Повышение эффективности образовательного процесса через ЭО
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Хужиахметов Ильмир Харисович
.
МБОУ
«
СОШ№8
»
, г.Октябрьский Республика Башкортостан
Повышение
эффективности образовательного процесса
через
ЭО
На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный
развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию
общества. Школа становится не единственным местом, где можно получать
знания. Необходимым условием развития школы
является создание ИКТ
н
асыщенной образовательной среды.
Сегодня выпускник средней школы либо сразу, либо после
дополнительного профессионального обучения приходит на раб
очее место,
оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе
микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе
принципы ее функционирования.
Все это привело к выработке новых требований к общеобразовательной
шко
ле. Одним из требований является создание качественно новой
образовательной среды школы, которая будет удовлетворять потребностям
современного общества, а также обеспечит повышение эффективности
образовательного процесса, включая и процесс управления школо
й.
Выявляются следующие
противоречия:
1. Между требованиями общества к подготовке выпускников школы к жизни в
информационном обществе, в котором главными продуктами производства
являются информация и знания, и недостаточной ориентацией системы общего
сре
днего образования на формирование у школьников ИКТ компетентности;
2. Между значимостью информационно
-
коммуникационных технологий для
формирования ИКТ
-
компетентности учащихся и недостаточностью часов,
отводимых на изучение данной дисциплины в школе;
3.Меж
ду необходимостью внедрения ИКТ в образовательный процесс и
неготовностью педагогов к их использованию;
4. Между необходимостью перехода от компьютеризации школы к созданию
единой электронной образовательной среды и отсутствием методической
литературы по
данному вопросу.
Необходимость разрешения указанных противоречий определило
тему
методической работы школы: «Единая электронная информационно
-
образовательная среда школы как условие повышения качества образования».
Цель
-
с
оздание модели информационно
–
образовательной
электронной среды и повышение качества управления и образования через
активное внедрение современных информационных технологий.
Для цели определены следующие
направления:
1.
Формирование умений и навыков
критического мышления в условиях
работы с большими объемами информации, способность осуществлять
выбор и нести за него ответственность;
2.
Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием средств ИКТ (поиск и обработка информ
ации,
использование различных источников данных, работа с
документами);
3.
Развитие умений находить и интерпретировать связи между учебными
знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания
могут быть
применены; способности решать нетрадиционные задачи;
4.
Повышение активности включения родителей в управление учебно
-
воспитательным процессом;
5.
Объединение учителей, школьной администрации, учеников и их
родителей в едином информационном пространств
е.
На протяжении нескольких лет в школе ведется целенаправленная работа
по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках. Создан
необходимый набор программного обеспечения, в том числе и электронно
-
образовательных ресурсов. Электронно
-
образо
вательные ресурсы активно
используются на уроках химии, математики, истории, обществознания,
русского языка, литературы, предметов начальной школы, физики, географии,
информатики, башкирского языка, экономики и др. предметов.
Большое внимание у
деляется развитию экспертно
-
аналитической системе
оценки и экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения. В школе
в течение последних лет на педагогических советах проводится аналитика
успеваемости и качества знаний учащихся, обобщаются сведения
по
деятельности учреждения в текстовой и числовой форме, включая
использование диаграмм и графиков.
В школе создана достаточная база тестирующих и диагностирующих
методик, созданы благоприятные условия для развития информационно
-
коммуникационных технологий. Педагоги школы активные участники
вебинаров, интернет
-
педсоветов, проектов, семина
ров:
Межрегиональный интернет
–
педсовет
«Педагогические традиции и
инновационная образовательная среда
–
залог совершенствования системы
образования», 11 участников, 2013 г.
Международный проект
для учителей
videouroki
.
, 9 участников, 2013
г.
Межрегион
альный интернет
–
педсовет
«Электронное обучение: состояние,
проблемы, перспективы», 15 участников, 2014 г.
Социальная сеть
взаимовыручки для учителей «
Infourok
»
–
размещение
уроков, публикация статей, размещение презентаций, 2014 г.
Для
перехода
к
электронной образовательной среде в первую очередь
необходимо создать базовые условия (технические, нормативно
-
правовые и
финансово
-
экономические):
1. Обеспечение скорости Интернет:
не менее 512 Кб/с на одно рабочее место (входящая и исходящая
скорость)
–
минимальное условие;
индивидуализировать инструментами работы всех участников
образовательного процесса.
2. Обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным
образовательным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
3.
Снабжение электронной среды информационными инструментами:
инструментами фиксации образовательного процесса и результатов,
инструментами индивидуального планирования и его выполнения,
инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами
ав
томатизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д.
Для достижения цели
-
«
С
оздание модели информационно
–
образовательной
электронной среды и повышение
качества управления и образования через
активное внедрение современных информационных технологий
» намечен ряд
мероприятий:
Начало тестовой эксплуатации электронного журнала электронного
дневника;
Реконструкция локальной сети школы (распространение ее во вс
е кабинеты
увеличение пропускной способности
INTERNET
-
канала, постановка
компьютеров на все рабочие места учителей);
Формирование и обучение рабочей группы учителей использованию
программного обеспечения;
Проведение обучения педагогического коллектива для
работы с
программным обеспечением;
Внедрение программного обеспечения по работе с базой данных учащихся в
деятельность классного руководителя;
Внедрение программного обеспечения для эффективного мониторинга
оценки знаний учащихся в деятельности учителя
-
пр
едметника;
Использование современных образовательных технологий в практике обучения
является обязательным условием интеллектуального, творческого и
нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается
вопросами использования новых педагоги
ческих и информационных
технологий в образовательном процессе. Выбираемая нами технология должна
иметь совокупность принципов, приемов и методов работы, которые
дополняют традиционные технологии обучения,
воспитания, развития.
Проведенный мониторинг педаго
гов установил:
100% учителей владеют информацией о современных педагогических
технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.
100% учителей прошли обучение по использованию информационно
-
коммуникационных технологий, рабочие места педагогов оборудованы на
47% проекторами и 15% мультимедийными досками.
80% учителей используют различные технологии полностью или приемы
поэлементно.
Использование развивающих технологий позволило подготовить контингент
детей, имеющих возможность обучаться на повышенном уровне
требований;
В результате эффективного использования современных образовательных
технологий, в том числе информационно
-
коммуникационных, и
интенсификации процесса обучения способствовало повышению качества
образования по итогам успеваемости за 3 года. 2012
год
-
58,1%, 2013 год
–
58,5%, 2014 год
–
58,9% (качество знаний).
Результатом профессионального и личностного роста стало представление
педагогического опыта и призовые места в конкурсах, в конференциях,
семинарах, олимпиадах разного уровня:
Городской смо
тр
-
конкурс
«Лучший кабинет информатики и информационных
технологий»
-
грамота за
II
место,
2011 год.
Городской
конкурс
по ИКТ «Лучший кабинет информатики и
информационных технологий»,
грамота за
III
место,
2013 г.
Республиканский конкурс сайтов, призёр
, 2014 г.
Городской к
онкурс
«Лучший мультимедийный урок»
,
грамота за
I
место
,
учитель русского языка У.С.Черпаченко;
грамота за
II
место
, учитель
английского языка И.А.Мухаметзянова, 2012 год.
Городской конкурс педагогов «
ИКТ в творчестве педагога»,
грамо
та за
III
место
,
учитель начальных классов
Е.В. Авдакова;
грамота за
III
место
,
учитель начальных классов
Е.И. Гизатова;
грамота за
III
место
,
учитель
начальных классов
;
грамота за
III
место
,
учитель начальных классов
С.Ю.
Романова, 2012 г.
Городской
конкурс
«ИКТ в творчестве педагога»,
грамота за
I
место
,
Л.А.Дрыгина;
грамота за
II
место
, Л.Р.Нурлыгареева;
грамота за
II
место
,
Г.Р.Хабибуллина, 2013 г.
Всероссийский педагогический конкурс
«Лучшая презентация к уроку»,
лауреат,
учитель английского языка
И.А.Мухаметзянова, 2014 г.
XII
Всероссийская открытая
конференция учащихся «Первые шаги в науку»
(очный тур),
лауреат
III
степени
Абрамов Кирилл, 5 класс, 2012 г.
Городской к
онкурс «
КРИТ
–
2012», номинация «Видеозапись и монтаж»,
победители
Абрамов Кирил
л, Коновалова Ирина, 5а класс; номинация
«Компьютерная презентация»,
призер
Гавриленко Марина, 4б класс;
номинация «Видеозапись и монтаж»,
призер
Файзуллин Роберт, 1а класс.
Всероссийский конкурс
«КИТ
–
компьютеры, информатика, технологии», 22
участника, 2
012 год.
Всероссийский конкурс
«КИТ
-
компьютеры, информатика, технологии»,
дипломы победителей
, Игонин Иван, 2 класс; Никитин Иван, 2 класс, Исупова
Валерия, 2 класс; Шмигельский Александр, 3 класс; Ефимов Вадим, 3 класс;
Будаева Полина, 3 класс; Понамаре
в Павел, 3 класс; Антонова Карина, 4 класс;
Салимова Эллина, 4 класс; Салимова Аделина, 4 класс; Гайворонский Виктор, 7
класс; Шигапова Алина, 7 класс; Сыртланова Ангелина, 7 класс, 2013 г.
Г
ородско
й конкурс
работ по информационным технологиям среди
обуч
ающихся 1
–
11 классов «КРИТ
–
2013»,
грамота за
I
место
, Изм
айлова
Кристина, Исламова Лиана, Ермолаев Евгений, 9 класс;
грамота за
II
место
,
Искандарова Лейсан
, 9 класс;
грамота за
III
место
, Сыртланова Ангелина, 7
класс.
Международная
дистанционная олимпиада
по информатике
, дипломы
I
степени,
Бывальский Виталий, 6 класс, Султанова Камилла, 6 класс, Валеев
Булат, 5 класс, Хайруллин Марсель, 6 класс, Шарапова Гульназ, 6 класс;
дипломы
II
степени
Зарипов Камиль, 7 класс, Захаров Яков, 7 кл
асс,
Зиязетдинов Рамиль, 7 класс, Ахапкин Ренат, 7 класс, Носанчук Никита, 7
класс;
дипломы
III
степени
Попова Надежда, 8 класс, Дрёмин Кирилл, 8 класс,
Султанов Айнур, 8 класс.
Вебинар «Развитие ИКТ
–
компетентности в линии УМК «Английский язык 2
-
11» авто
ра Кузовлева В.П.» (декабрь 2013 г.)
-
участие
Социальная сеть взаимовыручки для учителей «
Infourok
» (март 2014 г.)
–
размещение уроков, Свидетельство, публикация статьи, размещение
презентации.
Ожидаемые результаты.
Будет разработана и внедрена модель еди
ной электронной
информационно
-
образовательной среды школы.
Будут созданы условия равного доступа участников образовательного
процесса к образовательным ресурсам и результатам обучения и
воспитания.
Повышение активности включения родителей в управление уче
бно
-
воспитательным процессом.
Повышение качества управления и обучения.