Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Русское правописание: орфография и пунктуация 10-11 классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛОВИНО - ЧЕРЕМХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. БЫБИНА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директор по УВР Директор школы:
№___ от_____________________ _________________________ ________________ В.В. Чистяков
Руководитель ШМО___________ « ___ »_______________ приказ №_____от________________
Рабочая программа факультативного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Чистова Т.С.
Половино – Черемхово, 2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса составлена на основе авторской Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / авт.-сост. С.И.Львова. –М.: Вентана-Граф, 2012.- 80 с. – (Библиотека элективных курсов)
Данная рабочая программа разработана с учетом:
требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
требований к уровню подготовки учащихся 10-11 классов;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МКОУ Половино-Черемховская СОШ;
познавательных интересов учащихся.
Цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма.
Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет потребность человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. д.).
Подходы и методы. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Формы и методы работы с учащимися:
- семинары,
- практикумы,
- исследования,
- доклады,
- групповые работы и т.д.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы данного факультативного курса, соответствует Базисному учебному плану МКОУ Половино-Черемховская СОШ.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, из расчета 1 час в неделю, и соответствует авторской программе, поэтому никаких изменений в программе нет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Количество учебных часов
Всего
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 34
Особенности письменного общения 2
Орфография как система правил правописания 2
Правописание морфем 18
Слитные, дефисные и раздельные написания 10
Написание строчных и прописных букв 2
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (передача смысла с помощью графических знаков) — ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:
от смысла к средствам в устной речи
его выражения в письменной речи
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слуховое восприятие речи и зрительное — собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного слова. Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы руcской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему всегда одинаково»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- //-кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- (-ращ-) //-рос-, -скак- // -скоч-(зависимость от последующего согласного);
3) -гар- //-гор-, -твар-//-твор-, -клан-// -клон-, -зар- // -зор-(зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло// ла, оро// ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь, -тель, -ник-, -изн(а), -естъ(ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик и -щик со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват-, -еват-, -лив-, -чив-, -чат-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка- -ирова-, -ича-,
-ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой -обез-/-обес- (обезлесить — обезлесеть); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи.
Различение окончаний –е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов:
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных, словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯУчащиеся 10 класса должны научиться
●различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;
●находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
●анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
●пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);●находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
●различать морфемы в слове и их значение;
●объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
●пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).
●характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
●определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;
●употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;
●склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
●пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
●производить комплексный анализ текста;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
I . Печатные пособия
Настоящая рабочая программа.
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно?: Орфографический словарь-справочник. — М., 1998.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10—11 классы. — М., 1999.
Войлова К. А., Гольцова Н. Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Ч е ш к о Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998.
Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
Зданкевич В. Г. Пособие по русскому языку для средних специальных учебных заведений. — М., 1989.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Львова СИ. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.
Львова СИ. Язык в речевом общении. — М., 1991.
Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 1997.
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация / Под ред. В. Н. Светлышевой. — М., 1997.
Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
Чешко Л. А. Русский язык для подготовительных отделений вузов. — М., 1990.
II. Мультимедийные пособия
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Экспресс-подготовка к экзамену по русскому языку.
ЕГЭ. Русский язык. Система подготовки
Русский язык. Дидактический и раздаточный материал. 5- 9 классы.
Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия.
Русский язык. 9 класс. Повторение и контроль знаний.
Русский язык. Поурочные планы 10-11 классы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. РыбченковойФраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку.
Русский язык.. «Проверь себя» Тесты 10-11 классы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет факультативный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Класс 10
Учитель Чистова Татьяна Степановна
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Планирование составлено на основе :Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / авт.-сост. С.И.Львова. –М.: Вентана-Граф, 2012.- 80 с. – (Библиотека элективных курсов)
Учебник: Греков В. Ф., Крючков С. Е., Ч е ш к о Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998.
№ п/пТема занятия Кол-во часов Дата проведения урока Требования к уровню подготовки Контроль Обеспечение
Особенности письменного общения (2 ч) По плану По факту 1. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. 1 08.09 Уметь употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств Наблюдение Тексты
2. Особенности письменной речи. Возникновение письма. 1 15.09 Знать историю развития языка Доклады Тексты
Орфография как система правил правописания (2ч) 3. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. 1 22.09 Знать основные разделы языка, их особенности 4. Обобщающие правила разделов русской орфографии. 1 29.09 Знать основные правила данного раздела орфографии Тест Правописание морфем (18 ч) 5. Система правил, связанных с правописанием морфем. 1 06.10 Понимать систему правил, связанных с правописанием 6. Система правил, регулирующих правописание в корнях. 1 13.10 Знать основные правила данного раздела орфографии Таблица
7. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. 1 20.10 Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова Тест М/м презентация
8. Группы корней с чередованием гласных 1 27.10 Знать систему правил, регулирующих правописание в корнях. Диктант Таблица
9. Правописание приставок 1 03.11 Знать систему правил, регулирующих правописание в приставках Таблица
10. Правописание суффиксов 1 17.11 Знать систему правил, регулирующих правописание в суффиксах Таблица
11. Типичные суффиксы имен существительных и их написание 1 24.11 Знать основные правила данного раздела орфографии Опорная карточка
12. Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание 1 01.12 Знать основные правила данного раздела орфографии Опорная карточка
13. Типичные суффиксы глаголов и их написание 1 08.12 Знать основные правила данного раздела орфографии Опорная карточка
14. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Суффиксы причастий 1 15.12 Знать основные правила данного раздела орфографии Индивидуальные исследования М/м презентация
15. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов 1 22.12 Знать систему правил, регулирующих правописание в суффиксах М/м презентация
16. Правописание окончаний 1 12. 01 Знать систему правил, регулирующих правописание в окончаниях Таблица
17. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. 1 19.01 Склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи Таблица
18. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма 1 26.01 Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова М/м презентация
19. Правописание согласных на стыке морфем 1 02.02 Знать основные правила данного раздела орфографии М/м презентация
20. Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. 1 09.02 Знать основные правила данного раздела орфографии Таблица
21. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для правильного написания слов. 1 16.02 Различать морфемы в слове и их значение. Использовать орфографические, морфемные и словообразовательные словари для правильного написания слов. Семинар Словари
22. Прием поморфемной записи слов. 1 23.02 Диктант Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч) 23. Система орфограмм данного раздела правописания 1 02.03 Различать морфемы в слове и их значение 24. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы 1 08.03 Различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила М/м презентация
25. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза) 1 16.03 Знать основные правила данного раздела орфографии Таблица
26. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога 1 23.03 Различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила М/м презентация
27. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях 1 06.04 Знать основные правила данного раздела орфографии Таблица
28. Особенности написания производных предлогов 1 13.04 Знать основные правила данного раздела орфографии М/м презентация
29. Образование и написание сложных слов 1 20.04 Знать основные правила данного раздела орфографии М/м презентация
30. Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний 1 27.04 Различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила 31. Употребление дефиса в словах разных частей речи 1 04.05 Знать основные правила данного раздела орфографии Таблица
32. Работа со специальными словарями, отражающими слитные и раздельные написания 1 11.05 Уметь работать со словарями Контрольная работа Словари
Написание строчных и прописных букв (3 ч) 33. Работа со словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы 1 18.05 Уметь анализировать свои
ошибки
Словари
34. Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии 1 25.05 Знать основные правила данного раздела орфографии М/м презентация