РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ для 11 класса
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 им. К. Нечаевой
города Волжского Волгоградской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 29
__________О.И.Мохирева
«___» ___________20014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
для 11 класса
Составитель: Матасова Юлия Анатольевна
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
русского языка, литературы и
иностранного языка
Протокол № ___ от
«___» ___________ 2014 г.
Руководитель МО
___________ И.С. Седых
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы спецкурса для 10 – 11 классов: Русское правописание: орфография и пунктуация (автор С. И. Львова) // Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык: Риторика. 5 – 7 кл.; Основы русской словесности. 5 – 9 кл.; Программы компенсирующего обучения. 5 – 9 кл.; Программы для углубл. изучения предмета. 10 – 11 кл. / Авторы Лымарь Н. А., Альбеткова Р. И., Львова С. И., Разумовская М. М. и др. - М.: Дрофа, 2006. - С. 160 – 165.
Программа рассчитана на 34 часа, из них на проведение контрольных работ – 2 часа.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
1. Греков В. Ф. Русский язык: 10 – 11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. М.: Просвещение, 2008.
2. Власенков А. И. Русский язык:10 – 11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений: Базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009.
3. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
4. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева. - М.: Просвещение, 2006.
5Дейкина А. Д. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2004.
6. Единый государственный экзамен - 2008. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. М: Интеллект-Центр, 2006.
7. Меркин Г. С. Развитие речи: выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова. - М.: Русское слово - PC, 2005.
8. Черников, И. Н. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов / И. Н. Черников, С. С. Петровская, Г. М. Шипицына. - М.: Русское слово - PC, 2003.
Промежуточная аттестация проводится по полугодиям на основании результатов письменных работ и устных ответов обучающихся.
Итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ.
Изменений, внесенных в программу, нет.
Основными формами контроля промежуточной и итоговой аттестации обучающихся являются практическая и лабораторная работа, диктант с языковым анализом текста, осложненное списывание с творческим заданием, лингвистический анализ текста, тест, дифференцированный зачет.
Тематическое планирование
№
ТЕМА УРОКА
час
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки
Элементы доп. содерж.
Вид
контроля
Домашнее
задание
Сроки
проведен.
Речевой этикет в письменном общении (2часа)
1
-
2
1. Речевой этикет как правила речевого поведения.
2. Речевая ситуация и употребление этикетных форм.
2
Урок усвоения нового материала
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Знать: приемы, обеспечивающие успешность общения в различных ситуациях и сферах общения.
Уметь: анализировать фрагменты текстов с использованием речевого этикета, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учетом ситуации и условий общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка.
Устное сообщение: «Речевая культура и речевой этикет»
§ 68, упр. 394.
Упр. 395, из тестов ЕГЭ выписать задания по теме.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3часа)
3 - 4
1. Основное назначение пунктуации.
2. Знаки отделительные и выделительные.
2
Повторительнообобщающий урок
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные.
Знать: основное назначение пунктуации, знаки отделительные и выделительные.
Уметь: расчленять письменную речь для облегчения ее понимания, различать отделительные и выделительные знаки препинания.
Распределительный диктант. Подбор своих примеров.
Стр. 345-353, свод пунктуационных правил 1-5.
5
3. Принципы и разделы русской пунктуации.
1
Повторительнообобщающий урок
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знать: принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.
Уметь: определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении, правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложения.
Объяснительный диктант
§ 64, упр. 379.
Знаки препинания в конце предложения (1 час)
6
1. Граница предложения, отражение ее на письме.
1
Повторительнообобщающий урок
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Знать: основные признаки предложения, правила употребления, точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.
Уметь: правильно выбирать знак препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Практическая работа: комплексный анализ текста
Упр. 381, ответить на вопр. «Какой знак проявляет наибольшую активность?».
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)
7
1. Знаки препинания между членами предложения.
1
Повторительнообобщающий урок
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знать: интонационные особенности предложений с тире, правила их употребления.
Уметь: членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные).
Диктант с творческим заданием
§ 67, упр. 392, подчеркнуть.
8 -10
2. Знаки препинания между однородными членами предложения.
3. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
4. Однородные и неоднородные определения.
3
Повторительнообобщающий урок
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамма-тической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знать: грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами, правила постановки знаков препинания.
Уметь: находить однородные члены предложения, составлять схемы; правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложение с однородными членами, отличать однородные и неоднородные определения.
Определить вид предложений, построить графические схемы.
Объяснительный диктант
Диктант с грамматическим заданием
Подобрать свои примеры для иллюстрации основных положений.
§ 72, упр. 408.
§ 73, упр. 411.
11-12
5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
6. Обособленные определения и способы обособления приложений.
2
Повторительнообобщающий урок
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Знать: об обособлении, как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.
Уметь: видеть структуру предложения, правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом.
§ 75, упр. 414.
§ 76, упр. 422.
13
7. Контрольная работа.
1
Урок контроля
Культура речи. Основные виды пунктуационных норм.
Уметь: анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, пунктуационно грамотно оформлять предложения.
Тест в формате ЕГЭ (1 часть - задания типа А)
14-15
8. Обособление обстоятельств и дополнений.
9. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами и дополнениями.
2
Повторительнообобщающий урок
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Знать: условия обособления дополнений и обстоятельств.
Уметь: узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, опознавать обособленные обстоятельства, пунктуационно правильно оформлять.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Объяснительный диктант.
§ 77, упр. 426, обозначить грамматическую основу.
§ 78, упр. 429, согласовать.
16
10. Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.
1
Повторительнообобщающий урок
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знать: что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления.
Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.
Диктант «Проверяю себя».
§ 79, упр. 433, составить схемы.
17
11. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
1
Повторительнообобщающий урок
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знать: постановку знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Уметь: опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
§ 80, упр. 436 (3-4 абзацы).
18-19
12. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Предложения с вводными словами.
13. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
2
Повторительнообобщающий урок
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).
Знать: группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, синтаксическую сущность обращения,
Уметь: выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения, расставлять знаки препинания при обращениях.
Тест в формате ЕГЭ (1 часть - задания типа А - пунктуация)
Творческий диктант.
Предупредительный диктант
§ 81, упр. 440, подчеркнуть.
§ 82, упр. 448, разбор предложения.
Составить тест по теме «Знаки препинания в простом предложении».
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
20-21
1. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
2. Виды сложных предложений.
2
Повторительнообобщающий урок
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знать: виды сложного предложения, их грамматические и пунктуационные особенности.
Уметь: проводить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, соблюдать в практике речевого общения основные пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка.
Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом.
Выполнить синтаксический разбор 2 сложных предложений.
Упр. 449, указать вид предложения.
22
3. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
1
Повторительнообобщающий урок
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Знать: интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений.
Уметь: различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные – простыми предложениями с однородными членами.
Осложненное списывание с творческим заданием, пунктуационный анализ текста.
§ 83, упр. 452, обозначить грамматическую основу.
23
4. Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.
1
Повторительнообобщающий урок
Строение сложноподчиненного предложения. Виды придаточных. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Знать: строение сложноподчиненного предложения, виды придаточных.
Уметь: различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы, заменять сложные предложения простыми осложненными.
Тестовые задания типа А в формате ЕГЭ.
§ 84-86, упр. 466, найти метафоры.
24
5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
Повторительнообобщающий урок
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знать: значения сложных бессоюзных предложений, интонационные средства их выражения.
Уметь: видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения).
Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.
§ 88, упр. 479 (1ч.).
25-27
6. Грамматико-интонацион-ный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.
7. Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
8. Знаки препинания при сочетании союзов.
3
Повторительнообобщающий урок
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при сочетании союзов.
Знать: постановку знаков препинания при сочетании союзов.
Уметь: производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними, заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот; анализировать предложения, состоящие из трех и более частей.
Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.
§ 87, 89, упр. 481, составить схемы.
Упр. 483, грамматико-ин-тонационный анализ (устно)
§ 89, упр. 484 (по заданию).
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
28-30
1. Знаки препинания при передаче чужой речи.
2. Прямая и косвенная речь.
3. Оформление на письме прямой речи и диалога.
3
Повторительнообобщающий урок
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знать: постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, разные способы оформления на письме цитат.
Уметь: опознавать различные способы передачи чужой речи;
Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.
§ 90-91, упр. 487.
§ 92, упр. 496, составить предложения.
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
31-33
1. Связный текст как совокупность предложений.
2. Знаки препинания в связном тексте.
3. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
3
Повторительнообобщающий урок
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Знать: что текст (высказывание) является единицей общения, подчинено единой теме, которая раскрывается в соответствии с авторским замыслом.
Уметь: правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.
Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.
Упр. 503, составить план текста.
Упр. 506, объяснить орфограммы и пунктограммы.
34
4. Контрольная итоговая работа.
1
Урок контроля
Комплексный анализ текста. Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.
Уметь: анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Комплексный анализ текста.
15