обязательствам для открытия кредиторами специальной процедуры - конкурсного процесса по взысканию с предпринимателя задолженности;
Цели определения статуса предпринимателя
защита прав предпринимателей в торговых сделках; (специфические правила проведения, судебная защита и т.д.)
защита интересов кредиторов и участников договорных отношений
придание предпринимательской деятельности публичного характера
Помимо общих прав и обязанностей предпринимателя его статус закрепляется с помощью организационно-правовых форм обеспечения его деятельности
7.2. Индивидуальный предприниматель.
Физическое лицо в предпринимательском деле оформляется как индивидуальный предприниматель.
Индивидуальным предпринимателем может стать и быть любое дееспособное физическое лицо, которому законодательными актами не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, должны исполнять обязательства и обязанности как индивидуальные предприниматели.
Таким образом, чтобы дееспособное физическое лицо (гражданин) приобрело статус индивидуального предпринимателя, оно должно получить свидетельство о государственной регистрации.
Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
1. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
и) документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении, подаваемом в регистрирующий орган, необходимо указать все те виды деятельности, которыми индивидуальный предприниматель будет заниматься при осуществлении предпринимательской деятельности.
Если индивидуальный предприниматель намеревается впоследствии осуществлять виды деятельности, не зафиксированные в свидетельстве, он обязан осуществить перерегистрацию в установленном порядке.
Для занятия определенными видами деятельности индивидуальному предпринимателю, в соответствии с законодательством и постановлениями Правительства РФ, необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат.
Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе, второй выдается предпринимателю, а третий должен быть направлен в налоговый орган по месту жительства физического лица, получившего свидетельство индивидуального предпринимателя.
Физические лица уплачивают регистрационный сбор за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по уплате сбора, устанавливаются органами местного самоуправления. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является одним из признаков незаконной предпринимательской деятельности и подлежит уголовному наказанию.
Индивидуальные предприниматели, как налогоплательщики, в соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ, должны стать на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
При постановке на учет в налоговом органе сведения о каждом налогоплательщике автоматизированно обрабатываются, и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых органах РФ. ИНН индивидуального предпринимателя представляет собой 12-значный цифровой код, который каждый налогоплательщик указывает в подаваемой декларации и в других документах.
Индивидуальный предприниматель обязан, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в течение 30 дней со дня регистрации недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, подать заявление в налоговый орган о постановке такого имущества на учет в налоговом органе.
За нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе, а также постановки на учет имущества, подлежащего налогообложению, индивидуальные предприниматели несут ответственность
В соответствии с законодательством, индивидуальные предприниматели в течение 10 дней после получения ими свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей обязаны стать на учет по месту жительства в территориальных органах государственного внебюджетного Единого социального фонда РФ. Данный фонд структурно состоит из Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ.
Уплата взносов в Единый социальный фонд индивидуальными предпринимателями осуществляется в виде единого социального налога по установленной законодательством ставке от дохода предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели при осуществлении своей деятельности обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут книгу учета доходов и расходов по форме, установленной Министерством финансов РФ.
Все расходы, понесенные индивидуальным предпринимателем на осуществление деятельности, должны быть документально подтверждены.
7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
Статус юридического лица закрепляется за организацией, которая, в зависимости от основной цели предпринимательской деятельности, относится либо к коммерческим, либо некоммерческим организациям.
Различают два типа предприятий:
самоуправляющаяся фирма;
предпринимательская фирма.
Самоуправляющиеся фирмы представляют собой производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются коллективно. В состав правления в таком случае входят представители коллектива работающих. Примером может служить акционерное общество.
Предпринимательские фирмы – такие производственные структуры, в которых предприниматель единолично принимает решения.
Когда речь идет о типе предприятий, подразумевается способ принятия решений, а не форма собственности. Предприятие может полностью принадлежать одному лицу, но быть самоуправляющейся структурой.
Деятельность предпринимателя по учреждению предприятия законодательно регламентируется в любой стране. Существующая в России законодательная база позволяет предпринимателю выбрать любую практикуемую в цивилизованном мире организационно-правовую форму предприятия.
Предпринимательская деятельность в современных условиях может осуществляться и без приобретения статуса юридического лица, т. е. без образования предприятия. Однако такая форма предпринимательской деятельности должна отвечать двум обязательным условиям:
а) она может осуществляться лишь без привлечения наемного труда;
б) она предполагает обязательную регистрацию в местных органах власти как индивидуальная трудовая деятельность.
Возможное для российской действительности организационно-правовое оформление юридических лиц приведено на рис.
В качестве учредителей могут выступать:
граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
органы управления Российской Федерации и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
органы местного самоуправления;
общественные объединения (организации);
иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» допускал создание индивидуальных (семейных) частных предприятий, принадлежащих гражданину на правах собственности или членам его семьи на правах общей долевой собственности, а также полных товариществ, товариществ на вере, акционерных обществ закрытого типа (с ограниченной ответственностью) и открытого типа. С вступлением в силу первой части Гражданского Кодекса РФ Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» утратил силу. Теперь имеют законное право на существование следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
полное товарищество;
товарищество на вере (коммандитное) ;общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
производственный кооператив;
акционерное общество.
Юридические лица
Коммерческие организации
производственные кооперативы
Корпоративные
(на членстве)
унитарные
Некоммерческие организации
хозяйственные товарищества
- объединение лиц, участие в деятельности
Хозяйственные общества
- объединение
капиталов
государст-венныеполное
1. С ограниченной ответственностью
муници-пальныеНа вере (коммандитное)
2. С дополнительной ответственностью
АО
3. Закрытые
4. Открытые
зависимое хозяйственное общество
филиалы
дочернее общественное хозяйство
представи-тельстваБез образования юридического лица:
индивидуальные предприниматели
крестьянские хозяйства
казенные
Общественные или религиозные организации
фонды
учреждения
потребительские кооперативы
другие организации
объединения
союзы
ассоциации
Рис. Организационно правовые формы предпринимательства в России
7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при:
создании нового предприятия;
преобразовании существующего.
Выбор организационно-правовой формы - это долговременное решение. Изменение формы может быть связано с организационными издержками (издержки перерегистрации), материальными и финансовыми потерями, потерей поставщиков и клиентов.
Причинами изменения организационно правовой формы в сложившейся рыночной системе является:
изменение законодательства;
изменение размеров и объема производства.
Существуют следующие законодательные ограничения в выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:
минимальный / максимальный размер капитала, количество учредителей и участников;
ограничения в выборе организационно-правовых форм для некоторых видов деятельности (в финансовой сфере банки, страховые компании могут быть организованы только в форме акционерного общества);
характер целей (виды деятельности, которые могут быть выполнены только в рамках некоммерческих или государственных предприятий).
Экономические критерии выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:
Выбирая ту или иную организационно-правовую форму предпринимателю предстоит сделать выбор:
между индивидуальным предпринимательством и предпринимательством в рамках организации;
между статусом юридического и физического лица.
Этот выбор предопределяет:
гарантии прав и обязательств;
издержки управления и ошибки управления фирмой (кто представляет фирму за ее пределами, кто решает текущие проблемы фирмы, кто долговременные; насколько легок доступ к управлению, кто несет риск за неправильные решения, каковы возможности использования формализованных процедур бизнеса);
характер ответственности (участие в прибылях и убытках, наличие неявных издержек);
ликвидность вложенных инвестиций (риски и потери вложенных инвестиций);
финансовые источники (доступность финансовых источников, неформальный рынок капитала);
гибкость и продолжительность жизненного цикла фирмы (разные цели фирмы; непродолжительный проект);
виды совместного финансирования – (консорциум; фирма с длительным жизненным циклом);
конфиденциальность бизнеса (риски, связанные с потерей коммерческой тайной и издержки, связанные с необходимостью представления отчетов о деятельности фирмы).
7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
Сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.
Внутрифирменное предпринимательство может развиваться при соблюдении следующих условий:
- свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта;
самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда;
возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта;
распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта;
принятие на себя части риска при осуществлении проекта.
Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата.
Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и др.
Первое слагаемое создаваемой сети – формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.
Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов.
Внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству, акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета.