Урок по биологии на тему «Значение и строение нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга»(8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большебитаманская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Биология 8 класс
Тема «Значение и строение нервной системы.
Рефлекс и рефлекторная дуга»
Урок
Учитель Зиннатуллина Светлана Аркадьевна
2012 год
Тема: Значение и строение нервной системы.
Рефлекс и рефлекторная дуга.
Цель: сформировать знания о строении нервной системы, её функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции;
продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; работы с книгой, самонаблюдения.
Новые знания и умения: особенности строения и значения нервной системы, рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
Опорные знания и умения: знания о нервной системе и рефлексе.
Форма организации обучения: урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: информационно- рецептивный.
Средства обучения: демонстрационные таблицы со схемами строения нервных клеток и тканей, отделов нервной системы, рефлекторной дуги, компьютер (слайды), проектор.
Ход урока.
1. Введение в тему. Актуализация знаний о нервной системе, об особенности строения, о принципе работы; о рефлексе, рефлекторной дуге. (Беседа-повторение знаний по материалам 7 курса).
2. Изучение нового материала.
Нейроны - основа нервной системы.
Виды нейронов, свойства и функции. (Рассказ – беседа с использованием таблиц, учебника, показ компьютерной презентации; составление опорных схем в тетрадях; словарная работа).
Слайд 1
Нейроны – нервная ткань
Тела Отростки -- белое вещество
Серое вещество длинные короткие
Слайд 2
Типы нейронов (по функциям)
Двигательные
проводят импульсы – команды от головного мозга и спинного мозга к рабочим органам.
Вставочные
анализируют информацию и принимают решение .Чувствительные
проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов к мозгу.
2)Строение и значение нервной системы.
(Беседа с элементами рассказа; работа с учебником и рисунками, составление схем; словарная работа)
Слайд 3
Нервная система
ЦНС Периферическая
Головной мозг спинной мозг нервы нервные нервные
узлы окончания
Слайд 4
Нервная система
Вегетативная (автономная)
Соматическая
регулирует работу скелетных мышц, кожи, осуществляет связь организма с внешней средой.
симпатическая парасимпатическая
регулирует обменные процессы, рост организма.
3) Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
Рефлекс, виды рефлексов, инстинкты.
(Самостоятельная работа по рисунку учебника, с. 52-53; сообщение ученика об инстинктах; повторение материала о животных; примеры безусловных и условных рефлексов).
Рефлекторная дуга. (Запись схемы-опоры рефлекторной дуги).
4) Принцип прямой и обратной связи в работе нервной системы (Рассказ).
5) Эволюция нервной системы человека. Сравнение с нервной системой
животных. (Беседа).
6) Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о рефлексах. Безусловные и условные рефлексы (Рассказ учителя; сообщения учащихся)
3. Закрепление знаний.
1) Беседа по рубрике учебника “Подумайте!” с. 55
2) Выполнение заданий рубрики ”Выберите правильный ответ” с. 54
3)Выполнение заданий рубрики “Проверьте свои знания” с. 54 (Самостоятельная работа)
4. Задание на дом.
Изучить текст учебника на с.50-53, работа со словарём.