Урок Органические вещества. Углеводы. Липиды

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока
Органические вещества. Углеводы. Липиды

Класс
9 класс

Тип урока
комбинированный

Цель урока:
актуализировать знания об органических веществах, таких как углеводы и липиды

Задачи:
образовательные: выяснить особенность и значение углеводов и липидов в живых организмах;
развивающие: развивать способность работать самостоятельно и в парах; развивать способность проводить сравнения; развивать речь;
воспитательные: формировать бережное отношение к природе.

Ключевые опорные точки темы урока
Углеводы, липиды

Термины и понятия
Обмен веществ, углеводы, липиды

Планируемые образовательные результаты

Личностные
Метапредметные
Предметные

понимание важности роли углеводво и липидов жизнедеятельности организма
Познавательные УУД: умение структурировать знания о роли органических веществ
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, вести диалог.
Обучающиеся должны знать: основные понятия темы урока «Органические вещества. Углеводы. Липиды» и их роль для жизнедеятельности живых организмов.
Обучающиеся должны уметь: выделять особенности веществ в организме








Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы
Формы работы

Межпредметные связи
Дидактические и раздаточные материалы
Диагностические материалы


учебник, тетрадь

индивидуальная (И);
групповая (Г)




Деятельность учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Биологический диктант
Макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы, клетка, буферность
Полетный опрос
Какие вещества относятся к макроэлементам? (кислород, водород, азот, углерод)
Какие вещества относятся к микроэлементам? (натрий, кальций, фосфор, калий, сера, железо и др.)
Какова роль кальция в организме? (свертываемость крови, формирование костной ткани)
Какова роль железа и магния? (перенос кислорода и участие в фотосинтезе соответственно)
Назовите свойства воды (полярность, диполь, теплопроводность, теплоемкость)
Приведите примеры солей, содержащихся в клетке (катионы калия, натрия и кальция)


1. Внимательно слушают задание учителя (К) и выполняют его (И).










Личностные: понимать и осмысливать особенности процесса дыхание и его значение
Метапредметные
познавательные: обобщать понятия «органические вещества»; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации.
регулятивные: слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.
коммуникативные: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о белках

II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание

Определение цели и учебных задач урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, изучим органические вещества, которые содержатся в клетке, их структуру, функции и взаимосвязь. Давайте запишем тему урока «Органические вещества. Углеводы. Липиды»
1. Ищут ответы на вопросы учителя (К)













2. Обсуждение своих ощущений. (П., К.).
3. Предполагают тему урока. Записывают в тетради число и тему урока
4. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). Моя цель на уроке узнать о.
Личностные: формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
познавательные: высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении.
регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся об углеводах и белках

III. Учебно-познавательная деятельность

- УГЛЕВОДЫ столь же необходимая составная часть любой клетки, как и белок. В растительных клетках их значительно больше, чем в животных. Углеводы своеобразное «топливо» для живой клетки: окисляясь, они высвобождают химическую энергию, которая расходуется клеткой на все процессы жизнедеятельности. У растений углеводы выполняют и важные строительные функции: из них образуются оболочки как живых клеток, так и мертвых (древесина).
По химическому составу углеводы делятся на две большие группы: простые и сложные углеводы, моносахариды и полисахариды. Наиболее широкоизвестные простые углеводы содержат 5 (пентозы) или 6 (гексозы) атомов углерода и столько же молекул воды. Примерами простых углеводов могут служить глюкоза и фруктоза, находящиеся во многих плодах растений.
Сложные углеводы это соединение нескольких молекул простых углеводов в одну. Пищевой сахар (сахароза), например, состоит из одной молекулы глюкозы и одной молекулы фруктозы. Значительно большее количество молекул простых углеводов входит в такие сложные углеводы, как крахмал, клетчатка (целлюлоза), гликоген. В молекуле клетчатки, например, до 100150 молекул глюкозы.
Функции углеводов: строительная и энергетическая.
ЛИПИДЫ также обязательная составная часть любой клетки. Как и углеводы, жиры используются клеткой как источник энергии: при расщеплении жиров освобождается энергия. Подкожный жир играет важную теплоизоляционную роль у многих животных (водные млекопитающие). У животных, впадающих зимой в спячку, жиры обеспечивают организм необходимой энергией, так как питательные вещества извне в это время не поступают. Жиры составляют запас питательных веществ и в семенах многих растений.
По химическому составу жиры представляют собой соединение глицерина с различными жирными кислотами. Именно этим высокомолекулярным кислотам жиры и липоиды обязаны своим важным биологическим свойством: они не растворяются в воде. Поэтому жироподобные вещества липоиды входят в состав всех мембран клетки и ее структурных элементов.
Функции липидов: энергетическая, строительная и транспотрная

Внимательно слушают и отвечают на вопросы (К), что такое дыхание.
Записывают определение дыхания (И)


















2. Выполняют задания (К)
3. Внимательно слушают и заполняют таблицу (И, К.)



Личностные: формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные: осознанно строить речевые высказывания; искать и выделять необходимую информацию.
Логические: анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия: структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: актуализировать знания обучающихся о дыхании и значении этого процесса.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Тестовое задание.
Выполните тест «Химический состав клетки»
(Нужно ответить «да», «нет»).
1.Все органические  вещества  хорошо растворяются в воде   (нет).
2.Жиры являются источником энергии  и  воды  (да).
3.Химические элементы в клетке - совсем другие, чем в неживой природе  (нет).
      4.Железо накапливается в яблоках, а йод – в морской капусте   (да).
5.Одни и те же элементы  входят в состав живой и  неживой природы, что свидетельствует об них единстве   (да).
      6. Самое распространенное неорганическое вещество – вода  (да).
7. Чем  активнее работает орган, тем  в его клетках меньше воды   (нет).
 8. Гемоглобин – это красный белок нашей крови (да).
 9.Чтобы  быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 100 г белка (да).
10. Углеводы нужны только растениям   (нет).
      11.В состав клетки входят органические и неорганические вещества. 
1.Выполняют задания (Г)
2. выполняют тестирование(И)
3. Совершают взаимопроверку (П)

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные : осознанно строить речевые высказывания; искать и выделять необходимую информацию.
Логические: анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия: структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из полного текста в схему.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся об углеводах и липидах

V. Оценочно-рефлексивная деятельность


1.Отвечают на вопросы
«Я познакомился с ...»
«Было непросто ...»
«Я добился ...»
«У меня получилось ...»
«Хотелось бы ...»
«Мне запомнилось ...»
«Я попробую ...»

Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия: структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся об углеводах и липидах

Домашнее задание:





15