Конспект урока по обучению грамоте на тему Упражнение в чтении( 1 класс)


Урок: Обучение грамоте
Тема: Упражнения в чтении. Наблюдение над смыслом слов в предложении.
Автор: Насунова Оксана Владимировна, учитель начальных классов
Класс: 1
УМК: « Школа России»
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение анализировать текст.
Планируемые результаты
Личностные:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Оборудование: индивидуальные карточки со слогами (лит, ка, у, па, рил), компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, учебник «Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Конспект урока
Ι. Организационный момент.
Учитель и дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
ΙΙ. Актуализация знаний
Учитель: С чего начинаем каждый урок обучения грамоте?
Дети: С речевой гимнастики.
Учитель: Правильно, поиграем в игру «Рифмы». Повторяйте и договариваем слова.
Учитель и дети: Ом-ом-ом – мы построим новый … (дом)
Ли-ли-ли - папа строит … (корабли)
Ла-ла-ла – над цветком жужжит … (пчела)
Лу-лу-лу – нитку вдели мы в … (иглу)
Ло-ло-ло – едем к бабушке в … (село)
Учитель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
Дети: Познакомились с буквами л и м, читали стихотворение «Гном»
Учитель: Кто прочитает выразительно это стихотворение?
Дети читают.
Учитель: Переверните страницу (с. 68) и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке. Какова тема урока?
Дети: Повторение. Мы сегодня будет тренироваться в умении читать.
ΙΙΙ. Повторение и закрепление изученногоУчитель: С чего начнём нашу работу?
Дети: С чтения слогов
Учитель: Из чего состоят слоги?
Дети: Из букв
Учитель: Какие буквы мы уже изучили?
Дети: а, р, у, н, к, о, и, г, п, с, т, ы, л, м (слайд 2)
Учитель: На какие две группы можно разделить, изученные буквы?
Дети: Согласные и гласные.
Учитель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласный звук состоит только из голоса, а согласный – только из шума или из шума и голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, а при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду.
Учитель: Что вы еще можете рассказать о согласных звуках?
Дети: Согласные звуки делятся на 2 группы: звонкие и глухие.
Учитель: Молодцы: Разделите согласные звуки на группы.
Учитель: Просмотрите на слоги с. 68. Что заметили? (слайд 3)
ала ола ила ула али
ало оло ило уло олиалу олу илу улу или
алы олы илы улы улиДети: Слоги состоят из трех букв. Посередине согласная буква – лУчитель: Прочитайте слоги 1-го столбика. Есть ли что-то общее?
Дети: Первая буква – а
Учитель: Что можете рассказать про звук [л]?
Дети: Согласный звонкий звук.
Учитель: Какого цвета точку поставите?
Дети: Синюю точку, т.к. он твердый.
Учитель: Замените букву Л в слогах на букву М, прочитайте (слайд 4)
Дети: ама ома има ума амиамо омо имо умо омиаму ому иму уму ими
амы омы имы умы умиУчитель: В каких слогах мягкий звук? Почему? Как вы определили?
Дети: В последнем ряду. Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
Учитель: Какое следующее задание должно быть по плану?
Дети: Составление слов из слогов.
Учитель: Игра «Слоги рассыпались». У вас на столах конверты, в белом конверте лежат слоги, достаньте их. Работу выполняем в парах.
лит
какалит
па
карил
кау

Учитель: Какие слова можно составить из данных слогов?
Дети: Улитка, калитка, парилка (слайд 5)
Учитель: Что означает каждое слово?
Дети: Калитка – дверца в заборе, в воротах. Улитка – это животное, которое медленно передвигается и имеет раковину-домик. Парилка – это баня, где парятся.
Учитель: Напечатайте, получившиеся слова в тетрадях, поставьте ударение в словах. Проверьте свои записи с образцом. Оцените себя.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Зайка 
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения
ΙV. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Отдохнули, а теперь за работу. Посмотрите на доску, прочитайте столбики слов (слайд 6):
роман панама галка
Роман Панама Галка
Учитель: Почему одинаковые слова записаны по-разному? Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Дети: Слова имеют разные значения. С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, озер, морей, стран.Учитель: Давайте определим значение каждого слова. Что такое роман с маленькой буквы?
Дети: Роман – это большое произведение, оно пишется с маленькой буквы.
Учитель: А что означает слово Роман, записанное с заглавной буквы?
Дети: Роман – это имя мальчика. Имена людей всегда пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А какие значения имеет слова панама?
Дети: Панама – головной убор, пишется с маленькой буквы. Панама – страна, расположенная на участке суши, соединяющем Северную Америку с Южной. Название страны пишется с заглавной буквы.
Учитель: Какие значения имеет слово Галка?
Дети: Галка – птица, пишется с маленькой буквы. Галка – имя девочки, Галина, Галя. Имена пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Слова, которые имеют разные значения, но пишутся одинаково, называются омонимами.
V. Применение нового знания
Учитель: Какие пункты плана мы уже выполнили? Какое задание должно быть следующим?
Дети: Мы прочитали слоги, слова. Сейчас должны прочитать предложения.
Учитель: Посмотрите на предложения внизу страницы букваря (слайд 7). Прочитайте первое предложение.
Дети: Тут Роман листал роман.
Учитель: Что заметили?
Дети: Одно и тоже слово записано с большой и с маленькой буквы.
Учитель: Объясните значение предложения.
Дети: Мальчик по имени Роман читает книгу.
Учитель: Прочитайте 2-е предложение (слайд 8).
Дети: Там Галка смотрит на галку. Девочка по имени Галя смотрит на птицу.
Учитель: Читаем 3-е предложение (слайд 9)
Дети: Пугало пугало сорок сорок.
Учитель: Почему необходимо было поставить ударение во всех словах?
Дети: Ударение помогает правильно произнести слова и понять его значение.
Учитель: Что делает пугало?
Дети: Пугало пугает.
Учитель: Кого пугает?
Дети: Пугает птиц – сорок. Их много.
Учитель: Почему его прозвали пугалом? (Пугало – палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечина, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предметы, создающие шум при ветре. Используют в саду, на огороде для отпугивания птиц.) Учитель: Очень интересное предложение, прочитаем его ещё раз.
Учитель: Прочитаем остальные предложения, объясним их значения (слайд 10).
Дети: У окна Гули – гули. Возле окна девочки по имени Гуля сидят голуби – гули.
Дети: У странника панама стара. (слайд 11)
А Панама – страна.
Учитель: Кто такой странник?
Дети: Путешественник.
Учитель: Что значит: У странника панама стара?
Дети: Это значит, что его головной убор не новый, а старый, он часто в панаме был в различных путешествиях. Это слово пишется с маленькой буквы.
Учитель: Почему в последнем предложении слово Панама написано с большой буквы? Дети: Это название государства.
Учитель: Сколько всего предложений прочитали?
Дети: Шесть предложений.
Учитель: Посмотрите внимательно на схему над картинками (слайд 12). Это схема чего? Дети: Это схема предложения. Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.
Учитель: Сколько в этом предложении слов? Как определить?
Дети: 4слова, т.к. 4 линии.
Учитель: Давайте составим предложение. Какое самое маленькое? Почему?
Дети: Самое маленькое – третье слово, т.к. короткая линия.
Учитель: Какое слово первое? Почему?
Дети: Книга, так как мы видим на картинке книгу.
Учитель: Что можете рассказать о втором слове?
Дети: 2-е слово состоит из трёх слогов, ударный второй слог, начинается на букву У. Наверное, упала.
Учитель: Какое третье слово?
Дети: 3-е слово маленькое – это предлог с.
Учитель: Что означает следующее слово?
Дети: 4-е слово – здесь нарисована картинка, на которой изображено много книг. Они стоят на полке. Получилось предложение: Книга упала с полки.
Учитель: Что мы сейчас делали?
Дети: Составляли предложение по схеме.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Учитель: Наши глаза устали. Давайте выполним гимнастику для глаз.
Упражнения:
1. «Подмигни» (поморгать глазами, закрыть и досчитать до пяти)
2. «Жмурки» (крепко зажмуриться и сосчитать до трех; считая до пяти, постепенно открывать глаза)
3. «Веселый пальчик» (руку выставляем вперед, смотрим на палец, двигаем пальцем вправо-влево-вверх-вниз, голова неподвижна, 4 раза)
4. «Смотрим вдаль» (смотрим сначала перед собой, а потом вдаль, 4 раза)
5. «Покружимся» (круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево, потом смотрим вдаль и считаем до 5)
VΙ. Повторение и закрепление изученногоУчитель: Что осталось нам выполнить по плану?
Дети: Прочитать текст.
Учитель: Посмотрите на портрет. Кто помнит, как зовут эту писательницу? (слайд 13)
Дети: Надежда Надеждина.
Учитель: О чем мы читали в прошлый раз?
Дети: О том, почему капусту назвали капустой.
Учитель: Интересно, о чём Надежда Надеждина расскажет на этот раз? Давайте рассмотрим иллюстрацию (слайд 14) Кто изображён на картинке?
Дети: Грек.
Учитель: Что в руке?
Дети: Петрушка.
Учитель: Где и когда происходит действие?
Дети: Давным давно в Греции.
Учитель: Давайте прочитаем название.
Дети: «Почему петрушку назвали петрушкой».
Учитель: Что такое петрушка?
Дети: Это растение, которую добавляют в еду.Учитель: Вкусная? Полезная? (ответы детей)
Учитель: Интересно, что Надежда Надеждина расскажет про петрушку? Давайте прочитаем начало (1 абзац).
Ребенок читает вслух.
Учитель: Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции. Читаем дальше (2 абзац).
Ребенок читает вслух.
Учитель: Зачем давали детям при рождении имя Пётр?
Дети: Имя Петр давали человеку в надежде, что он будет крепким, как скала. Т.к. по-гречески имя означает «камень».
Учитель: Какое уменьшительное имя от Петра?
Дети: Петя, Петруша, Петрушка...
Учитель: Кем в старину являлся Петрушка?
Дети: Это весёлый, смешной, озорной герой народного кукольного театра.
Учитель: Читаем дальше, третий абзац.
Ребенок читает вслух.
Учитель: Почему же такое имя дано овощу?
Дети: Греки называют петрушку «каменным сельдереем».
Учитель: В чём отличие Петрушки от петрушки? (слайд 15)
Дети: Петрушка – это имя героя кукольного театра и петрушка – растение. Поэтому слова пишутся по-разному: имя – с заглавной буквы, растение – с маленькой.
Учитель: А что общего?
Дети: Одинаково произносятся, в переводе с греческого означает камень.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Все ли пункты плана выполнили?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметьте своё настроение в тетради
VIII. Домашнее задание (по желанию)
Учитель: Дома расскажите родителям, что узнали о греческих именах в русском языке. Всем спасибо за урок.