План — конспект урока по предмету биология Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.(8 класс)
Автор: Мотина Ольга Александровна
Должность: учитель биологии
Название образовательного учреждения: МБОУ «СОШ №46»
Класс: 8
Раздел программы
№
Раздел
Тема
Цель
ЗУН
1
Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.
Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.
Определять сущность гуморальной регуляции, особенности работ желёз внутренней секреции, отличие желёз внутренней секреции от желёз внешней секреции, роль гормонов, работать с дополнительной литературой.
2
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.
Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.
3
Гуморальная регуляция.
Эндокринный аппарат человека.
Сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;
Познакомить учащихся с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;
Раскрыть сущность и свойство гормонов;
Подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;
Расширить кругозор учащихся;
Понятия «Гуморальная регуляция», «Нервная регуляция», «Экзокринные железы», Эндокринные железы», «Железы смешанной секреции», «Гормоны», их характеристики, самостоятельно работать с источниками знаний, извлекать информацию, осуществлять мыслительные операции, оформлять результаты в виде таблицы, совершенствовать навыки работы в паре.
4
Урок изучения нового материала.
Совершенствовать полученные знания
Знать основные понятия темы, уметь сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы.
Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы, способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Тема урока: Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.
Цель урока: формировать учебно – исследовательскую компетентность воспитанников; исследовать сущность понятия «Гуморальная регуляция», изучить особенности эндокринной системы человека.
Задачи урока:
познавательная:
- закрепить знания о строении тканей, органов и систем органов; - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы; - познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции; - раскрыть сущность и свойства гормонов; - подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции; - расширить кругозор учащихся.
развивающие: - развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; - эмоциональную сферу: уверенность в себе; - мотивационную сферу: стремление добиться успехов; - коммуникативную сферу: навыки работы в паре. воспитательные: - воспитывать целостное восприятие мира; - формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: мультимедиа проектор, презентация (Приложение 1), таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желёз внутренней секреции, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, головного мозга.
Литература:
1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2012год.
2.Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2012 год.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Дайте определение понятий: Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.
Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию. Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.
2 Найдите соответствие систем органов и органов, составляющих их.
1. 1. Дыхательная система
А. А. почки +мочеточники +мочевой пузырь + моче испускательный канал.
2. 2. Кровеносная система
Б. Б. сердце + сосуды.
3. 3. Скелетная система
В. В. скелетные мышцы
4. 4. Мышечная система
Г. Г. скелет + мышцы
5. 5. Пищеварительная
Система
Д. Д. ротовая полость с её органами + глотка + пищевод + желудок + кишечник + печень + под поджелудочная железа.
6. 6. Нервная система
Е. Е. головной мозг + спинной мозг + нервы
7. 7. Мочевыделительная
Система
ЖЖ.. яичники и семенники
8. 8.Половая система
З. З. носовая полость + гортань + трахея + бронхи + лёг лёгкие
Проверка задания! Проверьте ответы своей работы и оцените уровень своих знаний!
1 З;
2 Б;
3 Г;
4 В;
5 Д;
6 Е;
7 А;
8 Ж;
Критерий оценки:
8 верных ответов – оценка 5;
6 – 7 верных ответов – оценка 4;
5 верных ответов – оценка 3;
4 и менее верных ответов – оценка 2;
3. Изучение нового материала
В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. В период бодрствования человека одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения, осуществляется терморегуляция и т.д., то есть человеческий организм работает как единое целое. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. (Просмотр мультимедийного приложения «Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, раздел Координация и Регуляция ООО «Дрофа», 2011).
Проблемная ситуация
А что произойдёт с человеком, если его организм откажется функционировать как единое целое?
Вследствие чего у человека могут происходить подобные нарушения функционирования организма?
(Из – за употребления наркотиков, алкоголя).
Учитель: Тема нашего урока: Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.
Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
Для осуществления регуляции физиологических процессов протекающих в организме используются два механизма: гуморальный и нервный.
Гуморальная регуляция
Нервная регуляция
С помощью химических веществ
С помощью нервных импульсов
Древняя
Новая
Осуществляется медленно
Осуществляется быстро
В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.
Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.
Заполнение таблицы совместно с учителем.
Железы внешней секреции
(Экзокринные)
Железы внутренней секреции
(Эндокринные)
Железы смешанной секреции
Имеют протоки, по которым секреты выделяются в полость тела или во внешнюю среду
Не имеют протоков. Выделяют секреты в кровь.
Часть железы работает как железа внешней секреции, а часть – как внутренней секреции
Слюнные железы
Желудочные железы
Сальные железы
Потовые железы
Эпифиз
Гипофиз
Щитовидная железа
Околощитовидные железы
Вилочковая железа
Надпочечники
Поджелудочная железа
Половые железы
Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами. Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.
(Просмотр мультимедийного приложения «Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, раздел Координация и Регуляция ООО «Дрофа», 2011).
Свойства гормонов:
Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)
Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)
Действуют только на живые клетки
Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.
Учитель: Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции. Работа с учебником стр. 46 – 53 Совместное заполнение учениками и учителем таблицы, опираясь на страницы учебника + мультимедийное приложение «Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, раздел Координация и Регуляция ООО «Дрофа», 2011.
Строение и функционирование эндокринной системы.
Железа внутренней секреции
Место расположения в организме
Секретируемые гормоны
Регулируемые процессы жизнедеятельности
Гипофиз
В полости черепа под промежуточным мозгом. Состоит из трёх долей.
Соматотропин (гормон роста);
Гормоны, влияющие на работу других желёз;
Пролактин;
Меланотропный гормон;
Окситоцин;
Вазопрессин (антидиуретический гормон).
Регуляция роста, стимуляция белкового синтеза;
Регуляция деятельности щитовидной, половых желёз, надпочечников;
Регуляция развития молочных желёз и секреции молока;
Регуляция пигментации;
Регуляция маточной активности;
Регуляция интенсивности мочевыделения.
Эпифиз
В полости черепа над средним мозгом.
Гормоны, влияющие на биологические ритмы и половое созревание.
Регуляция активности физиологических и психических процессов.
Регуляция полового созревания.
Щитовидная железа
Прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи.
Тироксин;
Трийодтиронин.
Регуляция интенсивности обмена веществ, частоты сердечных сокращений, возбудимости нервной системы, роста, физического и умственного развития.
Околощитовидные (паращитовидные) железы
На задней поверхности и под щитовидной железой.
Паратгормон
Регуляция обмена кальция в организме.
Надпочечники
На верхних полюсах почек.
Мозговой слой: адреналин, норадреналин
Корковый слой: глюкокортикоиды, половые гормоны
Повышение частоты и силы сокращения сердца, ускорение обмена веществ, сужение сосудов (кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц), замедление пищеварения.
Регуляция обмена белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей; уменьшение воспалительных реакций;
Поджелудочная железа
(островкиЛангерганса)
В изгибе двенадцатипёрстной кишки.
Инсулин
Регуляция обмена углеводов
Половые железы
Семенники (мужские)
Яичники (женские)
Андрогены
Эстрогены
Регуляция обмена веществ, роста, развития половых органов, появления вторичных половых признаков.
Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост, развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.
Закрепление знаний
Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?
А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».
Б) « Крупная парная железа, находится в брюшной полости. Состоит из двух слоёв: наружный корковый вырабатывает гормоны-кортикоиды, регулирующие обмен органических и минеральных веществ, а также в небольшом количестве половые гормоны. Внутренний – мозговой слой, где образуется гормон адреналин, его действие на организм многообразно».
2. Решите, правильно или неправильно, то или иное суждение и оцените как вы усвоили изученный материал. Поверьте знания!
.
1. Железы внутренней секреции не имеют протоков.
2. Секрет желёз внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
3. Железы внешней секреции выделяют гормоны.
4. Секрет желёз внешней секреции выделяется в полости.
5. Секрет желёз внутренней секреции выделяется непрерывно.
6. Железы желудка относятся к железам внутренней секреции.
7. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
8. Гормоны – это биологически активные вещества.
9. Половые железы – это железы внешней секреции.
10. Инсулин – это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.
Правильные ответы!
1 -; 2+; 3 -; 4 +; 5 +; 6 -; 7 +; 8 +; 9 +; 10 +;
Критерий оценки:
10 правильных ответов – вы отлично усвоили тему!
7 – 9 правильных ответов – вы хорошо усвоили тему!
6 – 5 правильных ответов – вы удовлетворительно усвоили тему!
Менее 4 правильных ответов – вы не усвоили материал!
Подведение итогов
(А теперь ответьте кратко на вопросы в своей тетради)
Рефлексия!
Понравился ли вам урок?
Что нового я узнала (а) на уроке?
Какие моменты урока вам показались особенно интересными?
Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
Задание на дом:
1. изучить текст учебника стр. 46-53; 2. выполнить в печатной тетради задания 36-37;
3. приготовьте доклад по теме «Роль гормонов в жизни человека».
15