Конспект урока учителя истории МБОУСОШ № 57 г.Тулы на тему «Храмы Епифани» (8 класс)
Выполнил: учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 57 г.Тулы Пименов А. Н.
Урок «Храмы Епифани».
Данная тема изучается в рамках курса «История Россия» в 8 классе, при изучении разделов, связанных с культурой. Тема изучается в рамках времени, отведённого на изучение регионального компонента.
Кроме того, данную тему можно использовать при проведении классных часов, кружков и на факультативах.
НИКОЛЬСКИЙ СОБОР
Первый храм на месте Никольского собора мог быть построен ещё в 70-х гг. XVI в., когда был основан Епифанский острог. Народное предание связывает постройку собора со временем Куликовской битвы.
В летописных источниках в 1685 году говорится о деревянном Никольском соборе, построенном на месте ещё более древней церкви.
В 1736-1738 гг. строится каменный храм.
На углах ограды были возведены башни, одна из которых сохранилась до настоящего времени (юго-западная). Ограда имела высоту 4,25 метра и завершалась зубчиками, какие мы видим и сейчас на стенах Тульского кремля. Некоторые исследователи утверждают, что по архитектурным формам и стилю сохранившаяся башня относится к ещё более раннему периоду.
Ограда являлась и крепостью. По её стенам могли передвигаться воины, а из угловых башен можно было вести огонь.
До начала сороковых годов на сохранившейся башне можно было видеть старинную пушку. Внутрь ограды-крепости вели семь въездов. Впервые эта ограда упоминается в документах за 1736 год.
Над воротами располагалась надвратная церковь во имя св. Иоанна Воина. Внутри ограды располагались городская управа (до 1774), Епифанское духовное правление (до 1851), духовное училище (переведено в г. Венёв в 1837г.), торговые лавки.
К началу XIX века своды пятиглавого собора дали трещины, и собор, за исключением нижней части колокольни, был разобран.
На месте разобранного собора постройки 1736-1738 годов в 1810 г. начинают строить величественный Никольский собор.
Первоначально в 1810-1814 гг. строится зимняя придельная церковь во имя иконы Божией Матери Троеручицы. По некоторым данным, её архитектором был Тимофей Тимофеевич Тимофеев.
В 1815 году начали строить сам Никольский собор.
В связи со значительными объёмами работ и нехваткой средств строительство растянулось на несколько десятилетий и было завершено в 1850 году.
Это грандиозное сооружение для того времени, соперничать с ним могли только такие шедевры архитектуры, как Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге.
Для провинциального города Никольский собор был невиданной роскошью. Размеры его потрясающие. Длина этого разновременного, как по архитектуре, так и по стилю, комплекса 80 метров, высота – 50 метров.
Вокруг собора была построена новая ограда. Она состояла из кирпичных столбов и железной решётки между ними высотой до двух метров.
В 1932 году собор был закрыт. В трапезной храма расположилась местная электростанция, которая работала до Великой Отечественной войны. Весной 1937 года установили ёмкость для воды на колокольне, превратив её в водонапорную башню.
В 1941 году храм сильно пострадал, была взорвана электростанция, обрушилась трапезная.
Вплоть до начала XXI века уникальный памятник архитектуры был оставлен без внимания и медленно разрушался. Десятилетиями люди надеялись, что придёт время и в Никольском соборе начнут снова вести службу.
Сегодня храм передан Русской Православной Церкви, в нём совершаются праздничные богослужения, установлен иконостас, начаты работы по консервации и реставрации.
Успенский монастырь
Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией.
В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.
В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.
Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.
В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»
27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.
Всесвятская кладбищенская церкви (Церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
Практически все исторические кладбища в губернских и уездных городах центральной России возникли в последней четверти XVII века, по причине эпидемии чумы, охватившей Москву и некоторые регионы империи в 1770-1772 гг. В связи с угрозой распространения “моровой язвы”, правительство Екатерины II приняло ряд карантинных мер. В соответствии с указом Екатерининского правительства под кладбище в Епифани было отведено место “за городом расстоянием от жилья как указано” у дороги на Данков. Первоначально для отпевания усопших была построена небольшая деревянная “церковь Радонежского Чудотворца” Сергия.
В 1797-1802 гг. на месте деревянной построили каменную летнюю церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: Преподобного Сергия Радонежского, в память о бывшем храме и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Каменная колокольня была возведена отдельно, примерно в 50 метрах к северу от настоящего храма. С восточной и западной стороны к ней были пристроены одноэтажные здания; первое предназначалось для сторожки, второе – пустовало.
В 1812 г. Придельный тёплый храм был полностью отделан и освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. На территории кладбища во второй половине XIX в. были построены несколько домов, где проживали женщины, принявшие монашество. В 1937 г., по распоряжению местных органов советской власти, разобрали колокольню. В следующем году закрыли оба кладбищенских храма. Тогда же разобрали летнюю Всесвятскую церковь. Очищенный кирпич использовался на строительство новых цехов расширяющегося спиртового завода. Фотографии, сделанные в начале XX в. дают возможность представить живописный кладбищенский ландшафт и облик утраченных церковных сооружений.
Служба в кладбищенском храме возобновилась в 1943 г. Для возобновления богослужения в Епифани, областное руководство решило открыть сохранившуюся на Петропавловскую церковь. Она была заново освящена специально прибывшим из Тулы священником по одному из придельных алтарей уничтоженной Всесвятской церкви – во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. С тех пор эта церковь никогда не закрывалась.