Элективный курс (курс по выбору): «Основы алгоритмизации и программирования на языке Turbo Pascal»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________ Т.В.Труфанова«_____» ___________20__
Заместитель директора
___________ С.А.Коноваленко «____» ____________20__ Пункт 4. Основной образовательной
программы среднего общего образования
(в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Рабочая программа
Элективный курс (курс по выбору):
«Основы алгоритмизации и программирования
на языке Turbo Pascal»
Классы: __10__
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования», на основе элективного курса Малясовой С.В. «Программируем на языке Паскаль»
Учебно-методический комплект:
Тимошевская Н. Е., Перышкина Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. - Томск, 2005.
Информатика в уроках и задачах: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 — 2001. — М.: Образование и Информатика, 2001.
Информатика в школе. № 7 — 2008. — М.: Образование и Информатика, 2008.
Цели:
•углубленное изучение алгоритмизации и технологии программирования на профильном уровне;
•овладение умениями создавать программы на языке программирования Turbo Pascal, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
•развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
•приобретение опыта информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда, стимулирование познавательного интереса учащихся в области информатики.
Общая характеристика предмета
Назначение Единого государственного экзамена по информатике – оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью итоговой аттестации и отбора в профильные учреждения высшего профессионального образования.
Раздел «Алгоритмизация и программирование» представлен в экзаменационной работе наиболее подробно: в общей сложности 9 заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности во всех разделах работы. Раздел «Технология программирования» - двумя заданиями с развернутым ответом. Максимальный первичный балл при успешном выполнении данных заданий составляет 19 из 40 возможных (47,5%).
В базовом курсе информатики эта тема изучается только в 9 классе, в старших классах в рамках общеобразовательной программы ее совсем нет.
Для успешного выполнения заданий по этим темам предлагается данный элективный курс, рассчитанный на учащихся старших классов, которые собираются участвовать в ЕГЭ по информатике.
Курс охватывает следующие темы:
Алгоритмы. Структурная алгоритмизация
Введение в Паскаль
Данные. Типы данных. Выражения
Операторы
Перечислимый и интервальный типы данных
Процедуры и функции
Структурированные типы данных Важнейшие нечисловые алгоритмы (поиск и сортировка)
На занятиях представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций, закрепление полученных знаний проводится в форме занятий – практикумов по решению задач.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Место предмета в учебном плане
Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Кол-во часов в учебном году
10 класс 1 35 35
Всего за курс: 35 часов
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного курса (курса по выбору): «Основы алгоритмизации и программирования на языке Turbo Pascal» ученик должен
знать:
• значение понятия «алгоритм»;
• принципы структурной алгоритмизации;
• место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня;
• принципы описания языка программирования на уровне метаязыка;
• структуру программы на Паскале.
• что такое величина и чем она характеризуется;
• что может входить в состав арифметического выражения;
• перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль;
• о нематематических функциях, которые могут входить в арифметические выражения;
• о логических выражениях и входящих в них операндах, знаках действий и функциях.
• перечень основных операторов языка Паскаль;
• синтаксис этих операторов;
• детали процесса исполнения каждого из операторов.
• назначение перечислимого и интервального типов данных;
• какие ограничения связаны с этими типами;
• примеры простых программ, использующих эти типы.
• почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня;
• каковы правила описания процедур в Паскале;
• как строится вызов процедуры;
• в чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными;
•в чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие;
• в чем отличия между процедурами и функциями;
• область действия описаний в процедурах;
• в чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале.
• какие структурированные типы данных есть в языке ТурбоПаскаль;
• как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл»;
• какими свойствами обладают данные указанных типов;
• какие операции возможны над величинами указанных типов;
• в чем состоит общая постановка задач:
поиска,
внутренней сортировки,
внешней сортировки;
• почему задачи поиска и сортировки столь важны в прикладном плане;
• чем отличается поиск в отсортированной структуре и в неотсортированной;
• чем характеризуется эффективность сортировки.
уметь:
• строить схемы вложений алгоритмических структур друг;
• решать на уровне блок-схем задачи, требующие использования однократно вложенных базовых алгоритмических структур и выделения вспомогательных алгоритмов;
• читать несложные синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на Паскале.
• записывать примеры арифметических и логических выражений с использованием всех атрибутов, которые могут в них входить.
• описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов;
• разрабатывать простые программы обработки числовой и символьной информации, требующие не более одного вложения (суперпозиции) основных операторов.
• создавать перечислимые типы;
• описывать переменные перечислимого типа;
• разрабатывать простые программы, содержащие величины перечислимого типа;
• строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.
• выделять вспомогательные алгоритмы в несложных задачах;
• формировать процедуры и функции;
• правильно строить обращения к процедурам и функциям.
• при решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур;
• пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.);
• воспроизвести простейшие алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве;
• распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей.
Содержание курса (35 часов)
Тема «Алгоритмы. Структурная алгоритмизация» (6 часов)
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Способы записи алгоритмов Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, циклы. Вспомогательные алгоритмы.
Тема «Введение в Паскаль» (2 часа)
Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
Тема «Данные. Типы данных. Выражения» (4 часа)
Понятие величины. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Стандартные функции.
Тема «Операторы» (5 часов)
Условный оператор. Основные понятия математической логики. Оператор безусловного перехода. Оператор выбора case. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.
Тема «Перечислимый и интервальный типы данных» (2 часа)
Перечислимые типы данных. Ограниченные типы данных.
Тема «Процедуры и функции» (4 часа)
Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.
Тема «Структурированные типы данных» (12 часов)
Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы. Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи. Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов. Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами.
Тематическое планирование
10 класс
№ занятия Тема раздела Тема занятия
Алгоритмы. Структурная алгоритмизация (6 часов) Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Способы записи алгоритмов
Основные алгоритмические конструкции. Следование
Основные алгоритмические конструкции. Ветвление
Основные алгоритмические конструкции. Циклы
Основные алгоритмические конструкции. Циклы
Вспомогательные алгоритмы
Введение в Паскаль (2 часа) Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания
Данные. Типы данных. Выражения (4 часа) Понятие величины. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.
Понятие величины. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.
Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды.
Стандартные функции.
Операторы (5 часов) Условный оператор. Основные понятия математической логики.
Оператор безусловного перехода
Оператор выбора case.
Операторы организации циклов. Вложенные циклы.
Операторы организации циклов. Вложенные циклы.
Перечислимый и интервальный типы данных (2 часа) Перечислимые типы данных
Ограниченные типы данных
Процедуры и функции (4 часа) Процедуры. Функции.
Процедуры. Функции.
Рекурсии
Процедуры и функции пользователя
Структурированные типы данных (12 часов) Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними.
Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.
Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.
Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.
Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива.
Обработка элементов двумерных массивов.
Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.
Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций
Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи.
Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов.
Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами
Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами
Календарно - тематическое планирование
10 класс
№ занятия Тема раздела Тема занятия Дата
план факт
Алгоритмы. Структурная алгоритмизация (6 часов) Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Способы записи алгоритмов 01.09 Основные алгоритмические конструкции. Следование 08.09 Основные алгоритмические конструкции. Ветвление 15.09 Основные алгоритмические конструкции. Циклы 22.09 Основные алгоритмические конструкции. Циклы 29.09Вспомогательные алгоритмы 06.10 Введение в Паскаль (2 часа) Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. 13.10 Организация ввода-вывода. Оператор присваивания 20.10 Данные. Типы данных. Выражения (4 часа) Понятие величины. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. 27.10 Понятие величины. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. 10.11 Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. 17.11 Стандартные функции. 24.11 Операторы (5 часов) Условный оператор. Основные понятия математической логики. 01.12 Оператор безусловного перехода 08.12 Оператор выбора case. 15.12 Операторы организации циклов. Вложенные циклы. 22.12 Операторы организации циклов. Вложенные циклы. 29.12 Перечислимый и интервальный типы данных (2 часа) Перечислимые типы данных 12.01 Ограниченные типы данных 19.01 Процедуры и функции (4 часа) Процедуры. Функции. 26.01 Процедуры. Функции. 02.02 Рекурсии 09.02 Процедуры и функции пользователя 16.02 Структурированные типы данных (12 часов) Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. 01.03 Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. 15.03 Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. 29.03 Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. 05.04 Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. 12.04 Обработка элементов двумерных массивов. 19.04 Квадратная матрица. Транспонирование матрицы. 26.04 Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций 03.05 Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи. 10.05 Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов. 17.05 Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами 24.05 Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами 03.06 Формы контроляСистема оценки курса безотметочная. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
•Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
•К – полный комплект;
•Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
•П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).
№ Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения Необходимое количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по информатике (2004г.) Д
1.2 Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень). /Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 Д
1.3 Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Д
1.4 Молчанова С.И. Основы программирования. Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. — М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство ACT», Д
1.5 Тимошевская Н. Е., Перышкина Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. - Томск, 2005. Д
1.6 Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. Д
1.7 Тимошевская Н. Е., Перышкина Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. - Томск, 2005. Д
1.8 Информатика в уроках и задачах: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 — 2001. — М.: Образование и Информатика, 2001. Д
1.9 Информатика в школе. № 7 — 2008. — М.: Образование и Информатика, 2008. Д
2. информационно-коммуникативные средства
Программные средства
2.1 Операционная система Windows 7 Профессиональная К
2.2 Файловый менеджер (в составе операционной системы). К
2.3 Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей. Д
2.4 Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. Д
2.5 Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus 6.0 К
2.6 Программа-архиватор 7-zip К
2.7 Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. Пакет Microsoft Office 2010 К
2.8 Редактор растровой графики Paint (в составе операционной системы) К
2.9 Программа для просмотра статических изображений (в составе операционной системы) К
2.10 Мультимедиа проигрыватель Windows Media (в составе операционной системы) К
2.11 Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов Д
2.12 Браузер Mozilla Firefox. К
2.13 Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования. (входит в состав пакета Microsoft Office 2010) К
2.14 Системы программирования: Система «Исполнитель», PascalABC.NET К
3. Экранно-звуковые пособия
3.1 Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов Д
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
4.1 Интерактивная доска Smart Board Д
4.2 Мультимедиа проектор BenqД
4.3 Персональный компьютер – рабочее место учителя Д
4.4 Персональный компьютер – рабочее место ученика К
4.5 МФУ (принтер, сканер, ксерокс) Canon MF4010 Д
4.6 Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь К
4.7 Устройства создания графической информации (симпозиум Smart) Д
4.8 Устройства вывода звуковой информации – колонки. Д
5. МЕБЕЛЬ 5.1 Компьютерный стол К
5.2 Компьютерное кресло К
5.3 Парта К
5.4 Стул К
5.5 Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью Д
5.6 Шкафы для хранения оборудования Д