Рабочая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

Пояснительная записка
В основе элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» - программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика». - Волгоград: Учитель, 2008, адаптированная к потребностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся.
Цели данной программы:
научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;
оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию ученика.
Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах.
Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Теоретической основой данного курса являются:
лингвистический, стилистический анализ текста;
система языковых понятий;
различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.
Принципы, на которых базируется программа:
учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке заданий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
систематичность и последовательность;
активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
технология исследовательской деятельности учащихся;
технология проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в результате обучения по данной программе ученик:
овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
способен работать над разнообразной информацией;
может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков понимания и анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по написанию собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их развития.
Курс рассчитан на 35 часов (один час в неделю.).



























Учебно-тематический план


Темы занятий
Всего
час.
Лекц. занят
Практ. занят


Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ
2
1
1


Основные аспекты анализа текста
2
1
1


Определение темы текста.
2
1
1


Определение проблем текста.
2
1
1


Определение позиции автора
2
1
1


Подбор аргументов.
2
1
1


Формулирование собственной позиции и подбор аргументов
2
1
1


Композиция сочинения
2
1
1


Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
2

2


Рецензирование, редактирование собственной творческой работы
2
1
1


Анализ текста публицистического стиля

·2
1
1


Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
2

2


Рецензирование творческой работы товарища
2

2


Классификация грамматических и речевых ошибок. Редактирование текста
2
1
1


Практикум написания сочинения-рассуждения
3
1
2


Творческая мастерская. Самостоятельная работа над текстами.
2

2


Подведение итогов курса.
Защита собственных работ.
2

2



35
13
22


Планируемый результат
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
о коммуникативной функции языка;
о литературном языке как основе художественной литературы;
о языковых нормах и их признаках;
знать:
смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
стили речи и их признаки;
особенности жанра рассуждения;
признаки текста и его функционально смысловые типы;
основные нормы русского литературного языка;
уметь:
различать стили речи;
понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


























Календарно-тематическое планирование

Темы занятий
Вид занятия
Кол-во часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия


Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ
Лекция
Практикум

2
Составление таблицы по критериям




Основные аспекты анализа текста
Лекция Практикум
2
Анализ текста




Определение темы текста.
Лекция Практикум
2
Работа с текстом.




Определение проблем текста.
Лекция Практикум
2
Работа с текстом




Определение позиции автора
Лекция Практикум
2
Ответы на вопросы по тексту.




Подбор аргументов.
Лекция Практикум
2
Ответы на вопросы по тексту.




Формулирование собственной позиции и подбор аргументов
Лекция Практикум
2
Аргументация собственной позиции




Композиция сочинения
Лекция Практикум
2
Анализ текста.




Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
Практическое
2
Написание сочинения




Рецензирование собственной творческой работы
Практикум
2
Исправление ошибок




Анализ текста публицистического стиля
Лекция Практикум
2
Работа по плану.




Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
Практическое
2
Написание сочинения




Рецензирование творческой работы товарища.
Практическое
2
Исправление ошибок.




Классификация грамматических и речевых ошибок
Лекция Практикум

2
Составление таблицы.




Практикум. Написание сочинения-рассуждения
Лекция Практикум

3
Написание сочинения




Творческая мастерская. Самостоятельная работа над текстами.
Практическое
2
Работа с текстом.




Подведение итогов курса. Защита собственных работ.
Практическое
2
Работа с текстом




































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Кобзарева Л.А. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика: элективный курс. 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2008
Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения – Москва: Экзамен, 2003
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 9 класс – Москва: Просвещение, 2010.
Сокольникова Т.Н. Русский язык. Сочинение-рассуждение (часть С) – Москва: Эксмо, 2008
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Перечень оборудования: компьютер, проектор, экран, диски.


15