Программа элективного курса по русккому языку для 11 класса Русское правописание: орфография и пунктуация
Ростовская область
г. Новочеркасск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
Приказ от 01.09.2014 № 145-ОД
______________Т.Ю. Романова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____русскому языку ______
(элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация»)
основное общее образование, 11 класс
количество часов 34_______________
Учитель Лопаткина Наталья Викторовна
Программа разработана на основе
Примерных программ по учебным
предметам (Русский язык 10-11 кл.Стандарты второго поколения.) Москва. «Просвещение», 2010 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация») составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Примерные программы по учебным предметам (Русский язык 10-11 кл. Стандарты второго поколения.) Москва. «Просвещение», 2010 год.
4. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому зыку (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089).
5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312).
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
7. Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения ЕГЭ по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
8. Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации ЕГЭ по образовательным программам среднего общего образования».
9. Письмо Рособрадзора об изменениях в структуре ЕГЭ 2015 от 29.08.2014.
10. Учебный план МБОУ СОШ №12 на 2014-2015 уч.год.
Цели элективного курса в 11 классе:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения.
Развитие совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса.
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Расширение, углубление, конкретизация знаний по морфологии и синтаксису, анализу текста.
Совершенствование приобретенных учащимися знаний,
Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления,
Расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по предмету.
Задачи обучения:
Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
Помочь старшеклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
Опробовать изменённые КИМы и оценить их структуру и содержание.
Углубленно изучить отдельные темы курса «Русский язык».
Общая характеристика элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Курс «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе, изучаемый на федеральном уровне, посвящен изучению синтаксиса, культуры речи и стилистики. Содержание его дополняет и расширяет знания по синтаксису и пунктуации. В рамках подготовки к ЕГЭ в курс включены часы по многоаспектному анализу текста (стили, типы речи), продуцированию текстов (основная мысль, тема, идея, проблематика; создание самостоятельных текстов). Работа с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств; многоаспектный анализ текста; преобразование информации, в нем содержащейся, равномерно включена в содержание курса.
Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация» является самостоятельно существующим и рассчитан на 34 часа. В результате изучения данного курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят материалы о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Практическая направленность курса «Русский язык»: в результате изучения данного курса выпускники будут психологически подготовлены к ЕГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого, ребята повторят материалы о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В среднем звене изучение русского языка посвящено подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов в 9 классе. Курс «Русское правописание: орфография и пунктуация» посвящён подготовке учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Так обеспечивается преемственность образования.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе:
элективный курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе закрепления знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает совершенствование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» ученик должен
Знать/понимать:
1. Связь языка и истории, культуры русского народа;
2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
3. Основные единицы языка, их признаки;
4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения.;Уметь:
1. Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
2. Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
Аудирование и чтение:
1. Использовать основные виды чтения;
2. Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Говорение и письмо:
1. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
2. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
3. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
4. Соблюдать нормы речевого поведения;
5. Использовать основные, а также приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Место элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в учебном плане.
Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация» изучается в инвариантной части компонента образовательного учреждения и усиливает базовое ядро курса «Русский язык» на III ступени.
Количество часов 34 часа за год (1 час в неделю).
Содержание элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Курс включает следующие разделы:
Орфография.
Пунктуация.
Развитие речи.
Языковые нормы.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения.
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Тематическое планирование
№
п/п Содержание темы (раздела) Кол-во часов Виды деятельности учащихся
1 Орфография 10 Словарный диктант, тестирование, тренировочные упражнения, выборочное списывание, самостоятельная работа.
2 Пунктуация 9 Корректура предложений, тестирование, тренировочные упражнения, анализ предложений и текста.
3 Языковые нормы 8 Корректура предложений, тестирование, мини-сочинение, распределительный диктант.
4 Развитие речи 7 Корректура предложений, тестирование, сочинение-рассуждение, тренировочные упражнения.
Табличное представление учебно-тематического планирования
(1 час в неделю, всего 34 часа).
№п/п Дата проведения Тема урока Кол-во
часов Формирование
понятий Повторение Виды деятельности учащихся Домашнее
задание Примечания
по программе фактически I четверть – 9 часов
1 03.03.14 Орфоэпические нормы. Ударение. 1 Орфоэпия, слог, ударение. Выполнение заданий по типу ЕГЭ Задание А1 в пособии 2 10.09.14 Морфологические нормы. Образование формы слова. 1 Морфологические нормы. Формы слова. Редактирование словосочетаний, тестирование. Таблица (с.36), задание А3 3 17.09.14 Построение предложений с деепричастным оборотом. 1 Деепричастный оборот. Корректура предложений, словарный диктант. Редактирование предложений 4 24.09.14 Орфограммы корня. Чередование гласных в корне слова. 1 Орфограмма, морфемы. Словарный диктант, тестирование. А14, составить словарный диктант 5 01.10.14 Орфограммы приставок. 1 Орфограммы приставок. Словарный диктант, тестирование. А15 (пособие) 6 08.10.14 Обособленные члены предложения. Пунктуация. 1 Обособленные члены предложения. Тестирование, тренировочные упражнения. А6, А21, редактирование текста 7 15.10.14 Грамматические ошибки. Синтаксические нормы. 1 Грамматические ошибки. Синтаксические нормы. Тренировочные упражнения, выборочное списывание. Редактирование предложений 8 22.10.14 Согласованные и несогласованные приложения. 1 Приложение. Анализ предложений, тестирование. Составить предложения Д/З: предложения с приложением
9 29.10.14 Суффиксы существительных и прилагательных. 1 Орфограммы суффикса. Тренировочные упражнения, тестирование, словарный диктант Задание А17 (пособие) II четверть – 7 часов
1 (10) 12.11.14 Изменения в структуре ЕГЭ. 1 Аллитерация, антитеза, градация. Работа с КИМами. 2 (11) 19.11.14 Грамматические нормы. Приложение. 1 Приложение. Объяснительный диктант, построение предложений с приложениями. Пособие, задание 7. 3 (12) 26.11.14 Личные окончания глагола. Суффиксы причастий. 1 Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Причастия, глаголы, спряжение. Тренировочные упражнения, работа с текстом, словарный диктант. Составить словарный диктант. 4 (13) 03.12.14 Р.Р. Комментарии к проблеме текста. 1 Комментарий к проблеме, инверсия, литота, олицетворение. Проблема текста. Анализ текста, составление комментариев к проблемам текстов. Пособие, вариант 1 (комментарий к проблеме текста) 5 (14) 10.12.14 Р.Р. Формулировка позиции автора. 1 Позиция автора. Проблема текста. Работа с текстом, тренировочные упражнения. Пособие, вариант 1 (позиция автора) 6 (15) 17.12.14 Р.Р. Аргументация собственного мнения. 1 Параллелизм, перифраз, парцелляция. Аргументация. Тема, идея, проблема текста. Анализ текста, мини-сочинение. Пособие, вариант 1 (аргументы) 7 (16) 24.12.14 Самостоятельная работа по орфографии. 1 Самостоятельная работа. Пособие, книга 1, упр.16, 18 III четверть – 10 часов
1 (17) 14.01.15 Вводные слова и обращения. 1 Вводные слова, обращение. Тестирование, тренировочные упражнения. Пособие, книга 1, упр.48 Д/З: повторить структуру сочинения
2 (18) 21.01.15 Р.Р. Сочинение -рассуждение. 1 Сочинение - рассуждение. Раздаточный материал 3 (19) 28.01.15 Пунктуация: знаки препинания при однородных членах предложения. 1 Плеоназм, риторический вопрос, риторическое обращение. Однородные члены предложения. Выполнение тестов типа ЕГЭ, тренировочные упражнения. Пособие, книга 2, задание 15 (вариант 1-15) 4-5 (20-21) 04.02.15
11.02.15 Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных. 2 Написание сложных существительных и прилагательных. Сложные слова. Тренировочные упражнения, распределительный диктант, тестирование. Раздаточный материал, составить словарный диктант 6 (22) 18.02.15 Пунктуация: обособленные определения. Причастный оборот. 1 Обособленные определения. Причастный оборот. Анализ предложений, тестирование. Пособие, книга 1, упр.45 7 (23) 25.02.15 Р.Р. Средства связи предложений в тексте. 1 Родовидовые слова, слова логической связи. Предложение, текст, антонимы, повтор. Анализ текста, составление текстов – рассуждений. Составить текст 8 (24) 04.03.15 Пунктуация: обособление приложений, дополнений и обстоятельств. Деепричастный оборот. 1 Приложение. Второстепенные предложения. Анализ предложений, тренировочные упражнения. Пособие, книга 1, упр.47 9 (25) 11.03.15 Практическая работа (тестирование) по типу ЕГЭ. 1 Тестирование. Повторить виды придаточных предложений 10 (26) 18.03.15 Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных, способы соподчинения. 1 Способы соподчинения придаточных предложений. Виды придаточных предложений. Тестирование, тренировочные упражнения. Составить тест по пунктуации СПП IV четверть – 8 часов
1 (27) 01.04.15 Пунктуация: Знаки препинания в сложносочинённом предложении. 1 ССП, общий второстепенный член. Сложное предложение. Анализ предложений, тренировочные упражнения. Раздаточный материал 2 (28) 08.04.15 Лексические нормы. Паронимы. 1 Паронимы. Корректура предложений, тренировочные упражнения. Пособие, книга 2, задание 5 (вариант 14-25) 3 (29) 15.04.15 Орфография: частицы не и ни. 1 Сравнение, эпитет, эпифора. Частицы. Тренировочные упражнения, тестирование. Составить словарный диктант, повторить структуру сочинения 4 (30) 22.04.15 Р.Р. Сочинение - рассуждение. 1 Сочинение - рассуждение. Пособие, книга 1, проверочная работа №4 5 (31) 29.04.15 Пунктуация: знаки препинания на стыке союзов. 1 Сложное предложение с разными видами связи. Тестирование. Раздаточный материал 6 (32) 06.05.15
Р.Р. Средства выразительности языка. 1 Средства выразительности. Тестирование. Подготовиться к тестированию 7 (33) 13.05.15 Итоговое тестирование. 1 Тестирование. Раздаточный материал 8 (34) 20.05.15 Итоговый урок. 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону
Легион, 2014.
2. Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Книга 1 и 2. М.: Народное образование, 2014.
3. Журнал «Русский язык в школе» с 2001 года.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.
М.: ОНИКС Мир и Образование, 2009.
4. Добротина И.Г., Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Издательский дом «Комсомольская правда», М, 2013
5. Егораева Г.Т. Русский язык. Все задания части В. М., Экзамен, 2013.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация. М., ОНИКС. Мир и Образование, 2009.
7. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии. М., ОНИКС. Мир и Образование, 2009.
8. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2013.
9.Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2011.
10. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2013.
11. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. Ростов-на-Дону. Легион, 2013.
12. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону. Легион. 2011
13. http://www.proshkolu.ru14. http://www.fipi.ru15. http://rus.reshuege.ru
16. http://www.ege.edu.ru
17. http://uchimcauchitca.blogspot.de
18. Компьютер.
19. Телевизор.
Результаты освоения элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация» для 11 класса
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся систематизируют знания о русском языке как о системе, совершенствуют практические навыки, повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзамена. В результате прохождения программного материала обучающиеся
должны знать основные понятия разделов, определение терминов;
уметь выполнять различные виды лингвистических анализов;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Основные виды контроля:
диктант (объяснительный, словарный, распределительный);
комплексный анализ текста;
сочинение-рассуждение;
тест;
устное высказывание.
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов
учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Нормы оценки письменных работ учащихся.
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки сочинения
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
4.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматическихошибокОценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники:
1. Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. - М., 1989.
2. Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.
3. Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.
4. Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.
5. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М., 1986 и последующие издания
7. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». - М., 1998. С. 36-42.
8. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001
9. Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. – М., 2007
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания
методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №12 _____________Т.Н. Меркулова
от 29.08.2014 года № 1 ____. _____. 2014 года
_______ С.И. Тремасова
(подпись руководителя МС)