Программа элективного курса Русское правописание:пунктуация и орфография-10 класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»


Согласовано:
На заседании методического объединения школы
Протокол № ___ от
«___»___________2013 г.

Принято:
На заседании
педагогического совета
Протокол № __ от
« » 2013 г.

Утверждаю:
Директор школы
_________(Никонова Т.В.)
Приказ № ____ от
«___»__________2013 г.










Рабочая программа
по элективному курсу
« Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс
Базовый уровень
на 2014-2015 учебный год










Разработана Суртаевой Т.Н.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории



г. Горняк.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса для 10-11 классов (авт.- сост. С.И. Львова), -3-е изд.-М.: Мнемозина, 2009, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Необходима опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. д.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующихся умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10-й класс, пунктуация – 11-й класс. Такой подход не исключает, а предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно – семантических схем слова или морфемно – словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).



Требования к уровню подготовки учащихся Важнейшими умениями в 10 классе являются следующие:

·различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;

·находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

·анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

·пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

·находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

·различать морфемы в слове и их значение;

·объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

·пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).

·характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

·определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;

·употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

·склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

·пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

·производить комплексный анализ текста;

Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 10 класса- 35 часов.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Программа
С.И.Львовой
Рабочая программа

1
Особенности письменного общения
2
2

2
Орфография
32
33

2.1
Орфография как система правил правописания
2
2

2.2
Правописание морфем
18
18

2.2.1
Правописание корней

6

2.2.2
Правописание приставок

3

2.2.3
Правописание суффиксов

6

2.2.4
Правописание окончаний

3

2.3
Слитные, дефисные и раздельные написания
10
11

2.4
Написание строчных и прописных букв
2
2

ИТОГО


35 часов



Календарно-тематический план (35 часов – 1 час в неделю)

Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Даты проведения
Оборудование урока




план
факт



Особенности письменного общения
2




1
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
1
03.09

Мультимед.през. «Русский язык»

2
Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний.

1
10.09




Орфография
33





Орфография как система правил правописания
2


А 3,А5 ЕГЭ

3
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
1
17.09

Таблица «Русская орфография»

4
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.
1
24.09





Правописание морфем
18







Правописание корней
6





5.


Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.
1
01.10

Распечатки с текстами

6


Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
1
08.10

Тренажер А 15

7
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).
1
15.10

Лингвистическая игра-викторина

8
Группы корней с чередованием гласных
1
22.10

Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»

9
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
1
29.10

Мульмед.през. «Занимательная орфография»

10
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
11.11

Комплексный анализ текста


Правописание приставок
3




11
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.
1
18.11

Мультимед.през. «Правописание приставок»

12
Приставки на з/с- фонетический принцип написания.
1
25.11

Мультимед.през. «Правописание приставок»

13
Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания.
1
02.12

Мульмед.през. тесты с заданием А14 ЕГЭ


Правописание суффиксов
6




14
.Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
1
09.12

Мультипрез. «Русский язык-это интересно»

15
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
1
16.12

Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка»

16
Типичные суффиксы прилагательных и их написание
1
23.12

Тесты с заданием А 14 ЕГЭ

17
Типичные суффиксы глагола и их написание.
1




18
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1


Мультимед.през«Причастие и дееприч.»

19
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
1


« Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»


Правописание окончаний
3




20
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи..
1


Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

21
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.
1


«Рассыпавшиеся» тексты .

22
Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы.

1


Текстоведческий анализ


Слитные, дефисные и раздельные написания.
11




23
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
1


Модели предложений с причастным оборотом

24
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
1


Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ

25
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.
1


Модели двусоставных и односост. предложений

26
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.
1


Орфографический словарь

27
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.
1


Мульт.мед. през. «Правописание наречий»

28
Особенности написания производных предлогов.
1


Таблица «Правописание предлогов»


29
Смысловые,грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.



Модели ( чтобы,также и тп)

30
Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия).
1


Модели сложных предложений различных видов.

31
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1


Мультимед.през. «Гордость России»

32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1


Таблица
«Частицы НЕ и НИ»

33
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
1


«Рассыпанные строчки стихотворения»


Написание строчных и прописных букв
2


КИМы ЕГЭ

34
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1


Распечатки текстов для работы в парах.

35
Работа со словарем «Строчная или прописная ?»
1




ИТОГО




35 часов




Содержание программы учебного курса

Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
от смыслак средствам его выражения / в устной форме
\ в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (33 часа)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (зависимость от последующего согласного); 3) –гар- -гор-, -твар- -твор-, -клан- -клон-, -зар- -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з / с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- / обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (11 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико – семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико – орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?».


Формы и средства контроля:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.














Перечень учебно-методических средств обучения
Для учителя
1. Аванесов Р.И.Русское литературное произношение. 6-е издание, переработанное и дополненное. – М., 1984.
2. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации.- М., 1989.
3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 1998.
6. Культура русской речи/ под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998.
7. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
8. Основы культуры речи. Хрестоматия. Сост. Л.И. Скворцов.- М., 1984.
9. Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.
10. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.
11. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы. Основной курс. Элективные курсы. – М., 2008.
Для учащихся
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,1983.
3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Словари:
1. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь – справочник. – М., 2003.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М.В.Панов. – М.,1984.


15