Конспект урока окружающего мира по теме Моря, озёра и реки России


План-конспект урока по Окружающему миру в 4 классе на тему: «Моря, озёра, и реки России».
Цель: сформировать у учащихся представление о морях, реках и озёрах России.
Планируемые результаты:
Предметные:
научаться находить на карте моря, реки и озёра России;
узнают о водном богатстве и многообразии водных ресурсов своей страны;
углубят полученные ранее знания о водном пространстве России.
Метапредметные:
научаться работать с картой;
усовершенствуют навыки анализа, классификации, систематизации;
улучшат навыки контроля и самоконтроля
Личностные:
осознают значимость бережного отношения к окружающей природе;
научаться нести за нее ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, карточки с заданиями, фотографии и картинки Ледового побоища.
Литература: учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс (1 часть), атласы, контурные карты, тетради на печатной основе, атлас-определитель.
Методы и приёмы: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, рассказ, наглядность и работа с ней, работа с контурными картами и атласом, самостоятельная работа – опрос, тестирование.
Обобщенный план урока.
 I Орг.момент
а) Приветствие
б) Проверка рабочего места
 II Актуализация полученных ранее знаний
а) Работа по физической карте России
б) Работа по карточкам
 III Объяснение нового материала
а) Знакомство с океанами, морями
б) Физ.минутка
в) Знакомство с озёрами
г) Работа по группам, знакомство с реками
 IV Закрепление и систематизация знаний
а) Работа в рабочей тетради
б) Игра «Данетка»
V Подведение итогов и оценивание работы учащихся
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Орг.момент
1 Приветствие,
проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя,
проверяют готовность рабочего места к уроку.
2 Актуализация полученных ранее знаний 9
3
Учитель даёт задание: показать на физической карте России равнины и горы страны;
Раздаёт карточки с заданиями (см. Приложение 1). После истечении времени учитель выводит на экран правильные ответы для проверки.
Учащиеся по очереди по рядам выходят к доске и показывают горы и равнины;
Ученики выполняют задание, после меняются работами с соседом для проверки. После выставления оценок работы сдаются для проверки учителем.
3 Объяснение нового материала 11
2
5
- На прошлом занятии мы путешествовали по суше, формы рельефа которой вы уже отличаете. А много ли вы знаете о водном пространстве страны? Давайте это сегодня выясним.
- А что называют водными просторами страны?
- Как называются самые большие водоёмы?
- Сколько океанов на нашей планете?(Учитель на карте полушарий показывает океаны и называет их).
- Какой океан самый маленький? А самый глубокий?
- Давайте совершим путешествие по границе России. И начнем мы с Тихого океана.
Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово.
- Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.
- Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?
- На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море.
 В Балтийском море купаются, хотя оно не такое и тёплое. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты. Возможно, кто то из вас там уже успел побывать.
- Сколько же морей омывает берега России?
Физ.минутка. Учитель проводит игру «Море волнуется».
- А теперь мы сворачиваем к озёрам страны. Какие озёра вам знакомы?
(Учитель показывает на карте России озёра, которые называют дети)
- Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.
(Учитель показывает картинки и фотографии с изображение исторического события). 
- Теперь нам предстоит познакомиться с крупными реками России.
Каждый ряд поедет по своему маршруту:  1 ряд – рекиВосточно-Европейской равнины.
 2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины.
 3 ряд – реки Средне-Сибирского плоскогорья. Затем вам нужно будет заполнить карточки (см. Приложение 2).
Далее ответы детей проверяются.
Дети показывают знания в данной области. Называют реки, моря, озёра, которые знают.
- Это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса.
- Океаны.
- 5 (Дети находят океаны у себя в атласах).
- Северный Ледовитый самый маленький. Тихий океан самый глубокий.
- Учащиеся слушают рассказ учителя, смотрят на физическую карту России на доске, затем находят моря в атласах и отмечают названные географические объекты у себя в контурных картах.
Учащиеся проделывают работу, аналогичную предыдущей.
- Эти моря холодные. Они покрываются льдом. Суда движутся только за ледоколами.
Учащиеся работают в контурных картах после рассказа учителя.
- 11.
Смена деятельности, учащиеся отдыхают.
Байкал – самое глубокое пресное озеро в мире.
Каспийское море, которое тоже считается озером, самым большим в мире (учащиеся обозначают эти озера на карте).
Работа с контурной картой.
Учащиеся выполняют задания, затем проверяют, проговаривая ответы вслух.
4 Закрепление и систематизация знаний 7 Учитель даёт задание в рабочей тетради. С.22, №1.
- Назовите моря, которые относятся к Северному Ледовитому океану.
- Назовите моря, которые относятся к Тихому океану.
- Назовите моря, которые относятся к Атлантическому океану.
Игра «Данетка».
- Каспийское море – это самое большое озеро мира.
- Ладожское – самое глубокое озеро мира.
- Северный Ледовитый – самый холодный океан.
- Санкт-Петербург стоит на реке Неве.
- Белое море является морем Атлантического океана.
- Придумайте еще несколько подобных заданий и ответим на них.
Учащиеся работают в рабочих тетрадях.
- Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море.
- Охотское море, Японское море, Берингово море.
- Балтийское море, Черное море, Азовское море.
- Да.
- Нет. Самое глубокое – Байкал.
- Да.
- Да.
- Нет.
Учащиеся самостоятельно придумывают и задают вопросы. Класс отвечает.
5 Подведение итогов и оценивание работзы учащихся 2
1
2
2 - Что мы узнали сегодня на уроке?
- Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
Оцениваются устные ответы детей, самостоятельное составление заданий, работы по карточкам.
Д/з:
рубрика «Заповедники России»» - прочитать о Дальневосточном морском заповеднике;
подготовить сообщение об экологических проблемах одного географического объекта, о котором шла речь на уроке. - Мы познакомились с водным простором России: океанами, омывающими страну, морями этих океанов и реками.
раньше вдоль рек селились,
большие запасы пресной воды,
судоходство
Учащиеся подают дневники для оценок.
Запись домашнего задания в дневник.
Приложение 1.
Карточка 1.
2458720123825Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Средне-Сибирское плоскогорье
4000020000Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Средне-Сибирское плоскогорье

Карточка 2.
265938064135Уральские горы
Кавказские горы
Саяны
Алтай
Вулканы Камчатки
4000020000Уральские горы
Кавказские горы
Саяны
Алтай
Вулканы Камчатки

Приложение 2.
1 группа.
… - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере…,
на юге - …, в центре - … .
2 группа.
Крупными реками Западно-сибирской равнины являются … и … . Река … имеет много притоков, одним из них является река … . … берет своё начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … .
3 группа.
Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - … и … . Еще приток Енисея… . Река … имеет … количество притоков. На севере текут реки … и … . Реки …, … и … несут свои воды в … океан, а … - в … море.

Самостоятельная работа.
Дополните таблицу.
Моря Атлантического океана Моря Северного Ледовитого океана Моря Тихого океана
Реки Восточно-Европейской равнины Реки Западно-Сибирской равнины Реки Средне-Сибирского плоскогорья
Закончите предложение.
Самое глубокое озеро ...
Самое солёное озеро …
Самый холодный океан …
Самая крупная река Восточно-Европейской равнины …
Самое большое озеро в мире …
Самое большое море …
Самые теплые моря … и …
Самый большой океан …
Самое глубокое море в мире …
Самая длинная река России …