Элективный учебный предмет Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста
Рабочая программа
по элективному учебному предмету
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
для 9 б, в классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
учитель МБОУ СОШ №8
Романова Т.Ю.
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8. с учетом авторской программы Л.А.Кобзаревой «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» (Волгоград: Учитель, 2011).
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования цели данной программы:
научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форе рассуждения на основе прочитанного текста;
подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;
оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию ученика;
воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развивающие:
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание любви и интереса к русскому языку;
воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Рабочая программа ориентирована на использование рабочей тетради: Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинения-рассуждения на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс/ Т.И.павлова, Н.А.Раннева. – Изд.2-е, дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение.
Типы уроков в соответствии системно–деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования г. Ноябрьск», утвержденным приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2016г.№ 427-од.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения рабочей программы по элективному учебному предмету
Личностные УУД:
Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека.
Формирование интереса к исследовательской, аналитической деятельности. Формирование мотивации к самореализации.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
Слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы.
Предметные УУД:
Понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему.
Научиться анализировать текст. Научиться определять языковые и композиционные признаки текста типа речи рассуждение.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Тема
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Анализировать образцы устной и письменной речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств, в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль теста, ключевые слова. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Анализировать и характеризовать тест с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проекты:
Рассуждение как тип речи.
Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Характеристика содержания учебного предмета по каждому тематическому разделу
Тема 1: «Основные цели и задачи учебного предмета. Основные требования к творческой работе» (3 часа).
Знакомство с основными целями и задачами учебного предмета. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2: «Основные аспекты анализа текста» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Тема 3: «Композиция сочинения» (3 часа).
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 4: «Обучающее сочинение по тексту художественного стиля» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Тема 5: «Рецензирование творческой работы» (3 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 6: «Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 7: «Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Тема 8: «Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Тема 9: «Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста» (3 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 10: «Самостоятельная творческая работа над текстами» (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Тема 11: «Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов учебного предмета» (4 часа).
Промежуточная аттестация.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия элективного учебного предмета «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Учебный предмет является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Учебный предмет является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Учебный предмет является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Межпредметные связи учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» элективный учебный предмет «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой. Линии, общие с элективным учебным предметом:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам изучения
Элективный учебный предмет способствует углублению лингвистических знаний, овладению культурой устной и письменной речи и искусству речевого общения, формированию умений применять полученные знаний на практике, обеспечению сознательного усвоения материала, развитию навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентноспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность учебного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы
Название темы
Количество часов, отводимых на освоение темы
Планируемые образовательные результаты
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
1
Основные цели и задачи учебного предмета. Основные требования к творческой работе.
3
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводитьлексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознаватьосновные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2
Основные аспекты анализа текста.
3
3
Композиция сочинения.
3
4
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
3
5
Рецензирование творческой работы.
3
6
Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля).
3
7
Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.
3
8
Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя).
3
9
Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.
3
10
Самостоятельная творческая работа над текстами.
3
11
Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов учебного предмета.
3
№ п/п
Дата
Тема, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Контрольно-оценочная деятельность
План
Факт
Вид
Форма
1
Тема 1: «Основные цели и задачи учебного предмета. Основные требования к творческой работе» (3 часа).
1.1
1.2
1.3
Тема:
Основные цели и задачи учебного предмета. Основные требования к творческой работе.
Тип: урок общеметодологической направленности.
3
Знакомство с основными целями и задачами учебного предмета. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Входной
Устный опрос
2
Тема 2: «Основные аспекты анализа текста» (3 часа).
2.1
2.2
2.3
Тема:
Основные аспекты анализа текста.
Тип: урок рефлексии.
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Текущий
Устный опрос, сочинение-миниатюра
3
Тема 3: «Композиция сочинения» (3 часа).
3.1
3.2
3.3
Тема:
Композиция сочинения.
Тип: урок общеметодологической направленности
3
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Текущий
Анализ текста
4
Тема 4: «Обучающее сочинение по тексту художественного стиля» (3 часа).
4.1
4.2
4.3
Тема:
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
Тип: урокобщеметодологической направленности.
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Текущий
Сочинение
5
Тема 5: «Рецензирование творческой работы» (3 часа).
5.1
5.2
5.3
Тема:
Рецензирование творческой работы.
Тип: урок общеметодологической направленности
3
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Текущий
Устный опрос, практикум
6
Тема 6: «Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля» (3 часа).
6.1
6.2
6.3
Тема:
Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля).
Тип: урок «открытия» нового знания.
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Текущий
Устное высказывание, практикум
7
Тема 7: «Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам» (3 часа).
7.1
7.2
7.3
Тема:
Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.
Тип: урок общеметодологической направленности.
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Текущий
Практикум
8
Тема 8: «Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя» (3 часа).
8.1
8.2
8.3
Тема:
Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.
Тип: урок общеметодологической направленности.
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Текущий
Устное высказывание, практикум
9
Тема 9: «Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста» (3 часа).
9.1
9.2
9.3
Тема:
Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.
Тип: урок общеметодологической направленности.
3
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Текущий
Практикум
10
Тема 10: «Самостоятельная творческая работа над текстами» (3 часа).
10.1
10.2
10.3
Тема:
Самостоятельная творческая работа над текстами.
Тип: урок общеметодологической направленности
3
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Оформление работы.
Текущий
Практикум
11
Тема 11: «Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов учебного предмета» (4 часа).
11.1
11.2
11.3
Тема:
Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов учебного предмета.
Тип: урок общеметодологической направленности
3
Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов учебного предмета.
Тематический
Сочинение
11.4
Тема:
Промежуточная аттестация.
Тип: урок развивающего контроля.
1
Промежуточная аттестация
Итоговый
Сочинение-рассуждение
15