РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.4. История (с учетом профилизации)
Приложение 3
к основной профессиональной образовательной программе
по специальностям среднего профессионального образования
22.02.06 Сварочное производство
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.4. История
Тобольск
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получение среднего общего образования, протокол № 3 от 21.07.2015г.); на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство от 21 апреля 2014 года N 360 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство, зарегистрирован в Минюсте России от 27 июня 2014 года N 32877).
Организации-разработчики:
1. Федеральный институт развития образования г. Москва.
2. ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».
Разработчики:
Артемов В.В., почетный работник общего образования РФ, заслуженный деятель культруры РФ.
Княжева В.В., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии педагогических работников гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин.
Протокол от 27 мая 2016 г. № 9.
Председатель цикловой комиссии ______________ В.В. Княжева
Заключение методического совета от «___» _________ 201__г. № ___
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.4. История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования технического профиля 22.02.06 Сварочное производство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для специальностей СПО технического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в базовые дисциплины общеобразовательного цикла.
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина БД.4. История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины – в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели и задачи:
Формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности.
Формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки.
Усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
Развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления.
Формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.4. История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
практические занятия
30
контрольные работы
11
Самостоятельная работа студента (всего)
59
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
59
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.4. История
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1. Концепции исторического развития
1
1
2.Типологии цивилизаций
1
3. Периодизация истории
1
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
2
Тема 1.1. Первобытная эпоха
Содержание учебного материала
1
1. Проблема антропогенеза
1
2
2. Археологические памятники каменного века на территории России
2
3. Первобытный человек
2
Тема 1.2. Неолитическая революция
Содержание учебного материала
1
1. Неолитическая революция
1
1
2. Родовой строй, разделение труда
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Заполнение таблицы «Культурные достижения человечества первобытной эпохи».
Подготовка сообщения «Кузнечная сварка как основа древних методов соединения металлов».
1
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
4
Тема 2.1. Ранние цивилизации
Содержание учебного материала
1
1. Ранние цивилизации, их отличительные черты
1
2
2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока
2
3. Кузнечное дело в ранних древних цивилизациях.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Составление схемы «Время и место появления первых цивилизаций на Земле».
Составление презентации «Развитие кузнечного дела в ранних древних цивилизациях».
Сообщение «Значение ковки для развития человеческой цивилизации».
1
Тема 2.2. Античные цивилизации
Содержание учебного материала
2
1. Цивилизация Древней Греции
1
2
2. Древний Рим
2
3. Бог Гефест.
Практическое занятие (заполнение таблицы) № 1: «Древняя Греция и Древний Рим: сравнительная характеристика цивилизаций»
1
Тема 2.3. Религии и культура древних цивилизаций
Содержание учебного материала
1
1. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизации
1
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Составление презентации «Религии и культура древних цивилизаций».
Сообщение «Гефест – бог огня и покровитель кузнечного дела».
Сообщение «Древние способы добычи металла».
Составление хронологической таблицы «Металлические изделия эпохи энеолита, бронзового и железного века».
1
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
8
Тема 3.1. Китайско-конфуцианская цивилизация
Содержание учебного материала
1
1. Хронологические рамки
1
2
2. Сохранение традиционных устоев восточных цивилизаций
2
3. Периодизация истории Китая, правящие династии
2
4. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Составление схемы «Циклы и династии китайской истории».
Сообщение «Развитие кузнечного дела в Древнем Китае».
1
Тема 3.2. Буддизм на
Востоке в средние века
Содержание учебного материала
2
1. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии
2
2
2. Индийское общество
2
3. Сущность буддизма
2
4. Японская цивилизация
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Работа с Интернет-ресурсами «Священная книга буддистов – Типитака».
Сообщение «Развитие кузнечного дела в Древней Индии».
1
Тема 3.3. Арабо-мусульманская цивилизация
Содержание учебного материала
1
1. Возникновение ислама, сущность
1
2
2. Особенности государственного и общественного строя
2
3. Арабская культура
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Работа с Интернет-ресурсами «Священная книга мусульман - Коран».
Сообщение «Металлургическая революция».
1
Тема 3.4. Византия
Содержание учебного материала
1
1. Византийское государство, церковь, общество
1
2
2. Причины гибели Византии
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Доклад «Культурное наследие Византии».
Сообщение «Кузнечное дело в Византии».
1
Тема 3.5. Западноевропейская цивилизация
Содержание учебного материала
3
1. Становление, переселение народов и его исторические результаты
1
2
2. Расцвет западноевропейской цивилизации
2
3. Духовный мир средневековья
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работа (один вид работы, на выбор):
Работа с исторической и контурной картами «Великое переселение народов».
Сообщение (тема на выбор):
«История кузнечного дела в Европе».
«Открытие сыродутного процесса».
1
Практическое занятие («круглый стол») № 2: «Существует ли Бог?»
1
Контрольная работа № 1 по разделу 3: «Цивилизации Запада и Востока в средние века»
1
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
25
Тема 4.1. Восточная Европа в древности
Содержание учебного материала
2
1. Восточная Европа: природная среда и человек
2
2
2. Племена и народы Восточной Европы в древности
2
3. Восточные славяне в VII-VIII
2
4. Формирование основ государственности восточных славян
2
Тема 4.2. Рождение Киевской Руси
Содержание учебного материала
2
1. Племенные союзы восточных славян
1
2
2. Точки зрения на природу государственности на Руси
2
3. Первые русские князья и их деятельность
2
4. Русское кузнечное искусство.
Практическое занятие (заполнение таблицы) № 3: «Деятельность первых русских князей»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Доклад «Вопрос о происхождении Древнерусского государства».
Презентация «Русское кузнечное искусство».
2
Тема 4.3. Крещение Руси
Содержание учебного материала
3
1. Владимир Святой
2
2
2. Взаимоотношения Руси и Византии
2
3. Значение принятия христианства
2
4. Ярослав Мудрый «Русская правда»
2
5. Культура Древней Руси
2
Практическое занятие (работа с историческими документами) № 4: «Русская правда» Ярослава Мудрого и Поучение Владимира Мономаха.
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один сообщение, на выбор):
«Крещение Руси и его политические последствия».
«Сварог - бог огня».
«Древний способ выплавки железа».
1
Тема 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории
Содержание учебного материала
2
1. Сходство и различие в развитии Западной и Восточной Европы
1
2
2. Культурное развитие
2
Контрольная работа № 2 по теме: «Образование древнерусского государства»
1
Тема 4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
Содержание учебного материала
2
1. Причины раздробленности
1
2
2. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности
2
3. Значение раздробленности
2
Практическое занятие (работа с исторической и контурной картами) № 5: «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
1
Тема 4.6. Борьба Руси с иноземными завоевателями
Содержание учебного материала
2
1. Образование державы Чингисхана
1
2
2. Нашествие Батыя на Русь
2
3. Нашествие крестоносцев на Русь, Александр Невский
2
Практическое занятие (работа с историческими и литературными источниками) № 5: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Галицко-Волынская летопись», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Мини-эссе «Александр Невский - политический деятель и полководец»
Сообщение (тема на выбор):
«Средневековая кузница.
«Металлургия Древней Руси и реконструкция древнерусского способа выплавки железа».
«Состояние кузнечного дела в период татаро-моногольскогонашествия».
1
Тема 4.7. Объединение Руси
Содержание учебного материала
2
1. Русь и Золотая Орда в XIV веке
1
2
2. Экономическое и политическое усиление Москвы
2
3. Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский
2
4. Обособление западных территорий Руси
2
Практическое занятие (составление таблицы) № 6: «Этапы объединения Руси»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Дмитрий Донской - государственный деятель и полководец»
1
Тема 4.8. От Руси к России
Содержание учебного материала
1
1. Социальная структура русского общества
1
2
2. Централизация Руси. Политический строй
2
3. Церковно-политическая теория «Москва-третий Рим»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Иван III и его роль в российской истории»
1
Тема 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного
Содержание учебного материала
3
1. Реформы Избранной Рады, опричнина
2
2
2. Внешняя политика Ивана Грозного
2
3. Поход Ермака
2
Практическое занятие (работа с историческими документами) № 7: «Изучение Строгановской, Ремезовской и Кунгурской летописей»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (эссе):
«Иван Грозный - человек и политический деятель»
1
Тема 4.10. Смута в России начала XVII века
Содержание учебного материала
2
1. Предпосылки смуты в России
1
2
2. Гражданская война, самозванцы
2
3. Начало правления Романовых
2
Практическое задание (составление схемы) № 8: «Правление в период Смутного времени (начало XVII в.)»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (работа с историческими источниками): «Смута в России начала XVII века»
1
Тема 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века
Содержание учебного материала
2
1. Территория и население
1
2
2. Политический строй России
2
Практическая работа (заполнение таблицы) № 9: «Народные движения «Бунташного века»
1
Тема 4.12. Русская культура в XIII-XVII веках
Содержание учебного материала
2
1. Литература, живопись, архитектура, публицистика, образование
1
2
2. Быт и нравы, социальная роль женщины
2
3. Декоративное кузнечное искусство.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Заполнение таблицы «Русская культура в XIII-XVII вв.».
Сообщение (тема на выбор):
«Декоративное кузнечное искусство».
«Кузнечные специализации».
«Демидовская металлургия».
1
Контрольная работа № 3 по разделу 4: «История России с древнейших времен до конца
XVII века»
1
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.
8
Тема 5.1. Модернизация Западной Европы в XVI-XVII вв.
Содержание учебного материала
1
1. Многообразие цивилизаций, их сходства и различия
1
2
2. Сущность модернизации
2
3. Понятие «Новое время»
2
Тема 5.2. Эпоха Возрождения и Реформации
Содержание учебного материала
2
1. Социальный смысл феномена Возрождения
1
2
2. Торжество индивидуальности и индивидуализма
2
3. Реформация
2
Практическое задание (сравнительная таблица) № 10: «Эпоха Возрождения и Реформация»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Презентация «Культура эпохи Возрождения» (любой на выбор шедевр культуры и искусства).
Сообщение «Сочинения по металлургии в эпоху Возрождения».
1
Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
Содержание учебного материала
1
1. Причины и предпосылки Великих географических открытий
1
2
2. Великие географические открытия
2
3. Гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, влияние на Запад
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение): «Великие географические путешественники и их открытия»
1
Тема 5.4. Раннее Новое время
Содержание учебного материала
1
1. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
1
2
2. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время
2
Тема 5.5. Век Просвещения
Содержание учебного материала
2
1. Понятие «Просвещение» и его содержание
1
2
2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот
2
3. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.
2
Контрольная работа № 4 по разделу 5: «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.»
1
Раздел 6. Россия в XVIII веке
7
Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I
Содержание учебного материала
2
1. Предпосылки реформ Петра I
1
2
2. Особенности модернизации в России
2
3. Северная война и ее итоги
2
4. Культурный переворот петровского времени
2
Практическое занятие (заполнение таблицы) № 11: «Реформы Петра I»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, на выбор):
«Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков».
«Создание первых металлургических заводов в России».
3
Тема 6.2. Дворцовые перевороты
Содержание учебного материала
1
1. Причины дворцовых переворотов
1
2
2. Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна
2
Тема 6.3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Содержание учебного материала
2
1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1
2
2. Павел I
2
3. Внешняя политика
2
Практическое занятие (заполнение таблицы) № 12: «Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, тема на выбор): «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».
«Урал – ведущий горнометаллургический район России».
1
Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Содержание учебного материала
2
1. Русская культура в середине XVIII в.
1
2
2. Быт и нравы
2
Контрольная работа № 5 по разделу 6: «Россия в XVIII веке»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление презентации, тема на выбор):
«Культура России в середине и во второй половине XVIII в.».
«Особенности мануфактурного производства в России в XVIII в. (на примере металлургии)».
«История развития металлического фасадного декора в России в XVIII в.»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Античное искусство. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Антология Древнерусской литературы - историко-литературный сайт. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Археология. Ру. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Библиотека Мксима Мшкова. – (Ржим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Википедия. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Всемирная история в лицах. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Всемирная история. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Генеалогия русских князей, краткие биографии, хронологические таблицы, карты. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Геродот. История (в 9 книгах). – (Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Гесинхрония - атлас всемирной истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Династия Романовых. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Древний мир. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Древняя Русь – Россия. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Заметки на полях. История России. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Интернет-портал по истории и генеалогии. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Инфолоция. Полезные ссылки. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Историческая литература. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Исторические источники на русском языке в Интернете. – (Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История в историях. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
История ветеринарии. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История Древнего Рима. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
История древнего Рима. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История изобразительного искусства. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
История. России. Мультимедиа-учебник. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История. Ру. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История: статьи, загадки истории, даты и события, карты, исторические личности, археология, историки. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Карты, энциклопедия, новости, статьи по всемирной истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Коллекция. Исторические документы. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Лабиринт времен: исторический веб-альманах.- (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Материалы к уроку. Сайт «Я иду на урок истории». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Материалы русской истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Мир истории: статьи по истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Мультимедиа-учебник по истории России. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Научные статьи по истории России и зарубежных стран в электронном виде. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Новые книги по истории. Разделы библиотеки по истории. Всемирная история. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Новый Геродот. Общеисторический форум. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные ресурсы Интернета - История: учебники, пособия, литература. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Полезные ссылки по истории. – (Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8).
Портал «Археология России». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал.- (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Проект «Хронос» - всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].).
Рефераты по истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Российская империя: альбомы, карты, открытки, знаки различия военнослужащих, исторический архив, православный календарь, хронология событий. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Россия Великая. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Россия Великая. Собрание познавательных статей об истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Рубрикон. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Сайт Евдокимова Евгения «История великой Руси». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Сайт Егорова К. Образование Киевской Руси - авторская версия. Несколько глав по теме Происхождение и Расселение Славян. Карты. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ). 13 LINK "http://www.hro
·