Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Языковые нормы и культура речи» (в рамках платных образовательных услуг)

Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/744601001
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru


Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:

На заседании МО
Зам. директора по УВР
Директор МОУ СОШ № 6

Руководитель МО /Осечкина О.А../
/Михина Н.Н./
/Якименко М.Н./

« » 2016 г.
« » 2016 г.
« » 2016 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Языковые нормы и культура речи»
(в рамках платных образовательных услуг)






Составители программы:
Егорова Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы



2. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного (общего) образования по русскому языку, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской обл. от 31.07.09г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
Методическое письмо «О преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в 2016-2017 году» (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО).
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).
Постановление администрации города Магнитогорска от 02.08. 2016 №9342-П «О внесении изменений в Постановление администрации города Магнитогорска от 24 .08. 2015 № 11232-П «Об установлении платы за образовательные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями города Магнитогорска, подведомственными управлению образования администрации города»».
Авторская программа спецкурса по русскому языку «Языковые нормы и культура русской речи» в 8-9 классах / сборник элективных и факультативных курсов; [авт.- сост. Савицкая Э.В.], Магнитогорск, 2009.
Учебный план МОУ СОШ №6 на 2016-2017 учебный год.
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе направлена на:
на формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном;
на организацию их свободного времени;
на их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию;
на выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.(п. 1 ст. 75 Закона об Образовании РФ)
Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)."


Общая характеристика учебного предмета

Программа спецкурса «Языковые нормы и культура речи» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. В ходе изучения курса «Языковые нормы и культура речи» школьниками должны быть достигнуты следующие результаты:
приобретение навыков культуры общения;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
овладение нормами русского литературного языка;
формирование коммуникативной грамотности;
развитие логического мышления, самостоятельности.
Теоретический и практический материал программы спецкурса позволяет научить учащихся свободно владеть стилистическими нормами языка и подготовить их к итоговой аттестации.
Материал курса сгруппирован по разделам русского языка, поэтому используется блочная система обучения.
Курс отличается практической направленностью. Каждая тема содержит
определенную систему теоретических сведений о тех явлениях в области культуры речи, которые предлагаются для анализа и изучения;
комплекс практических заданий различной степени трудности, позволяющих вырабатывать соответствующие умения и навыки в связи с рассматриваемой проблемой;
задания повышенной сложности;
повторение правил орфографии и пунктуации.
Изучение некоторых тем предполагает выполнение заданий, предусматривающих анализ текстов, устранение речевых ошибок, редактирование текстов и запись их правильных вариантов, проведение экскурса в историю слов.

Цели и задачи
Цель курса: формирование речевой коммуникативной культуры учащихся, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Основные задачи курса:
создание условий для приобретения обучающимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего обучения
развитие и совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков,
освоение учащимися литературно-языковых норм



Содержание учебного курса

Язык и речь. Культура человека и культура речи.
Орфоэпические нормы.
Ударение в формах кратких прилагательных и причастий. Ударение в формах глаголов прошедшего времени.
Лексика. Речевые нормы.
Стилистическая оценка многословия. Речевая недостаточность. Полисемия. Синонимы, антонимы, омонимы и их роль в речи. Выбор и употребление паронимов. Фразеологические обороты и их употребление. Канцеляризмы и штампы
Морфологические нормы.
Имя существительное. Ошибки в образовании, выборе и употреблении форм, связанных с категорией рода и числа. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа. Окончания существительных в предложном падеже единственного числа. Определение рода существительных.
Имя прилагательное. Ошибки в образовании, выборе и употреблении прилагательных. Формы степеней сравнения прилагательных.
Имя числительное. Особенности выбора и употребления количественных и порядковых числительных.
Местоимения, особенности их употребления.
Глаголы. Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения.
Синтаксические нормы.
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений с определяемыми словами. Варианты форм, связанные с управлением. Логическая и лексико-грамматическая сочетаемость однородных членов предложения. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Параллельные синтаксические конструкции



























Учебно-методический комплекс

Авторская программа спецкурса по русскому языку «Языковые нормы и культура речи» в 8-9 классах / сборник элективных и факультативных курсов; [авт.- сост. Савицкая Э.В.], Магнитогорск, 2009.


класс
учебник
пособие для учителя

рабочая тетрадь
(пособие для ученика)
КИМы
ЭОР

8


1. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М., 1991.
2. Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону 2001.
3. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. М., 2002.
4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.
5. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 9 классы. М., 1989.
Т.И.Фроянова «Культура русской речи». Практикум. Санкт-Петербург «Паритет» 2003г.
Практикум по курсу «Русский язык и культура речи» под редакцией профессора В.И. Максимова. М. «Гардарики» 2005г.
В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи: теория и практика обучения». М. «Линка-пресс» 1994г.
М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11классы» М. «Айрис-пресс» 2006г.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. М., 2000.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1992
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.,1994.


1.Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. 8-11 классы.- М.,2001.
2.Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г.Тесты по культуре речи. - М.: Флинта, 2007.





Дополнительная литература и средства обучения

Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
Электронные образовательные ресурсы

Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского письма.М., 1981.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. М., 2006.
Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону 2001.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма Л 1978.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.. 1994.
Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
Минеева СЛ. Полемика диспут дискуссия. М., 1990.
Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М., 1994.
Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. М., 2002.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 2006.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
Уайтпсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1996.


1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Грамота.ру
3. Slovari.ru
4. http://russkoe-slovo.ru
5. bibliogid.ru
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].narod.ru
7. http://pyshkin.edu.ru
8. http:// www. ropryal.ru
9. http:// lrc-lib.ru
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. http:// fcior.edu.ru




Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу и их обоснование


класс
название темы
Примерная программа
Авторская программа
Рабочая программа
обоснование








































































Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке

Формы организации учебного процесса на уроках в 8 классе как традиционные (лекция ,беседа, практикум), так и нетрадиционные (исследование, творческая мастерская).
«Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках словесности проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Компетенции рабочей программы
Компетенции программы дополнительного образования

Коммуникативная – развитость устной и письменной речи, умение соблюдать этику и этикет общения, умение проникнуться интересами другого человека. 2.Лингвистическая – владение системой сведений о языке, знание роли русского языка как национального языка русского народа. 3. Культуроведческая - отражение в языке культуры и истории народа.
Коммуникативная- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использование языка в различных сферах, ситуациях общениях, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям обучающихся
Лингвистическая – систематизация знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве развитии и функционировании, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений
Культуроведческая – осознание языка как формы выражения национальной и мировой культуры; взаимосвязи языка, истории народа и мировой истории; владение нормами речевого этикета. культурой межнационального общения.



3.Тематический план


№ п/п
Содержание программы (темы, разделы)

Количество часов

1.
Язык и речь. Культура человека и культура речи.
1

2.
Орфоэпические нормы
2

3.
Лексика. Речевые нормы.
5

4
Морфологические нормы.
9

5
Синтаксические нормы
17


Всего:
34


























4.Календарно-тематическое планирование

№ урока
Тема урока
Практическая часть
Объект контроля
Форма контроля

1.
Роль речевой нормы в становлении и функционировании литературного языка
Анализ различных текстов.
Умение видеть и устранять речевые ошибки.






2.
Изучение нормативной, коммуникативной и этической культуры речи
Упражнения комбинированного характера.
Умение ставить ударение в словах.
Орфоэпический тест.

3.
Языковые нормы в античности (на материале лирики Сафо)
Упражнения комбинированного характера.
Умение ставить ударение в словах
Орфоэпический диктант.





4-5.
Языковые нормы в античности (на материале произведения Софокла, Эсхила, Еврипида)
Анализ и редактирование текстов. Игры-шутки; задания, предполагающие увидеть связь «контекст-полисемия».
Умение точно и правильно употреблять слова.

Редактирование текстов из различных источников (речь окружающих, Интернет).

6-7.
Языковые нормы в эпоху Возрождения (на примере лирики Петрарки и Данте)
Упражнения комбинированного характера, игры, шутки, составление текста.
Умение использовать лексические группы слов в речи.
Творческая работа с использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов.

8-9.
Языковые нормы эпохи Возрождения (на примере романов Рабле, Сервантеса, Шарля де Костера)
Игровые задания, подбор омонимов, проба поэтического пера.
Умение мыслить логически, работать самостоятельно.
Решение олимпиадных заданий.

10-11.
Языковые нормы в Новое Время ( на материале произведений Вольтера и Руссо)
Работа со словарём. Упражнения комбинированного характера.
Умение правильно употреблять паронимы в речи, различать частотные паронимы.
Тест.






12.
Языковые нормы в России 18 века ( на примере произведений Кантемира и Сумарокова)
.Знакомство с типичными ошибками. Работа с занимательным материалом.
Умение наблюдать, систематизировать.
Наблюдение за речью окружающих с целью сбора материала для корректировки

13.
Языковые нормы в «Теории трех штилей» М.В. Ломоносова
Работа в группах, заполнение таблицы, дифференцированные задания.
Умение образовывать форму родительного падежа множественного числа.
Решение олимпиадных заданий.

14.
Языковые нормы в России начала 19 века на примере произведений Веневитинова и Батюшкова
Комплекс заданий различной степени трудности.
Умение грамотно писать.
Задание типа :
« Подбери существительное в нужной форме».

15.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический
Работа со словарём, экскурс в историю имён.
Умение склонять существительные в соответствии с языковыми нормами.
Тест.

16.
Выбор и организация языковых средств
Знакомство с типичными ошибками. Работа с занимательным материалом
Умение наблюдать, систематизировать, логически мыслить.
Наблюдение за речью окружающих с целью сбора материала для корректировки.

17-18.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность уместность употребления языковых средств
Комплекс заданий различной степени трудности.
Умение образовывать и правильно употреблять степени сравнения прилагательных.
Редактирование текстов.

19.
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи
Знакомство с типичными ошибками. Формулировка правил на основе наблюдений. Исправление ошибок, допущенных в тексте.
Умение различать и правильно употреблять количественные и порядковые числительные.
Тест.

20-21.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. умение разъяснить смысл малопонятных слов употреблённых в речи.
Упражнения комбинированного характера.
Умение правильно употреблять личные и притяжательные местоимения.
Редактирование текстов.

22 - 23.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Правильное использованных различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребляемых в речи.

Занимательные игры. Комплекс заданий различной степени трудности. Редактирование текстов.
Умение сопоставлять явления и делать выводы и обобщения.
Конструирование текста в соответствии с грамматическими законами.








Синтаксические нормы.

24.
Инверсия в предложении ( по произведениям поэтов –абсурдистов Э.Лира, Л.Кэрролла)
Анализ и сравнение отрывков художественных произведений. Подбор примеров из различных источников.
Умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Умение работать самостоятельно.
Творческая работа с использованием инверсии.

25-26.
Эксперименты с предложениями (на материале повести М.Парр «Вафельное сердце»)
Знакомство с правилами согласования подлежащего со сказуемым. Эксперименты со словом. Редактирование предложений.
Умение наблюдать и делать выводы. Умение согласовывать сказуемое с подлежащим.
Тестовые задания.

27.
Согласование определений и приложений с определяемыми словами.
Упражнения комбинированного характера.
Умение правильно согласовывать определения и приложения с определяемыми словами.
Редактирование текста.

28.
Варианты форм, связанные с управлением.
Работа в группах. Работа со словарями. Наблюдения над предлогами.
Умение правильно выбирать падежную форму (с предлогом или без предлога).
Грамматический тест.

29.
Логическая и лексико-грамматическая сочетаемость однородных членов предложения.
Работа со схемами, подбор отрывков из художественных текстов.
Умение правильно строить предложение с однородными членами.
Редактирование текста.

30.
Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. ( В.И. Даль) (по произведениям поэтов- обэриутов)
Игра «Индейские имена с причастиями».
Занимательные материалы. Редактирование текстов.
Умение использовать в речи причастные обороты.
Тематическое тестирование.

31.
Коварство деепричастных оборотов (по произведениям поэтов-обэриутов)
Упражнения комбинированного характера. Работа с отрывками из произведений русских писателей.
Умение использовать в речи деепричастные обороты.
Тематическое тестирование.

32.
Параллельные синтаксические конструкции.
Занимательные задания из книги Т. Рик. Упражнения комбинированного характера.
Умение различать обороты речи, комментировать свой выбор.
Творческая работа с использованием параллельных синтаксических конструкций.

33.
Консультация по теме «Синтаксические нормы ».
Работа в группах. Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.



34.
Итоговое тестирование по курсу «Языковые нормы и культура речи»

Умение владеть нормами современного русского языка.



5.Лист коррекции выполнения тематического планирования

уроки, которые требуют коррекции
уроки, содержащие коррекцию

дата
№ урока по
планированию
тема урока
причина коррекции
дата
форма коррекции: - объединение по темам (указать какой № урока);
-домашнее изучение, к\р, и др.
утверждение зам. директора по УВР

















































































































6.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В ходе изучения курса «Языковые нормы и культура речи» школьниками должны быть достигнуты следующие результаты:
приобретение навыков культуры общения;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
овладение нормами русского литературного языка;
формирование коммуникативной грамотности;
развитие логического мышления, самостоятельности.
Теоретический и практический материал программы спецкурса позволяет научить учащихся свободно владеть стилистическими нормами языка и подготовить их к итоговой аттестации.

Характеристика контрольно-измерительных материалов,

Для каждой темы занятий предлагаются контрольно-диагностические работы (тематическое, итоговое тестирование). Результаты срезов оцениваются с помощью оценочной, балльной и рейтинговой шкалы. Введение рейтинговой оценки решает и психологическую задачу: снимает негативное восприятие учащимися неуспешного результата обучения. Анализ полученных результатов позволяет сделать своевременную коррекцию деятельности ученика. Возможна такая форма работы как самопроверка и взаимопроверка.
Рекомендуется использовать разнообразные формы занятий: уроки-исследования, консультации, практикумы, лабораторные работы, уроки творчества (рецензирование текстов из различных источников, создание учениками собственного образовательного продукта).
Преподавателем выбираются как объяснительно - иллюстративные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы работы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
В качестве обучающих пособий для учителя и ученика предлагаются не только дидактические материалы, но и литература по занимательной стилистике.

Система оценивания обучающихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Критериями освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают глубина и широта знаний, грамотность, уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
Контроль за уровнем овладения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется по системе оценивания «зачёт-незачёт».
«Зачтено» обучающиеся получают при выполнении следующих условий:
систематическое посещение занятий;
при правильном выполнении 50% - 100% заданий предложенных при текущем контроле (степень освоения программного материала во время его изучения) и при выполнении тематических проверочных работ (после изучения наиболее значительных тем программы).





























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415