Рабочая учебная программа по технологии для 2-го класса (срок реализации — 1 год)
тематическое планирование
№ п/п Дата Темаурока
(страницы учебника) Тип урока Виды, характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты обучения личностные результаты
предметные результаты метапредметные результаты 1 2 3 4 5 6 7 8
Здравствуй, дорогой друг
1 Здравствуй, дорогой друг. Как работать
с учебником
(с. 3–6) Урок открытия новых знаний. «Узнаем новое». Словарная работа: технология. Беседа о том, что изучают и делают на уроках технологии. Чтение текста в учебнике (с. 3): обращение «Здравствуй, дорогой друг». Рассматривание учебника и рабочей тетради. Коллективный обмен мнениями об учебнике. Знакомство с условными обозначениями, структурой учебника. Как работать с учебником (работа с текстом на с. 4).
«Делаем сами». Беседа о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии. Изучение правил Познакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью к нему, повторят знания, полученные в 1 классе (материалы
и инструменты, приемы работы
с бумагой, пластилином, природными материалами, способами соединения деталей в изделии; правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инстру- Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному
и оперативному ориентированию
в учебнике и рабочей тетради; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов.
Познавательные:общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме о материалах и ин-
струментах, правилах работы с ин-
струментами и шаблонами; логические – осуществляют поиск инфор- Рассуждение на тему «Что мы будем делать на уроках технологии
в этом учебном году?». Творческое задание. Создание собственной композиции для украшения папки достижений
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
безопасной работы с инструментами. Анализируют изделия по заданному плану.
ментами, правила разметки); правила работы
с шаблонами.
Научатся украшать папку достижений аппликацией из геометрических фигур мации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разнообразии способов украшения изделий.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию
к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие выполняемых изделий Человек и земля
2 Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»
(с. 8–9) Практическая работа Беседуют о том, чем питались наши предки и как добывали себе пищу.
«Учимся новому». Беседуют
о деятельности человека
на земле. Работают с текстом учебника (с. 9): профессии, связанные с земледелием. Узнают о профессиональной деятельности садовода и овощевода.
Понимают значимость профессиональной деятельности садовода
и овощевода.
Освоят технологию выращивания лука в домашних условиях.
Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, Исследовательская работа: наблюдение за ростом растения
и оформление записей о происходящих изме-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Игра «Овощи и фрукты». Рассказ учителя о применении и пользе лука.
«Делаем сами». Инструктаж по охране труда. Последовательность работы (учебник, с. 8–9). Выполнение практической работы. Оформление записи в дневнике наблюдений.
«Подведем итоги». Обсуждение и оценка результатов выполненной работы Научатся искать информацию
и анализировать ее, проводить наблюдения, оформлять их результаты делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о земледелии, его значении в жизни человека, и анализируют ее.
Коммуникативные: умеют составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода.
Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода, сориентированы на уважительное отношение к их труду нениях. Составление рассказа о профессиях садовода
и овощевода
3 Посуда. «Корзина с цветами»
(с. 10–
15) Комбинированный урок «Путешествуем во времени». Работа с учебником. История посуды, ее виды, назначение и материалы, из которых ее делают. Словесно-иллюстративный рассказ о способах хранения продуктов в разные времена.
«Учимся новому». Коллективное обсуждение: спосо- Узнают суть понятий «керамика»
и «глазурь».
Закрепят знания
о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, о рациональных приемах разметки бу- Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулиро- Устное сочинение
о том, как хранили продукты раньше
и хранят сейчас. Творческое зада-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
бы изготовления посуды
и ее украшения. Словарная работа: керамика, глазурь.
Беседа о профессии гончара, мастера-корзинщика.
«Делаем сами». Организация рабочего места. Анализ изделия по заданному алгоритму. Последовательность работы над изделием. Демонстрация приемов работы над изделием (наматывание ниток на картон). Изготовление поделки «Корзина с цветами».
маги с помощью шаблонов, приемах наматывания. Сформируют умения грамотно составлять композицию. Научатся составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками, различать виды ниток.
Получат опыт подготовки и обмотки шаблонов вать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о посуде, ее видах, материалах, из которых она изготавливается; анализируют план плетения корзины, выделяя основные этапы и приемы ее изготовления.
Коммуникативные: умеют составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике о способах изготовления посуды из глины, профессиях гончара и мастера-корзинщика.
Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности гончара и мастера-корзинщика, сориентированы на уважительное отношение к их труду ние: создание собственной композиции «Корзина с цветами»
4 Посуда. Работа
с пластичными материалами Практическая работа «Учимся новому». Беседа «Прогулка по лесу» (о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, правилах поведения в лесу, возможном использовании лесных грибов, ягод). Познакомятся
с правилами поведения в лесу, повторят материал
о свойствах пластилина. Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, самостоятельно планировать (с опорой на слайдовый план), контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Исследовательская работа: нахождение материала
о съедобных
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
(пластилин). Композиция «Семейка грибов на поляне»
(с. 16–
17) «Делаем сами». Анализ композиции. Приемы работы с пластилином. Самостоятельное планирование собственной деятельности.
«Подведем итоги». Выставка работ. Обсуждение результатов выполненной работы Закрепят умение работать по плану. Научатся отличать съедобные и несъедобные грибы, воспроизводить реальный образ предмета (гриба), составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану, проявлять творческую фантазию через самостоятельное оформление изделия определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют строить понятное монологическое высказывание, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме (о соотношении размеров деталей в композиции); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о лесных грибах и ягодах; анализируют план работы над композицией, выделяя основные этапы и приемы ее изготовления.
Коммуникативные: умеют составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике о съедобных и несъедобных грибах, правилах поведения в лесу.
Личностные: сориентированы на любовь и бережное отношение к природе и ядовитых грибах, рецептах приготовления блюд из грибов.
Составление рассказа о грибах, правилах поведения в лесу
(на основе собственного опыта и наблюдений)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
5 Работа
с пластичными материалами (тестопластка).
Посуда. Магнит из теста (с. 17–
23) Комбинированный урок «Учимся новому». Тесто как пластичный материал. Беседа об обычном, кули-нарном применении теста. Работа с таблицей «Сравнение свойств пластичных материалов».
«Путешествуем во времени». Работа с учебником
(с. 17). «Как в древности получали муку».
«Учимся новому». Беседа «Современное производст-
во хлебобулочных изделий».
Игра «Что делает пекарь
и кондитер» (по учебнику,
с. 18–19). Беседа «Что ты знаешь о национальных блюдах?». Работа с учебником
(с. 20)
«Делаем сами».Тестопластика: история, декоративные возможности материала. Приготовление теста. Коллективный анализ изделия. Работа с учебником
(с. 21–22). Порядок работы над изделием. Изготовление магнитика из теста. Познакомятся
с профессиями пекаря, кондитера. Расширят представление о видах пластичных материалов и работе
с ними. Совершенствуют навыки лепки. Научатся сравнивать материалы по предложенным критериям, различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста, проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.
Освоят способ приготовления соленого теста и приемы работы с ним Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные:общеучебные – умеютосознанно и произвольно высказываться в устной форме о пластичных материалах, профессиях пекаря и кондитера, съедобных и несъедобных грибах, формулировать ответы на вопросы учителя; использовать образную речь при описании блюд из теста; логические – умеют формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (национальные блюда из теста).
Коммуникативные: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о профессиях пекаря и кондитера.
Творческое задание: составление рассказа о национальных блюдах, приготовленных из теста, профессиях «кондитер» и «пекарь»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
6 Проект «Праздничный стол».Работа
с пластичными материалами (глина или пластилин).
Композиция
из пластилина или глины
(с. 22–23) Урок-викторина «Проверим себя».Викто-
рина «Что ты знаешь о посуде?». Игры: «Определи на ощупь», «Нарисуй посуду разного цвета» и т. д.
«Делаем сами». Работа с учебником (с. 22–23). Проект «Праздничный стол». Распределение по группам. Обсуждение композиции. Анализ формы изделия. Работа с учебником. Составление плана изготовления изделия. Ответы на вопросы юного технолога (учебник, с. 6). Работа над проектом.
«Подведем итоги». Презентация работ Освоят технику изготовления изделия из пластичных материалов. Научатся сравнивать свойства пластичных материалов, анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы, составлять план изготовления изделия по иллюстрации в учебнике, выбирать необходимые инструменты и приспособления, приемы работы Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, анализируют форму и вид изделия, определяют последовательность выполнения работ.
Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, осуществлять совместную практическую деятельность.
Работа над проектом. Творческое задание: выполнить композицию из пластилина (глины) по теме «Праздничный стол»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
7 Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше
(с. 24–
25) Урок открытия новых знаний «Путешествуем во времени». Работа с учебником: чтение текста (с. 24).
Рассказ учителя о хохломском промысле и особенностях хохломской росписи.
Беседа «Значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, истории родного края, сохранения народных традиций».
«Учимся новому». Работа
с учебником (с. 24). Орнамент, его виды. Коллективное обсуждение. Особенности хохломского орнамента.
«Делаем сами». Техника папье-маше. Работа с учебником (с. 25). План изготовления изделия. Изготовление изделия. Познакомятся:
с особенностями хохломской росписи, технологией изготовления изделий из папье-маше, отделкой изделия в виде орнамента, видами декоративно-прикладного искусства.
Закрепят умения
и навыки работы
с бумагой, навыки росписи посуды, работы с карандашом, ножницами, кистью.
Овладеют технологией изготовления изделий изпапье-маше. Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу; умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях народного промысла «Хохломская роспись»; умеют анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, наблюдать и выделять в процессе рассматривания объектов особенности хохломской росписи.
Коммуникативные: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы
с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов.
Исследовательская работа: особенности хохломского орнамента. Нахождение ответа на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?». Творческое задание: разработка узора для украшения изготовленнойпосуды
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
8 Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Кухонная доска «Городецкая роспись»
(с. 26–
27) Комбинированный урок «Путешествуем во времени». Работа с учебником: чтение текста о городецкой росписи (с. 26). Беседа по иллюстрациям в учебнике
и изделиям.
«Учимся новому». Беседа «Особенности городецкой росписи».
«Делаем сами». Коллективный анализ изделия. Техника аппликации из бумаги. Последовательность работы над изделием. Подготовка шаблонов. Составление композиции.
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение выполненных работ Познакомятся
с особенностями городецкой росписи, ее историей.
Расширят представления о народном творчестве.
Научатся анализировать предметы прикладного искусства и экономно расходовать материалы, отличать городецкую роспись от хохломской, составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи. Закрепят умение работы с шаблоном Регулятивные: умеют составлять план выполнения работ на основе слайдового плана, контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода об особенностях городецкой росписи; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о сути термина «имитация».
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, использовать образную речь при описании орнаментов.
Исследовательская работа. Поиск ответа на вопрос: «Чем городецкая роспись отличается от хохломской?». Творческое задание. Составление композиции, имитирующей городецкую роспись, из деталей
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
9 Народные промыслы.Дымка. Работа
с пластичными материалами (пластилин).
Дымковская игрушка
(с. 28–
29) Урок открытия новых знаний «Учимся новому». Работа
с учебником: чтение текста
(с. 28). Беседа о дымковском промысле.
Рассматривание мультимедийной презентации и дымковской игрушки.
Коллективный обмен мнениями об особенностях промысла. Работа по таблице «Последовательность лепки дымковской игрушки».
«Делаем сами». Самостоятельный анализ изделия.
Планирование работы над поделкой с опорой на план работы, изложенный в учебнике (с. 29). Изготовление фигурки лошади.
Познакомятся с основными элементами дымковской росписи.
Закрепят навыки
и приемы лепки, знания о свойствах пластилина.
Научатся различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись, применять их в своей работе. Освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединения деталей из пластилина Регулятивные: умеют самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определения материалов, инструментов и приемов работы; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, использовать образную речь при описании орнаментов.
Исследовательское задание: выявить особенности создания дымковской игрушки и элементов декора. Устное сочинение-описание
дымковской игрушки
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
10 Народные промыслы. Работа
с текстильными материалами (апплицирование).
Матрешка
(с. 30–
32) Комбинированный урок «Проверим себя». Опрос «Назови народные промыслы по изделиям».
«Учимся новому». Работа
с учебником: чтение стихотворения В. Берестова (с. 30); объяснение, как учащиеся понимают его. Словесно-иллюстративный рассказ о матрешке, истории ее появления. Знакомство с профессиями резчика по дереву и игрушечника. Работа с учебником: чтение текста (с. 32). Беседа о способах создания игрушки, материалах, элементах росписи. Работа с таблицей «Процесс изготовления матрешек».
«Делаем сами». Анализ изделия по определенному плану (материалы, приемы работы, возможные варианты его использования).
Последовательность изготовления поделки. Ответы на вопросы юного технолога (учебник, с. 6).
Закрепят знания
об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью. Познакомятся с историей матрешки. Научатся различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал. Усвоят последовательность изготовления матрешки Регулятивные: умеют составлять план выполнения работ на основе слайдового плана, контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек; умеют сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов, наблюдать и выделять в процессе рассматривания матрешек особенности их росписи, анализировать способ создания.
Творческая работа. Создание собственной композиции для украшения матрешки. Рассказ
о том, что особенно поразило
в первой встрече
с творчеством народных мастеров-матрешечниковПродолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
11 Народные промыслы. Работа
с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня»
(с. 33) Урок открытия новых знаний «Путешествуем во времени». Беседа с учащимися «Где зародились ремесла?».
«Учимся новому». Беседа
по теме «Деревенские постройки. Изба».
«Делаем сами». Анализ изделия по определенному плану (материалы, приемы работы, возможные варианты его использования).
Беседа о технике рельефной картины и способах получения новых цветовых оттенков. Коллективный анализ композиции: пейзаж «Деревня». Устное описание композиции. Составление плана изготовления изделия.
Закрепят знания
о приемах работы с пластилином, приемы создания тематической композиции.
Научатся анализировать образец пейзажа и на его основе создавать собственный эскиз, соблюдать пропорции при изображении перспективы, создавать цветовые оттенки путем смешивания пластилина. Освоят технику рельефной картины с использованием пластилина Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рельефной картины; умеют анализировать образец пейзажа и создавать на его основе собственный эскиз.
Коммуникативные: участвуют
в обсуждении использования выразительных средств в создаваемой картине; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Творческая работа. Создание эскиза собственной композиции на тему «Деревня». Устное сочинение-описание собственной композиции.
Сочинение-рассуждение «Чем жизнь в деревне отличается
от жизни
в городе?»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
12 Домашние животные
и птицы. Человек и лошадь. Работа
с картоном. Конструирование «Лошадка»
(с. 34–
36) Урок открытия новых знаний «Учимся новому». Словесно-иллюстративный рассказ о значении лошади
в жизни человека. Беседа
о профессиях людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных. Работа с учебником
(с. 34).
«Делаем сами». Коллективное рассуждение о понятии «конструкция». Коллективный анализ изделия.
Работа с таблицей «Технологическая карта “Лошадка”».
Изготовление поделки.
Узнают о профессиях людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных, значении лошадей
в жизни людей. Закрепят навыки разметки по шаблону. Освоят способ создания подвижных игрушек.
Научатся работать с иглой и шилом, выполнять аппликацию на деталях изделия, выполнять подвижное соединение Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о значении лошадей в жизни людей; умеют делать анализ изделия по заданному алгоритму.
Коммуникативные: умеют участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Рассказ
о значении лошадей в жизни людей
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
13 Домашние животные
и птицы. Работа с природными материалами.
Мозаика
«Курочка из крупы»
(с. 37–
39) Комбинированный урок «Учимся новому». Беседа
о домашних птицах. Работа
со словарем. Знакомство
с понятием «инкубатор».
«Делаем сами». Беседа
о природных материалах.
Игра «Назови вид крупы,
из которой сделана поделка». Анализ изделия по заданному алгоритму. Составление последовательности работы над поделкой. Приемы разметки с помощью кальки. Изготовление поделки.
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ (вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции, придуманный способ применения).
Узнают, как ухаживают за домашними птицами. Освоят способы и приемы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена
и т. д.). Научатся составлять тематическую композицию, выполнять аппликацию в технике мозаики, использовать
в аппликации различные виды круп, особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов, экономно расходовать материалы, составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы, находить в словаре
и объяснять значение новых слов Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществляют поиск информации из разных источников; умеют выполнять анализ изделия по заданному алгоритму.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Составление рассказа об уходе за домашними птицами
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
14 Работа
с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» Практическая работа «Путешествуем во времени». Беседа о деревенском дворе. Чтение стихов по теме.
«Учимся новому». Работа
с учебником (с. 41): «Назови профессию». Знакомство
с понятием «развертка».
Рассказы учащихся о животных, их значении в жизни людей.
«Делаем сами». Самостоятельный анализ изделий. Составление последовательности работы над изделием. Изготовление объемного изделия на основе развертки (индивидуальная работа). Составление тематической композиции из фигурок (коллективная работа).
«Подведем итоги». Презентация выполненных композиций с использованием малых фольклорных жанров и иллюстраций Узнают суть термина «развертка». Научатся обсуждатьплан изготовления изделия, представлять и оцениватьготовое изделие, составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основеиллюстративного материала, конструироватьобъемные геометрические фигуры животных из разверток, самостоятельно делать анализ и планирование, создавать и оформлятьтематическую композицию. Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о значении животных в жизни людей; умеют делать анализ изделия по заданному алгоритму, конструировать объемные геометрические фигуры из разверток.
Составление рассказа о значении животных в жизни людей, об уходе
за ними
на основе иллюстративного материала
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
15 Новый год.
Работа
с различными материалами. Елочные иг-
рушкииз яиц
(с. 42–
44) Комбинированный урок «Проверим себя». Беседа «Как мы готовимся к Новому году».
«Учимся новому». Словесно-иллюстративный рассказ об истории празднования Нового года.
«Делаем сами». Анализ изделий (по группам: 1-я – проводит анализ карнавальной маски, 2-я – елочной игрушки). Симметричные детали и способы их раскроя.
Работа с учебником: «Как подготовить яйцо». Составление плана работы с опорой на слайдовый план
в учебнике.
Научатся использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей, выбирать приемы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма, придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно создавать разные изделия на основе одной технологии. Освоят при изготовлении елочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе
и технику работы
с целой яичной скорлупой Регулятивные: умеют составлять план выполнения работ, контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи елочных игрушек из яичной скорлупы, видах новогодних масок.
Составление рассказа об истории возникновения елочных игрушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
16 Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция«Изба» или «Крепость»
(с. 45–
48) Урок открытия новых знаний «Путешествуем во времени». Работа с учебником: чтение текста о деревянном зодчестве и рассматривание иллюстраций (с. 45).
«Учимся новому». Словесно-иллюстративный рассказ о конструкции избы. Беседа о профессиях, связанных со строительством.
Работа с учебником (с. 46):
«С какими инструментами
и материалами работает плотник».
«Делаем сами». Словесно-иллюстративный рассказ об объемных аппликациях. Сравнение плоской и объемной аппликаций. Анализ изделия. Последовательность работы над изделием.
Техника «кракле». Мозаика
из яичной скорлупы. Изготовление поделки одним из способов (по выбору учителя).
Понимают значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Научатся сравнивать избу с домами, которые строятся
в местности проживания, приемам работы с бумагой, разметке деталей сгибанием и скручиванием на карандаше, применять навыки изготовления мозаики при работе с яичной скорлупой,сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов, способ достижения эффекта объемности в аппликации.
Закрепят умения выполнятьразметку деталей по шаблону. Освоят технику «кракле» Регулятивные: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректироватьсвою работу по слайдовому плану (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников (значения новых понятий); умеют сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов, наблюдать и выделять в процессе рассматривания поделок особенности их создания.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о конструкции избы, слушать и понимать высказы-
вания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации,
самостоятельно делать выводы, срав-
ниваяизбу с современными домами. Составление рассказа о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений.
Творческое задание.
По собственному
замыслу оформить контур изделия при помощи фломастеров
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
17 В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон «Домовой»
(с. 49–
51) Комбинированный урок «Путешествуем во времени». Работа с учебником
(с. 49). Убранство избы. Беседа о профессии столяра. Рассматривание иллюстраций с изображением мебели. Беседа о домовом, поверьях, связанных с ним.
«Учимся новому». Знакомство с циркулем. Демонстрация безопасных приемов работы с циркулем. Построение линий окружности с помощью циркуля.
«Делаем сами». Анализ изделия. Помпон: приемы изготовления и применение. Демонстрация приемов изготовления помпона и его оформления. Работа с таблицей «Планирование работы». Изготовление поделки. Освоят правила работы с циркулем. Научатся использоватьциркуль для выполнения разметки деталей изделия, соблюдать правила безопасной работы с циркулем, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций) Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о традициях оформления избы, встречи гостей; умеют сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приема гостей у разных народов России.
Коммуникативные: умеют участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Составление рассказа о культурных традициях своего народа, связанных
с оформлением жилища и встречей гостей
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
18 Проект «Убранство
избы».
Работа
с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. «Русская печь»
(с. 52–
54) Практическая работа «Учимся новому». Работа
с учебником: чтение текста
о роли печи в жизни человека (с. 52). Рассматривание иллюстраций и беседа
о конструкции печи и ее частях. Прослушивание рассказов учащихся о печной утвари. Знакомство с профессией печника, инструментами и материалами, используемыми при кладке печи (по иллюстрациям и собственным наблюдениям). Беседа «Образ печи в сказках».
«Делаем сами». Анализ изделия. Последовательность работы над изделием.
Демонстрация приемов лепки из пластилина дополнительных элементов. Лепка русской печи из пластилина. Познакомятся с профессией «печник». Научатся анализироватьиллюстрацию учебника и выделятьосновные элементы убранства избы, конструкцию изделия (печи) по иллюстрации учебника, выделятьдетали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы, самостоятельно составлятьплан выполнения работы, использоватьумения работать
с пластилином, организовыватьрабочее место, оформлять изделие по собственному замыслу (возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона); презентовать композицию по специальной схеме Регулятивные: умеют анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об убранстве русской избы и конструкции русской печи; умеют сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога», слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов.
Составлениерассказа об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
19 Проект «Убранство
избы». Работа
с бумагой. Плетение «Коврик»
(с. 54–
55, 58) Комбинированный урок «Путешествуем во времени». Заслушивание сообщений учащихся об убранстве древнерусской избы.
«Учимся новому». Беседа
о коврах как элементе убранства дома. Работа
с текстом (с. 58). Из чего состоит ткань? Рассматривание образцов. Ответы на вопрос: «Как переплетаются нити в ткани?». Словарная работа: основа и уток.
«Делаем сами». Анализ изделия. Последовательность работы над изделием.
Изготовление поделки.
Узнают, из чего состоит ткань, суть терминов «основа», «уток», «переплетение».
Научатся анализироватьструктуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений,выполнятьразные виды переплетения бумаги, создаватьузор по своему замыслу.
Освоятновый вид работы – переплетение полос бумаги. Закрепят умение выполнять разметку деталей (основы
и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о структуре тканей, анализировать варианты переплетений нитей в ткани, определять их вид; логические – осуществляют поиск информации, расширяющей и дополняющей представление о видах и способах переплетений, из разных источников,
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Творческая работа. Составление собственного узора коврика. Устный рассказ-описание своей поделки
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
20 Проект «Убранство избы». Работа
с картоном. Конструирование «Стол
и скамья»
(с. 56–
57) Урок открытия новых знаний «Учимся новому». Беседа
о мебели – неотъемлемой части любого дома. Устное описание мебели в древнерусском доме. Просмотр мультимедийной презентации по теме.
«Делаем сами». Анализ изделия (групповой или индивидуальный). Последовательность работы над изделием. Выполнение творческой работы: конструирование и изготовление моделей скамейки и стола, составление композиции «Внутреннее убранство русской избы».
«Подведем итоги». Выставка работ. Презентация работ с рассказом о получившейся комнате. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. Работа с учебником (с. 57). Чтение стихов, ответы на вопросы Научатся анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления, соблюдатьпоследовательность технологических операций при конструировании, самостоятельно составлять композицию и презентоватьее, использовать в презентации фольклорные произведения.
Закрепят умения работать с бумагой, ножницами.
Овладеют способами экономного
и рационального расходования материалов Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, составляя рассказ об убранстве избы, видах мебели, организовывать свое творческое пространство; логические – осуществляют поиск необходимой информации, дополняющей
и расширяющей имеющиеся представления о традиционной для русской избы мебели; умеют сравнивать ее с традиционной мебелью жилища региона проживания, анализировать конструкцию.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Устное описание разных видов мебели в древнерусском доме.
Сочинение-рассказ о получившейся комнате
в русской избе. Творческая работа. Составление композиции «Внутреннее убранство русской избы»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
21 Народный костюм.
Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица»
(с. 58–
62) Урок открытия новых знаний «Учимся новому». Беседа «Народный костюм как часть культуры, отражающий ее особенности». Работа с текстом в учебнике
(с. 59–61), рассматривание иллюстраций. Коллективный поиск ответов на вопросы: «Какие части одежды должны составлять народный костюм? Из чего изготовлены предметы национальной одежды?». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы о видах волокон, способах их получения. Рассматривание образцов натуральных тканей, используемых для изготовления национального костюма. Коллективный поиск ответа на вопрос: «Какие внешние признаки имеют ткани из натуральных волокон?». Исследование: особенности национального костюма региона проживания и соотнесение их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор).
Узнают о видах, свойствах и составе тканей, принципах обработки волокон натурального происхождения. Научатся определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон, анализироватьдетали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически, выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций.
Освоят приемы плетения косички в три нити Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о национальном костюме народов России; умеют делать анализ изделия по заданному алгоритму. Устное сочинение-описание народного костюма. Исследование: особенности национального костюма региона проживания и соотнесение их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
22 Народный костюм.
Работа
с бумагой. Аппликационные работы
«Костюмы для Ани
и Вани» (с. 63–
64) Комбинированный урок «Учимся новому». Беседа
«О чем может рассказать одежда». Словесно-иллюстративный рассказ «Мужской и женский национальный костюм: элементы, способы украшения». Коллективный поиск ответа на вопрос: «Что общего в женском и мужском национальном костюме?».
«Делаем сами». Анализ изделия по заданному алгоритму. Работа с текстом в учебнике (с. 63) о правилах разметки ткани. Демонстрация приема создания выкроек. Работа с технологической картой. Последовательность работы над изделием. Придумывание костюма. Создание выкроек. Изготовление национального костюма (мужского, женского) в технике аппликации из ткани.
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение
результатов выполненной
работы Закрепятправила разметки ткани
с помощью шаблона, умения изготавливатьвыкройки. Научатся моделироватьнародные костюмы на основе аппликации из ткани, использовать для отделки различные виды материалов (тесьму, мех,
бусины, пуговицы и др.).
Освоят элементы художественного труда (оформление национального костюма в соответствии с выбранным образцом) Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и технологической карте, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные:общеучебные – умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи, анализировать особенности национального костюма своего края (определяют его характерные особенности – цвет, форму, способы украшения и др.); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников);умеют сравнивать и находитьобщее и различия в женском и мужском национальных костюмах.
Создание национального костюма и варианта его украшения по собственному замыслу
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
23 Работа
с ткаными материалами. Шитье «Кошелек»
(с. 65–
66) Комбинированный урок «Учимся новому». Сообщение теоретических сведений: шов и его виды. Выполнение задания в рабочей тетради. Беседа о видах ниток.
«Делаем сами». Демонстрация приемов выполнения шва «через край». Тренировочные упражнения по выполнению косых стежков. Анализ изделия по заданному алгоритму. Работа с учебником (с. 66). Последовательность работы над изделием. Изготовление изделия «Кошелек».
«Подведем итоги». Выставка работ. Составление отчета по рубрике «Вопросы юного технолога» (учебник, с. 6). Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Научатся выполнятьстрочку косых стежков (шов «через край»), выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку, использоватьумение пришивать пуговицы разными способами, соединять детали изделия строчкой косых стежков. Закрепят правила работы иглой, умение организовыватьрабочее место в зависимости
от вида работы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оцениватьработу по заданным критериям.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах ниток и их назначении.
Творческая работа. Украшение изделия по собственному замыслу
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
24 Работа
с ткаными материалами. Шитье. Тамбурные стежки. «Салфетка»
(с. 67–
70) Комбинированный урок «Учимся новому». Словесно-иллюстративный рассказ об истории вышивки. Рассматривание образцов вышивок с целью выявления принципиальных отличий в их создании. Беседа
о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых в вышивальных работах.
«Делаем сами». Словарная работа: тамбурный шов. Рассматривание рисунков
в учебнике (с. 67–68) или вышитых изделий. Демон страция учителем приемов работы. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с учебником: чтение стихотворения (с. 70). Беседа по содержанию стихотворения. Анализ изделия. Беседа о способах перевода рисунка на ткань. Последовательность работы над изделием. Выполнение вышивки салфетки тамбурным стежком.
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. Беседа о профессиях вышивальщицы, ткачихи, швеи, пряхи (по тексту учебника, с. 69) Расширят представление о видах обработки ткани. Совершенствуют умение работы
с пяльцами. Познакомятся с технологией выполнения тамбурного шва. Научатся анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия, выполнять вышивку тамбурным швом с использованием пяльцев, различать виды обработки ткани, составлять последовательность изготовления изделия по заданным иллюстративным и словесным планам Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о швах, используемых в вышивании, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых изделий; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об искусстве вышивания.
Составление узора для вышивки салфетки. Исследование: какие рисунки наиболее подходят для вышивания тамбурным стежком
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Человек и вода
25 Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка»
(с. 72–
75) Комбинированный урок «Учимся новому». Вводная беседа о значении воды. Коллективный обмен мнениями о значении рыболовства и способах ловли рыбы. Рассматривание рисунков в учебнике (с. 72).
Работа с текстом в учебнике (с. 73). Выполнение задания в рабочей тетради
(с. 51).
«Делаем сами». Знакомство с новой техникой плетения – изонитью. Словарная работа: изонить (чтение текста в учебнике, с. 73). Рассматривание поделок, выполненных в технике изонити.
Коллективное обсуждение особенностей техники плетения, инструментов и материалов, используемых в работе. Демонстрация учителем приемов работы. Анализ изделия. Проговаривание последовательности работы над изделием (учебник,
с. 74–75).
Изготовление композиции «Золотая рыбка».
«Подведем итоги».Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Узнают означении воды для жизни на Земле. Освоят технику изонити. Научатся создавать изделия, украшенные в технике «изонить», анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, соблюдать правила безопасности при работе с иглой, ножницами, самостоятельнозаполнятьграфы «Инструменты»
и «Материалы»
в технологической карте, оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют находить способы решения проблем творческого и поискового характера, решать творческие задачи самостоятельно, делать выводыо значении воды в жизни человека; логические – осуществляют поиск информации из разных источников о роли воды в жизни человека.
Творческая работа. Составление композиции по собственному замыслу.Рассказ
о рыболовстве. Исследование:выяснить
и объяснить назначение ин-
струментов и приспособлений для рыбной ловли
(по материалам учебника
и собственнымнаблюдениям)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
26 Работа
с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум»
(с. 76) Комбинированный урок «Учимся новому». Беседа
о значении воды и способах ее сбережения.
«Делаем сами». Словарная работа: аквариум. Беседа
о содержании аквариума дома, аквариумных рыбках.
Распределение учащихся
по группам. Придумывание
и обсуждение композиции.
Анализ изделия по заданному алгоритму. Составление последовательности работы над изделием с опорой на рубрику «Вопросы юного технолога» (учебник, с. 6).
«Подведем итоги». Выставка работ. Презентация композиций. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Научатся распределятьсяна группы, ставить цель
на основе слайдового плана учебника, самостоятельно обсуждатьплан изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога», анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению, определять и отбиратьприродные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре, составлять композицию из природных материалов, прово-
дитьпрезентацию готового изделия Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях того или иного природного материала; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти при меров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об аквариуме, использовании природного материала в композициях, выделяюттехнологические операции (подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку).
Рассказ-сочинение об аквариумах и аквариумных рыбках. Творческая работа. Создание собственной композиции по теме «Аквариум»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
27 Рыболовство. Работа с бумагой
и волокнистыми материалами. Композиция
«Русалка»
(с. 77–
78) Комбинированный урок «Учимся новому». Беседа
о значении воды в жизни людей (водный транспорт). Рассказ о сказочных морских персонажах (русалка, Нептун и др.).
«Делаем сами». Коллективное рассуждение об особенностях полуобъемной аппликации. Анализ изделия. Самостоятельное заполнение технологической карты «Русалка» в рабочей тетради
(с. 53). Составление последовательности действий при работе над изделием.
Изготовление композиции «Русалка».
«Подведем итоги». Выставка работ. Презентация композиций. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы.
Освоят технику создания полуобъемной аппликации. Закрепятумения работать с бумагой и способы придания ей объема. Научатся анализироватьобразец, определятьматериалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей
в полуобъемной аппликации, заполнятьс помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия Регулятивные: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; осуществлятьсамоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания, по заданным критериям оцениватьработы одноклассников; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные:общеучебные – умеют выявлять с помощью сравнения особенности полуобъемной аппликации, описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о композиционных схемах, сказочных морских персонажах.
Коммуникативные: умеют использовать образную речь, составляя описания сказочных морских персонажей, поделки, сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала.
Выбор литературного произведения и текста из него, описывающего сказочные морские персонажи
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Человек и воздух
28 Птица счастья. Работа
с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья»
(с. 80–
81) Комбинированный урок «Учимся новому». Беседа
об окружающем нас воздушном пространстве, значении сохранения его чистоты. Беседа о красоте мира живой природы, о народных традициях заботы о пернатых, о традиционном образе птицы в народном фольклоре. Работа с текстом в учебнике (с. 80). Словарная работа: оберег.
«Делаем сами». Анализ изделия по заданному алгоритму. Словарная работа: оригами. Способы разметки квадрата складыванием. Последовательность работы над изделием. (Планирование с опорой на слайдовый план в учебнике, с. 80–81.) Творческая работа. Изготовление поделки «Птица счастья».
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненнойработы Углубят представление о традиционном образе птицы в народном творчестве.
Узнают значение понятия «оберег». Освоят способы работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами.
Научатся самостоятельно планировать свою работу, составляя план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректироватьсвою работу Регулятивные: знают основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий мастер приступает к процессу творчества); контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы по ранее составленному плану; оценивают свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; стремятся к расширению своей познавательной сферы; логические – умеют формулировать учебно-познавательные проблемы, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, выявлять с помощью сравнения особенности формы, пропорции «птицы счастья»; осуществляют поиск информации о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов, традиционных для данного региона фольклорных произведениях.
Устное сочинение-описание птиц, обитающих
в нашем краю. Поиск ответа на вопрос: «Почему
образ птицы связан со встречей весны, добрыми силами?»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
29 Использование ветра. Работа
с бумагой. Моделирование «Ветряная мельница»
(с. 82–
83) Урок открытия новых знаний «Учимся новому». Беседа
о ветре, способах измерения силы ветра. Поиск ответа на вопрос: «Как можно использовать силу ветра?».
Работа с текстом в учебнике (с. 82). Беседа о ветряных мельницах и профессии мельника.
«Делаем сами». Словарная работа: модель. Анализ изделия. Последовательность работы над изделием. Изготовление модели ветряной мельницы из бумаги.
«Подведем итоги». Выставка работ. Составление отчета по рубрике «Вопросы юного технолога» (учебник, с. 6). Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Осмыслят важность использования ветра человеком. Научатся анализироватьготовую модель, выбирать необходимые для ее изготовления материалы и инструменты, определять приемы и способы изготовления, организовыватьрабочее место, соблюдать правила работы ножницами, составлятьплан работы
и заполнять технологическую карту, конструироватьобъемное изделие на основе развертки, выполнять практическую работу по плану в учебнике. Освоятизготовлениеподвижного соединения деталей (при помощи стержня) Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; планировать и проговаривать этапы работы, участвовать в составлении плана своей деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и следовать ему; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство.
Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о природных явлениях в воздушном пространстве; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о воздухе, ветре; умеют проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра.
Рассказ-сочинение о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника
и собственных наблюдений.
Сочинение-описание «Какой сегодня ветер?»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
30 Использование ветра. Работа
с фольгой.
«Флюгер»
(с. 83–
84) Урок открытия новых знаний «Узнаем новое». Работа с учебником: чтение текста (с. 83). Словарная работа: флюгер. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы из истории флюгеров. Заслушивание рассказов учащихся о конструктивных особенностях флюгеров и материалах, из которых их изготавливают.
«Делаем сами». Анализ изделия. Чтение плана работы в учебнике (с. 84) и выполнение задания «Технологическая карта „Флюгер“»
в рабочей тетради (с. 57).
Словарная работа: фольга. Исследование:свойства фольги, возможности ее применения, сравнениеее свойств со свойствами других видов бумаги. Проговаривание последовательности работы над изделием. Изготовление флюгера приемом лепки из фольги.
«Подведем итоги». Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Научатся анализироватьобразец изделия, определять материалы
и инструменты, необходимые для его изготовления, составлятьплан работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой, создавать изделия приемом лепки из фольги.
Освоят способ соединения деталей при помощи скрепки.
Научатся самостоятельно выполнятьраскрой и отделку изделия, делать выводыо значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя) Регулятивные: умеют принимать
и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; оценивать и анализировать результат своего труда, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи, проявлять стремление к расширению своей познавательной сферы; логические – умеют анализировать образец, проводить простейшие исследования и делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации об истории флюгера, их видах.
Рассказ
о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, с использованием материалов учебника
и собственных знаний. Исследование:свойства фольги, возможности ее применения, сравнениеее свойств
со свойствами других видов бумаги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
31 Книгопечатание.
Работа
с бумагой и картоном. «Книжка-ширма»
(с. 86–
88) Комбинированный урок «Узнаем новое». Беседа о способах передачи информации. Выполнение задания: составление схемы создания книги. Заслушивание рассказов учащихся об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Федорове. Работа с учебником: чтение текста (с. 86).
Словарная работа: книгопечатание. Беседа: знакомство с правилами работы с книгой. Коллективное обсуждение: виды книг и их оформление.
«Делаем сами». Словарная работа: книжка-ширма.
Анализ изделия. Последовательность работы над изделием. Способы разметки деталей. Изготовление книжки-ширмы, ее оформление.
«Подведем итоги». Выставка работ. Презентация поделок. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Узнаюто значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Научатся анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления, создавать книжку-ширму и ис-
пользовать ее как папку своих достижений, отбиратьдля ее наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству, оригинальности и др.). Закрепят знания оправилахразметки деталей по линейке.
Освоят вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам, проверятьи корректироватьплан работы при составлении технологической карты, выделятьс опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные:общеучебные – умеютосознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении книг, формулировать ответы на вопросы учителя; использовать образную речь при описании оформления книг; логические – умеют формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (о видах книг). Рассказ
об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Федорове
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
32–
33 Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию
в Интернете»
(с. 90–
93) Урок открытия новых знаний «Узнают новое». Беседа о способах поиска информации. Словесный рассказ учителя с элементами беседы о компьютере, его назначении, Интернете. Изучение правил безопасной работы на компьютере.
«Делаем сами». Способы поиска информации с помощью Интернета (демонстрация последовательности действий учителем). Выполнение тренировочных упражнений по набору текста с опорой на правила в учебнике (с. 91); практической работы по поиску информации в Интернете с опорой на план работы в учебнике
(с. 91–92).
«Подведем итоги». Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Научатся отбирать, обобщать и использоватьна практике информацию о компьютере и способах поиска ее в Интернете, формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе), находить информацию в Интернете с помощью взрослого, использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Освоят правила безопасного использования компьютера, правила набора текста Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные:общеучебные – умеютосознанно и произвольно высказываться в устной форме о возможностях Интернета, формулировать ответы на вопросы учителя; логические – умеют формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения поискового характера.
Коммуникативные: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания по теме, задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Личностные: сориентированы на соблюдение норм поведения на уроке, плодотворную работу Исследование:возможности Интернета для поиска информации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
34 Конференция для обучающихся «Что
я узнал во 2
классе?».
Выставка работ Урок-конференция«Подведем итоги». Беседа
о мире технологии, его особенностях. Рассматривание выполненных за год изделий, выбор лучших работ.
Заслушивание выступлений учащихся (каждый выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ученики задают заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник на с. 89) и оценивают выступления своих товарищей, пробуют их анализировать) Научатся организовывать и оформлять выставку изделий, презентовать работы, оценивать выступления по заданным критериям Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные:общеучебные – умеютосознанно и произвольно высказываться в устной форме о выполненных изделиях.
Коммуникативные: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строитьпонятные речевые высказывания.
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты выполненных изделий, на соблюдение принятых моральных норм, понимание чувств одноклассников и учителя; имеют представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности Рассказ
о выполненных
с использованием литературных текстов работах