Рабочая программа по основам философии для студентов заочного отделения
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ОГСЭ01 Основы философии
специальности 080110 «Банковское дело»
Москва
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2014 года по специальности среднего профессионального образования 080110 «Банковское дело».
Разработчик: преподаватель ГБПОУ МГОК Родимова Н.С.
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
дизайна и социально-гуманитарныхдисциплинд
Протокол №
От 201__г.
Заведующий кафедрой
(название кафедры)
(ФИО)
(подпись)
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования
ОДОБРЕНО УМО
Протокол №
От 201__г.
Председатель УМО
Белевцова В.О.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \h \z \t "Мой стиль;1" 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc430457052 \h 52.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc430457053 \h 83.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc430457054 \h 134.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc430457055 \h 15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ1. 1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080110 Банковское дело, входящей в укрупненную группу специальностей 080000 Экономика и управление.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Изучение дисциплины Основы философии базируется на философских дисциплинах.
Изучение дисциплины Основы философии направлено на формирование соответствующих компетенций:
общие компетентности (ОК):
OK .
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в технической области при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требовании к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина Основы философии обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию мировоззрения и системного мышления.
Основной целью дисциплины Основы философии является формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники.
Задачи дисциплины Основы философии
усвоения философской терминологии;
понимания структуры философского знания и его проблематики;
освоения богатства историко-философского наследия;
изучения современных тенденций в развитии философии;
применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.
В результате изучения дисциплины Обществознание студенты должны:
уметь:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, на основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности материальных и духовных ценностей;
Сформулировать представление об истине и смысле жизни.
знать:
Основные категории и понятия философии;
Роль философии в жизни человека и общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научно-философской и религиозной картин мира;
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности сохранения жизни, культуры, окружающей среды;
О социальных и этических проблемах связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
1.4 Количество часов, отведенных на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 62 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 52 часа;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 62
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10
в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 52
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Введение.
Философия как наука 2 Тема 1.1.
Философия, ее предмет. Исторические типы философии. Содержание учебного материала 2 1 Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Предмет философии. Основной вопрос философии. Язык философии. Основные категории философии: бытиё и материя. 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся14 Раздел 2.
Человек-сознание-познание. 2 Тема 2. 1.
Человек как главная философская проблема. Учение о сознании и познании. Содержание учебного материала Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Проблема сознания в философии. Смысл жизни человека. Философия о происхождение и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, сомосознание и сознание как поток переживаний (душа). Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся14 Раздел 3
Духовная жизнь человека. 2 Тема 3. 1
Философия и научная картина мира. Философия и религия. Содержание учебного материала Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпритация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся10 Раздел 4
Социальная жизнь 2 Тема 4. 1.
Философия и история. Философия и культура. Содержание учебного материала Философские концепции исторического развития: концепции однолоинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Заповедники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории». Теория происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культуры. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся14 Дифференцированный зачет 2 Всего: 63 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины Основы философии предполагает наличие учебного кабинета «социально-экономических дисциплин».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Доска классная, стул преподавателя, стол преподавателя, столы для студентов, стулья для студентов, комплект учебно-наглядных пособий Основы философии.Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, информационные справочные и поисковые системы, доступ к профильным web-сайтам).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Губин В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. –М.: Олимп, 2012.
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. –М.: ТОН, 2012
Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. –М.: Гардарики, 2011
Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. –М.: ТОН, 2011
Современная западная философия. Словарь. Составители В.В. Малахов, В.П. Филатов. –М.: ТОН, 2012
Хрестоматия по истории философии. В 3 т. –М.: Владос, 2011
Дополнительная литература:
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. –М.: Мысль, 2014
Лосев А.Ф., Тахо–Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. –М.: Молодая гвардия, 2014
Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия? // Что такое философия. –М.: Наука, 2012
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. –М.: Искусство, 2012
Паскаль Б. Мысли. –М., Изд-во имени Сабашниковых, 2011
Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. –М., Изд-во полит. лит-ры, 2012
Толстой Л.Н. Путь жизни. –М.: Высшая школа, 2014
Чаадаев П.Я. Философические письма. // Статьи и письма. –М.: Современник, 2012
Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. –М.: Республика, 2011
Фромм Э. Искусство любить. –М.: Педагогика,2013
Кохановский В.П. Философия.- Ростов-на-Дону, 2011
Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. Ставрополь, 2011
Несмелиев Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону, 2012
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2012
Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2012
Спиркин А.Т. Философия. М., 2014
Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 2014
Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 20011
Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 2013
Философия. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН, 2012
Интернет-ресурсы
1. http://www.bibliotekar.ru2. http://www.ronl.ru
3. http:// ru.wikipedia.org
4. http://student.ru.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
По итогам изучения курса предусмотрен дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9 Оценка домашней работы, устный зачет, устный опрос.
определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
Устный зачет, устный опрос.
определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
Устный зачет, устный опрос.
сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Устный зачет, устный опрос.
знать
основные категории и понятия философии;
Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, устный опрос.
роль философии в жизни человека и общества;
Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, устный опрос.
сущность процесса познания;
Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, устный опрос.
основы научной, философской и религиозной картин мира;
Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, оценка защиты реферата, устный опрос.
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, оценка защиты реферата, устный опрос.
основы философского учения о бытии. Тестирование, оценка домашней работы, устный зачет, оценка защиты реферата, устный опрос.