«Азбука» – первая учебная книга. Пропись – первая учебная тетрадь.

Уроки 1 (чтение) и 1 (письмо)
Тема урока : «Азбука» – первая учебная книга.
Пропись – первая учебная тетрадь.
Цель урока: познакомить с учебником «Азбука» и пособием Прописи, прививать интерес к изучаемым предметам - чтению и письму
Ожидаемые результаты: личностные: формирование мотивации к учению, формирование гражданско-патриотических качеств и привитие нравственных ценностей;
метапредметные: Р.- формулирование учебной задачи урока с помощью учителя, исходя из проблемных ситуаций; П.- отвечать на простые вопросы учителя, учиться сравнивать, анализировать и обобщать объекты на основе существенных признаков; К.- взаимодействия в парах, с учителем, участвовать в диалоге на уроке, слушать, понимать и принимать речь других.
Оборудование: учебник Азбука; Прописи часть 1;интерактивная доска, компьютер, проектор, цветовые полоски с буквами
Продолжительность урока: 35 мин
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность учащихся, формы организации

1. Организационный
Регулятивные, коммуникативные
- Друзья, мои! Послушайте внимательно и ответе на вопрос
Фантазеры и искатели,
Почемучки и старатели,
Исследователи и доказатели,
Любознатели и читатели.

- Кто это?..
- Что нам поможет быть такими? (знания)
- Где мы получаем знания? ( дома, в природе, в школе)
Учащиеся дают ответы на вопрос

2.Актуализация знаний Коммуникативные- включение в диалог.
- Как называют мальчиков и девочек, которые учатся в школе (учениками). Все ученики должны знать в какой школе они учатся. А вы знаете? А в каком городе находится наша школа?А в какой стране? Как по другому называет человек страну , в которой он родился и живет? ( Родина, Отчизна).
Стихотворение «Родина»
Родина-где ты родился и рос,
Родина-это серёжки берёз,
Запах травы на лугу и река,
Небо бескрайнее и облака.
Родину нужно беречь и любить,
Бережно предков заветы хранить,
Помнить о тех, кто без страха в бою
Жизнь отдавал за Отчизну свою.
Родина там, где отец твой и мать.
Родину нам не дано выбирать.
Родина-это родная страна.
Родина в жизни бывает одна!

- Мы должны гордиться нашей Родиной, её героической историей, людьми, прославившими нашу страну. Быть достойными её сынами.
Учащиеся отвечают на вопросы







Слушают стихотворение


3. Введение в тему урока Регулятивные -первичное планирование выполнения задания в паре.Познавательные –анализ.
Коммуникативные
-работа в паре
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (радуга)

- Кто видел радугу?
- Я надеюсь, вы все знаете цвета радуги. Вы сидите парами. Составьте слово из разноцветных полосок, опираясь на последовательность цветов радуги. (У некоторых учащихся может возникнуть вопрос: цветов-7, а полосок-6? Нет голубого цвета. Можно сказать, что голубой– это оттенок синего). Учитель проверяет, если надо - помогает.
Учащиеся отгадывают загадку.




Учащиеся работают в парах. Выкладывают в соответствии с цветами радуги слово «АЗБУКА» Пара, составившая слово, берется за руки и поднимает их вверх.

4. Знакомство с учебником «Азбука» Регулятивные-целеполагание Познавательные, логические- синтез, анализ, обобщение

Коммуникативные-слушать и понимать речь других
- Какое слово получилось? (Азбука)
-У каждого из вас на парте лежит книга. Как она называется?
-Какие цвета выбрал художник для оформления обложки?
-Что вам напоминают эти цвета?
-Какое настроение у вас появляется?
(Показ учебника, представление авторов)
- Кто знает, что такое азбука?
-Первые буквы в древнерусском алфавите назывались «аз» и «буки». От этих слов и образовалось название нашего учебника.
-Чему нас будет учить эта книга?
- У русского народа есть пословица «Сперва аз да буки, а там и все науки». Как вы её понимаете?
- Чтобы легче было учиться и работать авторы учебника дают нам помощников. ( Знакомство с условными обозначениями).
-Перенесли свои взгляды на соседнюю страницу. (с.3) Рассмотрите иллюстрацию, подумайте, что она может представлять? (Открытое окно)
-Азбука открывает нам «окно» в большой, загадочный и прекрасный мир, где мы узнаем много нового и интересного
-Составьте небольшой рассказ. Можете использовать слова из стихотворения, которое читали в начале урока.
- На виртуальном подоконнике изображен каравай. Как вы думаете, почему? ( С давних времен русские люди встречали гостей хлебом-солью, говоря о том, что им рады и желают мира, добра).
- Какие чувства вызывает иллюстрация?( Радость, счастье, спокойствие)
-Чтобы хорошо говорить и читать нужно уметь правильно дышать и правильно произносить звуки.
Учащиеся рассматривают учебник, знакомятся с авторами, условными обозначениями. Отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ.
Под руководством учителя определяют цель

5.Развитие речевого аппарата Регулятивные
Дыхательные упражнения
1.“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Упражнения на артикуляцию
2.«Качели»
Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы. Кончик языка за нижние зубы.
3.Работа над дикцией.
Скороговорка :у ежа ежата,у ужа ужата.


6.Знакомство с пособием Прописи 1ч Познавательные, логические- синтез, анализ, обобщение,

Коммуникативные: участие в диалоге , восприятие и понимание услышанного
- В мире нас окружает огромное количество звуков и знаков. Звуки мы слышим, произносим. Знаки - видим, читаем, изображаем.
Загадка.
33 сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (буквы)

-Буквы-это звуки или знаки?
-Что за секрет хранят буквы? ( с их помощью мы читаем, букву можно изобразить, т. е. нарисовать, написать)
(Знакомство с Прописью и авторами)
-На уроке письма вы будете учиться правильно, аккуратно, четко писать буквы.
-Откройте страничку Прописей ,на которой внизу изображена вот такая цифра _3_ .
-Вы видите все 33 буквы русского алфавита.Как они написаны? Обведите зелёным карандашом те буквы, которые вам знакомы. - Обведите синим карандашом те буквы, написание которых вам нравится больше всего.
- Также красиво и правильно вы научитесь писать все буквы.
- Как вы думаете, что поможет правильно научиться писать?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Выполняют задание на листочках.
Анализируют иллюстрацию в Прописи


(с.5, Пропись 1ч)
- Как назвать предметы в верхней части страницы? ( письменные принадлежности)
- Какие предметы вам не известны? (перья, перьевая ручка). Перьями учились писать наши прабабушки. Они обмакивали перо в чернила и аккуратно выводили буквы, боясь посадить чернильное пятно-кляксу. Потом, перьевую ручку заменили на более удобную шариковую ручку, которой мы пользуемся по сей день.- Кроме наличия письменных принадлежностей, нужно уметь правильно сидеть во время письма.
(Правила посадки при письме, обращение с ручкой и карандашом)
- За свою жизнь человеку очень много приходится писать, оформлять различных документов. Ещё 20-25 лет назад все документы печатали на печатной машинке. (Рисунок в нижней части страницы). А сейчас тексты набирают на компьютере.
-Кто из вас уже пользуется компьютером?
-Что вы умеете делать с его помощью?
-Какие операции может выполнять компьютер? На уроках технологии и информатики вы научитесь работе на компьютере.


Продолжение работы по тема урока
2 урок Азбука + Пропись


1.творческая работа
Работа по учебнику: с. 4.
Составление учащимися рассказа по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Куда пришли дети?
– Почему вы так думаете?
– Зачем дети пришли в школу?
Работа в прописи на стр.6
Физкульт минутка. «Наши ручки» Руки кверху поднимаем,  А потом их отпускаем.  А потом их развернем  И к себе скорей прижмем.  А потом быстрей, быстрей  Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами  Мы топаем ногами,  Мы хлопаем руками,  Киваем головой.  Мы руки поднимаем,  Мы руки опускаем  И вновь писать начнем
Работа по учебнику: с. 4.
Внизу страницы учебника даны рисунки.
Вопросы:
– Назовите каждый предмет. Для чего он предназначен?
– Каким одним словом можно назвать предметы слева? (Игрушки.)
– А справа? (Школьные принадлежности.)
– Какой другой предмет можно отнести к группе игрушек? (Машинка, домик, юла... .)
– А к группе школьных принадлежностей? (Ручка, линейка, ластик... .)


8.Рефлексия Регулятивные: первичная оценка деятельности, прогнозирование
-Скажите, друзья мои, что за необычный урок у нас получился? (Урок-знакомство)
-Сегодня мы познакомились с самой главной книгой первоклассника - это(Азбукой) и её помощницей- (Прописью).
– Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке? Почему?
- Кому было трудно на уроке?
- О чем вы расскажите родителям?
-Спасибо за урок!
Учащиеся делают вывод работы на уроке









6. «Три лица».
Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
7. «Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
"Благодарю".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
 “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь(кому?)
30.Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
«Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
«Лестница успеха».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

*ђ Заголовок 215