Исследовательская работа Электронный дневник- это замена бумажной формы журнала, жесткий контроль учителей и родителей или просто бесценная вещь? Целью данной исследовательской работы стало выяснение того, кто и с какой целью ввел электронные дневники и
Введение.
Как часто мы слышим: "Чтобы быть успешным, надо идти в ногу со временем". В моём любимом фильме "Приключение Электроника" исполняется песня: "До чего дошел прогресс, до невидимых небес!"
А ведь действительно, сегодня школа уже не та, которой помнят наши дедушки и бабушки, и даже не та, какой ее запомнили папа с мамой . В классах огромные мониторы, проекторы, компьютеры. Мои одноклассники с ноутбуками и нетбуками. Здорово ! Я и не представляю, что может быть иначе. Это время высоких технологий. Мы очень любим погружаться в интернет, извлекать информацию, просматривать , обсуждать увиденное в Online- режиме, делиться открытиями с учителем, удивлять и удивляться. Поэтому ,когда предложили секции на выбор, мы не раздумывая выбрали именно эту секцию. И с темой работы долго не рассуждали.
В нашей школе электронный дневник действует с 2011года. Помним, как проводилось общешкольное собрание по этому поводу. Разногласий и споров тогда было очень много . Новое всегда кажется очень трудным. Но, как оказалось, электронный дневник очень легко вошел не только в жизнь школы , но и в наши семьи. Конечно и сейчас сторонников "За" и "Против" хватает. Вот в этом мы и хотели разобраться. Вопросы , связанные с введением в образовательную систему электронных дневников сегодня очень актуальны как для родителей, так и для педагогов и учащихся.
Цели : изучить и собрать как можно больше информации о внедрении и роли электронного дневника в образовательный процесс нашей школы.
Задачи:
1.Выяснить кто и с какой целью ввел электронные дневники и журналы в систему российского образования?
2. Провести беседы и анкетирования с учителями, родителями и учениками школы №6 г. Дербента о роли электронного дневника в их жизни.
3. Собрав информацию, выяснить какую пользу приносит электронный дневник педагогическому коллективу, ученикам и их родителям , а также выявить возникающие проблемы и способы их устранения.
Основная часть.
Поставив перед собой такие цели и задачи, мы на первом этапе исследования захотели узнать об истории возникновения электронного дневника. Просмотрев литературные источники и интернет-ресурсы, узнали, что программные разработки электронных дневников появились давно. В Объединённых Арабских Эмиратах в 2003г. запущена услуга "Мобильная школа", в 2004г. 100 английских школ подключились к подобной сети. В Индии, Корее, Сингапуре, Латвии и Украине и многих других государствах работает система электронного оповещения. В Европе бумажных дневников давно не существует. В нашей стране общероссийскую социальную сеть создала Питерская компания "Стандарт".1
8 июля 2010г. в Твери ,во главе с действующим тогда президентом РФ Д.А.Медведевым , прошло заседание Совета по развитию информационного общества в России. Именно на этом заседании Д. А.Медведев заявил о внедрении электронного дневника . Вот его слова:"Давайте вот как сделаем: бумажную форму журнала и дневника убирать не будем, а вменим в обязанности школы вести эти электронные документы." 2
Начиная с этого момента во многих школах страны проходили эксперименты по внедрению и использованию электронного дневника. Своё исследование мы начали с проведения анкетирования среди учащихся школы. Ученикам предстояло ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1)
1http://www.vedomosti.ru 2Газета.ru от 17.07.2008г. РИА Новости
По результатам анкетирования выяснилось, что многие ребята ведут блоги в электронном дневнике, делятся информацией, выставляют интересные логические задачки, стихи собственного сочинения, находят необходимую литературу по внеклассному чтению. Особенно много учащихся увлекаются изучением английского языка через интересные игры и задания, которые представлены в электронном дневнике. Многие ребята принимают участие в дистанционных олимпиадах Всероссийского масштаба. (Приложение 2)
Для меня электронный дневник стал ступенькой личного роста, неким стимулом для дальнейшей учебы. Мама с гордостью делится и показывает коллегам на работе, соседям, что моя фамилия возглавляет диаграмму рейтинга начальной школы.
Для многих ребят Эл-дневник стал местом , где они могут поговорить с учителем "по-душам", написать письмо не только учителю, но и самому директору школы и поделиться о самом сокровенном. (Приложение 3)
Как видите через электронный дневник учитель может помочь ученику преодолеть трудности и причем информация эта закрытая. Ведь страничка каждого ученика и учителя под своим логином и паролем.
Ребята признаются, что теперь им не надо рвать страницы из дневника или замаскировывать двойку. Они понимают, что лучше быть честным с собой и с людьми, которые тебя любят и принимают таким, какой ты есть.
Самый большой отклик в заполнении анкет пришелся на учеников старшей школы. По рейтингу посещаемости страниц электронного дневника это звено всегда занимает первое место. Но мне было очень интересно какова их миссия в жизни дневника. Ответы были "за " и "против". Одни утверждали, что Эл-дневник - это бесценная вещь, другие, что это бесцельная вещь. Вот некоторые из повторяющихся ответов и мнений: ,"Я теперь стала более собранней и ответственней. Не хочется подвести маму. Она работает в Москве, и теперь может каждый день контролировать мои оценки", "Эл- дневник- это супер!", "В моей семье мне доверяют, поэтому необходимости в нём нет","Теперь я сто раз подумаю, прежде чем убежать с урока", "Я теперь могу как на ладони видеть все свои незакрытые "хвосты" и вовремя их устранить", "Теперь я могу поделиться трудностями в обучении и вообще в жизни с психологом школы. Так на прямую было неловко подойти. Спасибо Эл!", Электронный дневник - это детектор лжи. Не оставляет тебе вариантов." Как видите ответов и мнений очень много.
К сожалению, были и ответы, типа: "Мне совсем не нужен электронный дневник, есть же обычный", "Мама и папа отказываются просматривать электронный журнал, у меня же все оценки в дневнике" .Но ведь согласитесь, это всего лишь отговорки.
На первую полосу мы с научным руководителем вывели такое положительное качество электронного дневника, как:
честность и открытость.
умение самостоятельно работать с массой полезной необходимой информацией, представленной в дневнике.
общение учеников с членами администрации школы и с психологом школы.(Приложение 4)
Еще одним из веточек нашего исследования стали ученики надомного обучения. Так вот для этой категории учащихся электронный дневник стал настоящим лучиком света. Теперь они могут не только делать домашнее задание учителя в online -режиме, но и прослеживать жизнь своих одноклассников и всей школы в целом, общаться с ними.
Вторым этапом нашего исследования стало общешкольное собрание с родителями. В ходе опроса и бесед с родителями мы пришли к выводу, что для них электронный дневник - это:
"открытая и честная" обстановка , которая помогает решить множество психологических проблем ребенка.
некое напоминанием своих родительских обязанностей в отношении школы, которое делает их более ответственней.
пустая трата времени, которая отнимает у учителя драгоценное время. (Приложение5)
Так как речь зашла о труде учителя, значит самое время поговорить о плюсах и минусах электронного дневника в жизни учителя. Что же считает сам учитель об этой инновации? Конечно не будем лукавить и признаем тот факт, что отчасти родители правы и время у учителя бесспорно электронный дневник отнимает. Но администрация школы справилась и с этой проблемой. У нас в школе работает системный администратор Самойлова А. Г. Она оказывает помощь учителям в ведении дневника.
Все учителя в один голос заявили, что электронный дневник - это просто бесценная вещь. Положительными качествами дневника учителя считают освоение компьютером. "Хочешь не хочешь, а работать в дневнике без знания компьютера нельзя".
Учителя признаются, что теперь им не надо заполнять таблицы, выводить проценты, подсчитывать средний бал. Можно просто вывести имеющуюся в эл-дневнике информацию на бумажный носитель. (Приложение6)
В особую группу я выделил классных руководителей. Электронный дневник позволил им своевременно информировать родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей, об успехах ученика, о готовящихся культурных мероприятиях в классе. Так значит получается, что те немногие родители, которые считали дневник пустой тратой времени и дополнительной нагрузкой учителя просто ошибались. Экономия времени учителя "на лицо".
Заключение.
Таким образом, изучение вопроса внедрения электронного дневника в нашей школе показало, что электронный дневник - это не просто замена бумажного журнала и дневника и даже не жесткий контроль со стороны родителей и учителей, хотя такое мнение имело место быть. Электронный дневник -это , в первую очередь, возможность родителей сблизиться со своим ребенком, это воспитание ответственности учителя, ученика и родителя, это и своевременная психологическая помощь для учеников. Электронный дневник стал для нашей школы доброй традицией. И эту традицию мы обязательно будем продолжать! Тем более ,что министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил «…к 2012 году электронные дневники будут обязательны для всех школьников нашей страны»3. Состоится ли переход? Покажет время...
Список использованной литературы:
http://.www.dnevnik.ruhttp://www.vedomosti.ruГазета.ru от 17.07.2008г. РИА Новости
Газета "Начальная школа" №5, 2008г.
Журнал "Начальная школа до и после" №4, 2004г.
С.И. Ожегов. толковый словарь русского языка.
http://www.interfax.by3