Учебная программа по технологии 1 класс программа школа России
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОАУ «Гимназия № 6»: ________________/__________/
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОАУ «Гимназия №6 »:
Инякина О.В. /____________/
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_______________________________________________
предмет
_______________________________________________
класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
ФИО учителя,
Гавриленко О.А.
квалификационная категория
Пояснительная записка
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы от 08.04.2015 года, составлена рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Технология» Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой, 2012 года.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Цель программы: создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия, овладения приёмами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучения свойств различных материалов и правил работы с ними.
Основные задачи: сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере.
Место курса в учебном плане.
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ .Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты. (1 час)
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Что такое технология. (1 час)
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: «технология».
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. (1 час)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. (2 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: «композиция».
Изделие «Мудрая сова».
Растения. (2 часа)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие»,
Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: «проект».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Бумага. (1 час)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделие. Закладка из бумаги
Насекомые. (1 час)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты».
Дикие животные. (1 час)
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Новый год. (1 час)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «украшение на окно»
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».
Изделие: « Домик из веток».
Посуда. (2 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: «сервировка», «сервиз».
Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель»
Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
«Человек и вода» 3 часа
Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада».
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода. (1 час)
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. (1 час)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: «флюгер».
Изделие: «Вертушка»
Полеты птиц. (1 час)
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Изделие: «Попугай»
Полеты человека. (1 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация - 3 часа.
Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера. Правила движения.1 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
Понятия: «компьютер», «интернет»
Тематическое планирование
Ниже приводится тематическое планирование по учебникам «Технология» (авт. Роговцева Н.И. и др.)
1 класс (33 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья
Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков).
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить ее в знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму).
Материалы и инструменты. (1 час)
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты».
Организация рабочего места.
Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.
Что такое технология. (1 час)
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: «технология». Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности. (чему научатся).
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. (1 час)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями.
Пластилин. (2 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: «композиция».
Изделие «Мудрая сова».
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога».
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Составлять план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога» Осмысливать значение бережного отношения к природе.
Растения. (2 часа)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие»,
Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: «проект».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую работу по получению и сушке семян.
Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.
Бумага. (1 час)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.
Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделие. Закладка из бумаги. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
Насекомые. (1 час)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты». Использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина.
Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога».
Дикие животные. (1 час)
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»
Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.
Новый год. (1 часа)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия.
Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «украшение на окно»
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план, используя «Вопросы юного технолога»; распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия.
Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок». Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий.
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека.
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».
Изделие: « Домик из веток». Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана.
Посуда. (2 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: «сервировка», «сервиз».
Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом.
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.
Изделие: « Торшер».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Выбирать удобный для себя план работы над изделием.
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул» Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры.
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель»
Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью,
Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой»,
« Медвежонок»,
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)
текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение.
Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.
Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека.
Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей.
Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка». Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки.
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте.
«Человек и вода» 3 часа
Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений.
Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями.
Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада».
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
Питьевая вода. (1 час)
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.).
Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления.
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги.
Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами.
Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Проект: «Речной флот»,
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами»
Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия.
Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приемы техники «оригами». Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов.
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. (1 час)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: «флюгер».
Изделие: «Вертушка» Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия по собственному замыслу.
Полеты птиц. ( 1 час)
Знакомство с видами птиц.
Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Изделие: «Попугай» Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги».
Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе.
Полеты человека.( 1 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.
Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план.
Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.).
Человек и информация-3часа.
Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»,
Осуществлять поиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
Осваивать способы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы) .Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие детали. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия
Определять необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.
Важные телефонные номера, Правила движение.1 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.
Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности). Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
Понятия: «компьютер», «интернет»
Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера.
Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №6»
ПринятоУтверждаюПедагогическимсоветомДиректорО.В.ИнякинаПротокол № __ Приказ № ___
от «___» _________ 2015г.
от «___» ________ 2015г. Календарно-тематическое планирование предмета
«Технология»
1 класс
на 2016 – 2017учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
Календарно-тематическое планирование.
№
п/пКоличество часов Тема Основное содержание учебного предмета Планируемы результаты Дата
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные
результаты Давайте познакомимся (3 ч)
1
(1) 1 Как работать с учебником.
Я и мои друзья.
Уч. стр. 1-7
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Понимать значимость предмета «Технология» в жизни. Контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике и рабочей тетради.
Освоение знаний о содержании предмета, об условных и графических обозначениях, умение получать информацию в знаковой форме.
Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы. Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, записывать символами информацию (заполнять анкету). 2
(2) 1 Материалы и инструменты.Организация рабочего места.
Правила безопасной работы.
Уч. стр. 8-10
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места.
Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации. Учащиеся научатся различать и называть инструменты и приспособления, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. 3
(3) 1 Что такое технология.
Уч. стр. 11-12
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Общее понятие о материалах, их происхождении. Понимать роль трудовой деятельности в развитии общества. Оценивать качество и уровень усвоения знаний.
Соотнесение связи человека с природой и предметным миром.
Слушать учителя и сверстников, вступать с ними в диалог. Учащиеся узнают о видах деятельности человека. Человек и земля (21 ч)
4
(1) 1 Природный материал. Изделие:
«Аппликация
из листьев».
Уч. стр. 14-16 Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Соблюдать правила безопасного и здорового образа жизни. Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления.
Обобщать известную информацию.
Слушать учителя и сверстников. Учащиеся научатся заготавливать природный материал и подготавливать его к работе, выполнять поделку из природного материала. 5
(2) 1 Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Уч. стр. 17-21 Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу. Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Работать в паре. Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. 6
(3) 1 Пластилин. Работа с природным материалом. Изделие:
«Мудрая сова».
Уч. стр. 22-23 Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу. Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.
Работать в паре. Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. 7
(4) 1 Растения.
Получение и сушка семян.
Уч. стр. 24-27
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Анализировать объекты с целью выделения признаков.
Сотрудничать с одноклассниками. Учащиеся научатся получать семена растений. 8
(5) 1 Проект «Осенний урожай».
Изделие: «Овощи из пластилина».
Уч. стр. 28-31
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Подготовка материалов к работе. Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Анализировать объекты с целью выделения признаков.
Сотрудничать с одноклассниками. Учащиеся научатся приемам работы с пластилином. 9
(6) 1 Бумага. Изделие:
«Закладка
из бумаги»
Уч. стр. 32-39
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблоном, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами. 10
(7) 1 Насекомые.
Работа с пластилином и природным материалом. Изделие: «Пчелы и соты».
Уч. стр. 40-41 Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, формообразование деталей, сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Виды и способы соединения деталей. Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним. Планировать свою деятельность.
Осуществлять поиск информации.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество. Учащиеся научатся приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина. 11
(8) 1 Дикие животные.
Проект коллаж
«Дикие животные».
Уч. стр. 42-45
Общее понятие о материалах, их происхождении. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Выполнять поиск информации.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество (проектная деятельность). Учащиеся научатся новым приемам лепки из пластилина, составлять коллаж. 12
(9) 1 Природный материал. Изделие:
«Аппликация
из листьев».
Уч. стр. 14-16 Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.
Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.
Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения. 13
(10) 1 Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Уч. стр. 17-21 Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. 14
(11) 1 Пластилин. Работа с природным материалом. Изделие:
«Мудрая сова».
Уч. стр. 22-23 Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Результат проектной деятельности — изделия. Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения. 15
(12) 1 Растения.
Получение и сушка семян.
Уч. стр. 24-27
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к природе. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений.
Слушать учителя, одноклассников. Учащиеся научатся различать домашних животных, новым приемам работы с пластилином. 16
(13) 1 Проект «Осенний урожай».
Изделие: «Овощи из пластилина».
Уч. стр. 28-31
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.
Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. Учащиеся научатся делать макет дома из гофрированного картона. 17
(14) 1 Бумага. Изделие:
«Закладка
из бумаги»
Уч. стр. 32-39
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Относить предмет к группе на основе заданного признака.
Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров. Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. 18
(15) 1 Посуда.
Проект «Чайный сервиз»
Уч. стр. 59- 60
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Относить предмет к группе на основе заданного признака.
Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров. Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом. 19
(16) 1 Свет в доме.
Изделие: «Торшер».
Уч. стр. 62-65
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления.
Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации. Учащиеся научатся вырезать детали круглой формы. 20
(17) 1 Мебель.
Изделие: «Стул»
Уч. стр. 66-68
Изделие, деталь изделия (общее представление). Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности. Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Учащиеся научатся размечать детали из бумаги, пользоваться копировальной бумагой. 21
(18) 1 Одежда. Ткань.
Нитки. Изделие:
«Кукла
из ниток»
Уч. стр. 69-73
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. Учащиеся научатся выполнять поделку из ниток. 22
(19) 1 Учимся шить.
Выполняем швы. Изделие:
«Закладка с вышивкой»
Уч. стр. 74-77
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Ориентироваться на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков.
Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог. Учащиеся научатся выполнять простейшие швы. 23
(20) 1 Учимся шить.
Пришиваем пуговицы.
«Медвежонок»
Уч. стр. 78-81
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
С вниманием относиться к своему внешнему виду. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков.
Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог. Учащиеся научатся пришивать пуговицы. 24
(21) 1 Передвижение по земле.
Работа с конструктором. Изделие:
«Тачка».
Уч. стр. 82-88 Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).Овладение культурой поведения и общения. Планировать и последовательно выполнять работу.
Соблюдать последовательность и правильность технологических операций.
Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения. Учащиеся научатся приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора. Человек и вода (3 часа)
25
(1) 1 Вода в жизни человека.
Вода в жизни растений.
Проращивание семян.
Уч. стр. 89-95 Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля).Проявлять интерес к окружающему миру, понимать необходимость бережного отношения к воде. Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.
Осуществлять поиск информации в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество. Учащиеся научатся производить посадку семян. 26
(2) 1 Питьевая вода.
Изделие: макет из бумаги и природного материала «Колодец».
Уч. стр. 96-97 Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Проявлять интерес к изучению окружающего мира. Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. Учащиеся научатся делать макет колодца. 27
(3) 1 Передвижение по воде. Проект: «Речной флот». Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Уч. стр. 98-102 Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Проявлять интерес к изучению окружающего мира. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, проговаривать в слух последовательность производимых действий.
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учащиеся научатся различать виды водного транспорта, выполнять изделия из бумаги. Человек и воздух (3 часа)
28
(1) 1 Использование ветра.
Изделие из бумаги: «Вертушка»
Уч. стр. 103-106 Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Проявлять интерес к изучению окружающего мира. Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательность технологических операций.
Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог. Учащиеся научатся выполнять изделие «Вертушка». 29
(2) 1 Полеты птиц.
Изделие: «Попугай»
Уч. стр. 107-109
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.) Понимать, что охрана природы – это дело каждого человека, соблюдать основные моральные нормы поведения. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона.
Осуществлять поиск информации.
Задавать вопросы на понимание и уточнение, допускать существование различных точек зрения. Учащиеся научатся выполнять мозаику в новой технике. 30
(3) 1 Полеты человека.
Изделие: «Самолетик», «Парашют».
Уч. стр. 110-114
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Адекватное эмоционально-оценочное отношение к сверстникам. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа.
Работать в группе. Учащиеся научатся проводить эксперимент с бумагой и делать выводы. Человек и информация (3часа)
31
(1) 1 Способы общения.
«Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»
Уч. стр. 115-119 Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникацион-ной деятельности. Ориентироваться в информационном пространстве.
Понимать вопросы, в соответствии с ними строить ответы.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учащиеся научатся использовать различные способы и материалы для передачи всевозможной информации. 32
(2) 1 Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие:
«Составление маршрута безопасного движения от дома до школы».
Уч. стр. 120-121 Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникацион-ной деятельности. Ориентироваться в информационном пространстве.
Получать и сохранять информацию в знаковой форме.
Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.
Учащиеся научатся ориентироваться в информации различного вида. 33
(3) 1 Компьютер.
Уч. стр. 122-124
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Адекватно оценивать собственные учебные достижения на основе выделенных критериев. Ориентироваться в информационном пространстве.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств.
Участвовать в совместной учебной работе. Учащиеся научатся находить источники информации в Интернете. Учебно-методическое обеспечение
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2012.
2.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2012.
3.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Рабочая тетрадь для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2012.
4. Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть".
5. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В.А.Мотылева.Комплекты тематических таблиц
Технология обработки ткани
Технология. Обработка бумаги и картона-1
Технология. Обработка бумаги и картона-2
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).