Программа курса платных дополнительных услуг по русскому языку для 4 класса Живое слово


Программа
платных дополнительных образовательных услуг
по русскому языку для 4 класса
«Живое слово»
Составитель программы:
учитель начальных классов
Попова Елена Николаевна
№ П/П Наименование платной дополнительной образовательной услуги Количество
часов попрограмме Класс Учитель УМК
1 «Живое слово» 33 4 Попова Е.Н. С.А.Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс. Пособие для начальных классов М.: «Грамотей», 2012.
С.А.Есенина Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс, Пособие для начальных классов М.: «Грамотей», 2012
Л.Л. Страхова. Готовые сочинения для младших школьников. Теория и практика написания сочинений. Санкт-Петербург. Издательство «Литера, 2012 »
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью это познание окружающей действительности. Ребенок овладевает не только устной, но и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной. В ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, необходимо предоставить ему возможность, как можно раньше и больше узнать о тайнах слова. Программа курса платных дополнительных услуг «Живое слово» является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников.
В основе программы «Живое слово» лежит общая концепция личностно - ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков, где заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.
Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры речи учащихся 4-х классов, умение правильно и свободно выражать свои мысли в письменной и устной форме, основывается на умениях и навыках, полученных на уроках русского языка, литературы и др. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 5-х классе.Основная задача работы по развитию связной речи обучающихся состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.
Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
Информационно-содержательные, включающие умение получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль текста.Структурно-композиционные, предполагающие умение правильно строить текст, умение формулировать вводную, основную и заключительную части текста и др.
Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Работа по развитию речи учащихся многогранна. Курс русского языка в начальной школе включает в себя написание изложений и сочинений. В программе платных дополнительных образовательных услуг «Живое слово» подробно рассматривается разнообразие типов и стилей речи в сочинении и изложении, приемы и требования к их написанию.
Целью данной программы является:
определение возможностей сочинения и изложения, как основных видов работ по развитию речи младших школьников,
обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Курс по развитию речи для учащихся 4 класса ставит следующие задачи:
воспитание любви к великому русскому языку;
развитие интереса к языку как учебному предмету; пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
развитие творческих возможностей каждого ученика в области создания текстов и формирование общеучебных умений работы с текстом;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;.совершенствование умения полно и последовательно излагать свои мысли;
расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением и изложением;
Курс имеет практическую направленность: учащиеся учатся передавать содержание предложенного текста и самостоятельно создавать различные виды текстов.
Программа предусматривает написание изложения прочитанного рассказа по плану, составленному совместно с учителем или самостоятельно (с предварительной работой над содержанием, языком и правописанием).
Чтобы написать изложение, учащиеся должны усвоить содержание текста. Это значит:
а) уяснить основную мысль рассказа или отрывка, отделив главное от второстепенного;
б) запомнить основные факты, их последовательность;
в) установить свое отношение к происходящим в рассказе событиям, к характеру и поведению действующих лиц.
Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили содержание текста для изложения, применяется ряд методических приемов:
1) выразительное чтение текста учителем;
2) объяснение непонятных слов и выражений;
3) беседа;
4) работа над планом;
5) составление рабочих материалов;
6) устный пересказ текста учащимися;
7) вторичное чтение.
Выбор методических приемов работы над конкретным текстом зависит в первую очередь от цели, преследуемой данной работой, а также от особенностей класса и характера изложения.
При работе над сочинением используются различные виды работ, цель которых – помочь ученикам осознать признаки связного текста, такие, как завершенность, наличие общей мысли, тематическое единство и информативность.
Основной признак связного текста – единство содержания – осознается учащимися через работу с заглавием. Соотнося заглавие какого-либо текста с его содержанием или озаглавливая несколько предложений или часть текста, школьники устанавливают, что заглавие соответствует содержанию и охватывает все его содержание.
Другой признак текста – связность изложения – также осознается в непосредственной работе с текстом. Кроме упражнений по анализу структуры текста, значительное место следует отводить составлению собственных связных высказываний.
Необходимо чтобы высказывания учителя чередовались с высказываниями учеников. Они могут предшествовать детским рассказам или, наоборот, завершать работу. Своим рассказом учитель задает тон. Давая образец связной речи, он подсказывает детям, как легко выбрать тему, как надо развивать сюжет, какими средствами донести до слушателей свои мысли и чувства. Существенное значение для формирования умения понимать и сознательно строить высказывание имеют аналитические упражнения, которые нацелены главным образом на формирование умения совершенствовать речь.
Методика работы над сочинением строится с опорой на те знания и умения, которые получены в процессе обучения работы над изложением. Что дает основание всегда называть рядом изложение и сочинение? Во-первых, в изложении сталкиваются как бы две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Во-вторых, изложение и сочинение относятся к упражнениям комплексного характера. В-третьих, в процессе обучения связной речи изложения и сочинения объединяют все группы формирующихся речевых умений. В-четвертых, связь обеспечивает условия для осознанного переноса знаний и умений с одного вида работы с текстом на другой.
Перспективность системы – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые встретятся учащимся в их дальнейшем обучении, и умение предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей в работе.
Методы и формы обучения
В содержание программы включена система упражнений по речевому развитию младших школьников, которая предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности. Содержание курса «Живое слово» позволяет расширить и углубить знания о тексте, совершенствовать навыки письменной речи учащихся, формируя её точность и выразительность. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Выполнение разнообразных видов работ ориентировано на то, чтобы учащиеся получили практику создания творческих работ, лучше овладели общеучебными навыками. Работа с дополнительной литературой расширяет кругозор и развивает познавательную деятельность учащихся
В основе создания программы лежат следующие методические принципы курса:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе обучения и написания сочинения;
деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании сочинений.Организация учебной работы
Специфика данного курса предполагает классно-урочную систему обучения, формы занятий и виды деятельности учащихся опираются на современные педагогические технологии:
работа в творческих группах;
лингвистический практикум;
работа в парах, в группах
урок-наблюдение и исследование;
экскурсии;
урок комплексного применения знаний;
урок – коррекция знаний;
творческая работа;
сочинение;
редактирование.
Сочинения и изложения относятся к числу творческих приемов развития письменной
связной речи обучающихся.
Изложение позволяет ознакомить школьников с особенностями описания, повествования и
рассуждения, дает образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Многие умения, связанные с написанием сочинений, дети приобретают в работе над изложением.
Изложение приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты,
написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильной речи у детей, обогащают ее новыми словами и оборотами речи, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье, повышает культуру речи учащихся.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на детей 10 -11лет (4 класс).
Срок ее реализации – 1 год.
Курс рассчитан на 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные требования к уровню освоения курса учащимися 4 класса
Обучающиеся должны знать:
типы текстов;
структуру текста;
языковые средства;
Обучающиеся должны уметь:
строить текст, осознавать его структуру;
отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста, и стилем речи;
прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
организовать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях;
редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Содержательная часть

№ п/п Тема занятия Количество часов
4 класс
11 Типы и стили речи. 20
22 Совершенствуем написанное. 8
33 Калейдоскоп творчества. 5
Учебно-тематическое планирование
«Живое слово»
4-й класс (33 ч)
№ Содержание занятия
раздел Типы и стили речи.
1 Слово, его значение. Связь между предложениями в тексте.
2 Что значит говорить и писать на тему
3 Главное в тексте – идея, основная мысль.
4 Текст. Цепная связь в тексте. Отбор информации к написанию сочинения.
5 Параллельная связь предложений в тексте.
6 Основные типы речи. Текст повествование.
7 Построение текста – повествования на основе вводной части.
8 Крылатые слова. Текст – описание. Отбор информации для сочинения.
9 Написание сочинения - описания помещения.
10 Редактирование текста – описания внешности человека.
11 Рассуждаем – объясняем, размышляем, доказываем.
12 Работа над изложением с элементами рассуждений «Какая бывает зима?»
13 Учись находить и исправлять недочеты в построении рассуждения. Редактирование текста
14 Стили речи и их характерные признаки.
15 Текст прочти - стиль определи. Редактирование текстов в публицистическом стиле.
16 Изложение. Работа с текстом в художественном стиле.
17 Научный стиль речи, его лексические и синтаксические особенности.
18 Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле.
19 Редактирование текста. Исправление стилистических ошибок.
20 Построение текста на основе заключительной части.
раздел Совершенствуем написанное.
21 Распространенные речевые ошибки и недочеты.
22 Распространенные грамматические ошибки и недочеты.
23 Редактирование текста. Нахождение грамматических и речевых ошибок и недочетов
24 Редактирование текстов с нарушением временной соотнесенности.
25 О цитатах и цитировании.
26 Написание изложения с изменением лица.
27 Тавтология. Редактирование текстов
28 Написание изложения с изменением времени событий.
раздел Калейдоскоп творчества.
29 Соотнесение художественного текст и художественного средства картины.
Редактирование текстов.
30 Считалки, стихи и загадки сочиняем без оглядки.
31 Творчество проявляем – сказку сочиняем.
32 Работа над изложением с элементами сочинения.
33 Сочинение – размышление «Кем быть?»
УМК
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс. Пособие для начальных классов. - М.: «Грамотей», 2012.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс, Пособие для начальных классов. - М.: «Грамотей», 2012
Страхова Л.Л. Готовые сочинения для младших школьников. Теория и практика написания сочинений. - Санкт-Петербург: Издательство «Литера», 2012
Список используемой литературы.
Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 2010 .
Губернская Т.В. Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. - Издательство: Эксмо, 2012
Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине. Журнал «Начальная школа» – 2001 № 5 – с. 96-98.
Сычева Г.Н.. Изложения. 2-4 класс. - Ростов на Дону: Издательство «Баро пресс», 2004.
Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2003