Методическая разработка на тему Формирование и развитие детского творчества в разных видах детской музыкальной деятельности
«Формирование и развитие детского творчества в разных видах
детской музыкальной деятельности».
Методическая разработка.
«Творчество не приходит к детям по
какому-то наитию. Творчеству надо
учить. Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский.
Введение.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется назревшей социальной необходимостью в творческих кадрах. Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом. Никого не надо убеждать и в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. Музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры и эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении). Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познавать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, если не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно ориентировать процесс музыкальной деятельности детей на приоритет развития творческой направленности как качества личности.
Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу. Воображая и импровизируя, ребенок обогащает свой творческий опыт. Которым делится с другими детьми. В результате у ребенка развивается эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений. Интенсивно формируется музыкальный слух. Если ребенок способен искренне, непосредственно, увлеченно выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, то его исполнительская деятельность приобретает творческий оттенок. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества несет в себе развивающий характер.
Итак, приобщая детей к творчеству, вводя их в мир волнующих, радостных переживаний, открывая им путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных их возрасту, мы тем самым способствуем формированию всесторонне развитой личности, находящейся в гармонии с собой и внешним миром.
Теоретическая часть.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, П.И. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой позволили сформулировать детское творчество – как процесс создания ребенком нового продукта (игры, песни, сказки и т.д.). «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».*
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский и др.). Как показывают исследования Л.С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом». Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…».**
Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»***).
Рубинштейн С.Л. отмечал, что воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению,
________________________________________________________________
* Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ.: Союз, 1997.
** Выготский Л.С. Воображение и развитие в дошкольном возрасте.-М., 1998.
*** Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ.: Союз, 1997.
переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности. Которое у ребенка выражается в способности комбинирования. По его мнению, важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, так как преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.
В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.
Источником творческой деятельности ребенка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, выстраиваясь в систему личного мировоспитания, образует новую «единицу» целостной картины мира. По исследованиям Б.М. Теплова, музыкально-слуховые представления по своей природе – продуктивная деятельность, поскольку они являются не прямым повторением образов восприятия, а результатом определенной переработки и обобщения.
Эту же точку зрения разделяют Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, А.В. Запорожец. При этом, как отмечает Н.А. Ветлугина, «детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности».* Под творческой деятельностью детей, по ее мнению, понимается не столько
__________________________________________________________________* Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду/Н.А. Ветлугина.-М. Просвещение, 1974.
предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием «креативность», развивается. В связи с этим рассмотрение творчества в детстве представляет собой важнейшую задачу.
Таким образом, обращаясь к характеристике детского творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творческих способностей, креативности, качественно меняет личность человека.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.
Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобразительной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей Ветлугину Н.А., Казакову Р.Г., Комарову Т.Г.
Одной из важных категорий детского творчества является творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала. Проблеме развития творческой активности личности посвящены фундаментальные труды В.И. Андреева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Богоявленской, А.А. Вербицкого, О.Г. Сущенко, К.В. Щербаковой и других. Анализ научных исследований, посвященных проблеме развития творческой активности личности, позволяет сделать вывод, что творческая активность рассматривается чаще всего на междисциплинарном уровне с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, культурологии. С этих позиций творческая активность детей определяется многоаспектно и рассматривается как интегративное образование, самодвижущийся процесс и особый вид деятельности.
Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили рассматривают детское музыкальное творчество как вид деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое, танцевальное, инструментальное). Песенное творчество – это импровизация попевок, несложных мотивов. Игровое творчество Ветлугина Н.А. называет основным, наиболее доступным, уникальным и любимым видом деятельности. В танцевальном творчестве дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. Навыки игры на некоторых инструментах – металлофоне, цитре, бубне и других – также активизируют детскую фантазию. «Но музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Дети могут импровизировать песни или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты».*
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.
Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения
* Ветлугина Н.А. музыкальное развитие ребенка. М. «Просвещение», 1967.
детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передает то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребенку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Н.А. Ветлугина совместно с А.И. Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребенку дается установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцевальных композиций в жизни.
В теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в формировании и развитии детского творчества. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности. они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребенок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать свое творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л.С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Таким образом, проблема развития детского творчества имела достаточно широкий диапазон в истории научных исследований и волновала ученых разных областей и направлений. Проблема формирования и развития детского музыкального творчества и в настоящий момент является достаточно актуальной в системе музыкального дошкольного образования. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды знаменитых ученых и находить новые пути решения данных проблем.
Практическая часть.
Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее значимые задачи, стоящие перед педагогом:
развивать творческую активность детей во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;
развивать их музыкальное воображение и мышление;
стимулировать желание самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.
Для успешного решения этих задач необходимо создать следующие условия:
развитие музыкально-творческих способностей детей;
накопление опыта исполнительства;
создание творческой музыкально-образовательной среды в жизнедеятельности детей.
Для осуществления намеченного определяем уровень развития креативности у детей двух групп (экспериментальной и контрольной) старшего возраста. В основу определения у ребенка уровня проявления креативности (ее видов – звукового и телесно-кинестетического) были взяты критерии, разработанные Е. Торренсом и И. Гилфордом: оригинальность, быстрота мышления и вариативность, которые были адаптированы для дошкольников с помощью критериев, разработанных Н.А. Ветлугиной.
Для оценки проявления креативности детей в музыкальном продуктивном творчестве взяты перечисленные ниже критерии и их показатели.
Оригинальность, свобода ориентировки в новых ситуациях при выполнении неожиданных музыкально-творческих заданий проявляется в:
- развитом творческом воображении, на основе которого преобразуется прошлый опыт;
- способности предложить свой вариант выполнения музыкально-творческого задания или дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, созданной в новой комбинации из усвоенных, старых элементов;
- применение известного в новых ситуациях, нахождение своих оригинальных приемов решения музыкально-творческих заданий.
Быстрота мышления, адекватность решений поставленных музыкально-творческих заданий проявляется в:
- способности быстро адаптироваться к условиям выполнения музыкально-творческого задания;
- способности легкого «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации задания;
- быстроте реакций, находчивости в действиях, хорошей ориентировке в новых условиях;
- в самостоятельных поисках, пробе наилучшего решения задания.
Вариативность, умение применить усвоенный музыкальный опыт в различных творческих ситуациях и условиях проявляется в:
- способности придумать новые оригинальные варианты выполнения музыкально-творческого задания;
- способности предложить различные идеи в той или иной музыкально-игровой ситуации;
- дополнении, изменении, вариации, преобразовании уже знакомого материала, создании новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
- нахождении новых приемов выполнения музыкально-творческого задания, когда старых уже недостаточно и в самостоятельности и инициативе их применения;
- подражании образцу, но применении его при воплощении новых образов.
Для аналитической обработки результатов исследования выделены три уровня развития креативности у дошкольников при выполнении музыкально-творческих заданий:
1-й высокий уровень – полностью соответствует показателям критерия,
2-й средний уровень – частично соответствует показателям критерия.
3-й низкий уровень – не соответствует показателям критерия.
Для оценки уровней применяется трехбалльная система: один балл – низкий уровень, два балла – средний, три балла – высокий уровень проявления креативности.
Задание №1. Для проявлений звуковой (музыкальной) креативности детям старшей возрастной группы предлагались певческие музыкально-творческие задания «Закончи песню, начатую взрослым». Репертуар представлен в программе «Камертон»: песня «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребкова, «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера.
Перед объяснением задания педагог непременно создает игровую ситуацию, затем напоминает ребенку, что в разговоре один часто спрашивает, а другой отвечает. После этого исполняется песня и обращается внимание на то, что ответ можно пропеть по-разному. После объяснения педагог играет вторично фортепианное вступление, затем поет песню без инструментального сопровождения и предлагает ребенку по-своему закончить песню. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок почувствовал вновь заданную тональность.
Задание №2. Для выявления телесно-кинестетической креативности детям в разыгранной творческой ситуации предъявляется музыкально-творческое задание, в котором необходимо выразить отношения между отдельными персонажами, подбирая по своему желанию различные выразительные движения. Музыкальный репертуар взят из программы «Камертон»: «Котик и козлик» муз. Е.Тиличеевой (для игрового творчества), «Танец лягушек» муз. В.Витлина, «Вальс кошки» муз. В.Золотарева (для танцевального творчества).
Перед объяснением задания дети слушают песню, затем педагог при объяснении задания в совместной беседе, рассматривая особенности того или иного игрового персонажа, подчеркивает их контрастность, возможность различных вариантов передачи их движений. Затем начинает звучать музыка и дети под музыку творчески передают особенности своего игрового персонажа.
Задание №3.Для выявления умения творческого музицирования детям предлагается музыкально-творческое задание, в котором надо выразительно импровизировать на детских музыкальных инструментах песню птички, спокойный шаг мальчика, лязг зубов волка, шелест травы, жанровые мелодии. Репертуар представлен в научно-методическом пособии «Активизация процесса песенно-инструментального творчества в детском саду» О.Н. Зотовой.
Перед объяснением задания дети слушают рассказ взрослого про мальчика Диму, подчеркивая совместно с детьми особенности разных персонажей. Затем повторно звучит рассказ, и дети передают на детских музыкальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, дудочка, погремушка) различный ритм, высоту и динамику звучания.
Педагог: - Шел однажды мальчик Дима по лесу (ребенок на выбранном им инструменте передает ровные шаги мальчика). И вдруг видит: лежит в траве маленькая дудочка. Взял мальчик дудочку и тихо-тихо подул в нее (ребенок свободно импровизирует на дудочке). Тут появилась красивая птичка с яркими перышками и нежным высоким голосочком пропела песенку (импровизация на металлофоне). Тут появился белый зайчик и стал танцевать (импровизация плясовой мелодии). Станцевал и исчез. Еще сильнее подул мальчик в дудочку (импровизация на дудочке). Появился серый волк. Лязгнул зубами (ребенок на выбранном инструменте передает лязг волчьих зубов) – и исчез. Подул мальчик в дудочку изо всех сил (импровизация на дудочке). Появился медведь и стал маршировать туда-сюда (импровизация маршевой мелодии). Промаршировал – и исчез. «Это волшебная дудочка, - догадался мальчик, - хорошо, что я ее нашел». Положил он дудочку в карман и хотел идти. Но что такое? Ноги так и приросли к земле, не двигаются. «Оставь дудочку, оставь», - зашелестела трава (ребенок на выбранном инструменте передает шелест травы). Положил мальчик дудочку назад и свободно зашагал прочь.
Рекомендация: дудочка у каждого ребенка должна быть своя, мундштук в чехле.
Результаты обследования детей показали:
в контрольной группе из 12 детей 1 чел. – на высоком уровне
11 чел. – на среднем уровне.
в экспериментальной группе из 12 детей 4 чел. – на высоком уровне
8 чел. – на среднем уровне.
Это означает, что у 1 ребенка контрольной группы
- развито песенное творчество, самостоятельно импровизируют окончание мелодии, начатой взрослым;
- могут импровизировать различные песенные интонации, связанные с игровым образом;
- сформированы первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске песенных интонаций;
- творческая самореализация наблюдается в выразительности движений танца, действий игрового персонажа;
- игровое творчество успешно проявляется во взаимодействии двух игровых персонажей сюжетно-игровых композиций;
- развито танцевальное творчество;
- творчески активны и самостоятельны в простейших импровизациях – придумывают различные ритмы для игровых персонажей;
- могут импровизировать разные жанры.
У значительной части детей контрольной группы
- в достаточной мере развито песенное творчество, хотя иногда прибегают к словесной помощи взрослого;
- не в полной мере проявляют творческие способности в выразительности движений игр, танцев;
- игровое творчество проявляется более успешно после поэтического текста взрослого;
- более раскрепощены в танцевальных импровизациях;
- достаточно активны в импровизациях на детских музыкальных инструментах, однако не всегда достигают желаемого результата.
Примерно такие же результаты показали дети экспериментальной группы.
Проведение констатирующего эксперимента позволило:
оценить творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
наметить пути развития детского музыкального творчества у дошкольников экспериментальной группы.
Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности, так как без него неосуществима никакая другая. Восприятие – это творческий процесс. В процессе развития музыкального восприятия детей мы
- развиваем музыкальные способности, стимулируем самостоятельность и творческую активность;
- учим детей выражать свои впечатления от музыки в ритмо-пластике, танцевальных и образных движениях, развивая эмоциональную отзывчивость, творческое мышление и воображение.
Применяем метод уподоблений характеру музыки – один из основных методов развития музыкального восприятия. Эффективность этого метода заключается в том. Что дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений от музыки. Моторно-двигательное уподобление характеру музыки успешно используем в качестве приема, активизирующего осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения, средств музыкальной выразительности. Эти свойства музыки моделируем с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. После непродолжительной беседы о содержании музыки (настроениях, их смене или выразительных средствах) детям предлагаем двигаться так, как «подсказывает» им музыка, внимательно вслушиваясь в ее звучание и уподобляя ей свои действия, меняя характер движений в зависимости от смены настроений, особенностей музыкальной речи. При этом дети комбинируют по-своему усвоенные навыки музыкально-ритмических движений, а педагог помогает расслышать в музыке выразительные интонации, акценты, паузы, кульминацию и другие выразительные средства, которые дети могут передать в движениях. Это способствует осмысленности восприятия на основе эмоциональной отзывчивости на музыку, которая усиливается в процессе такой привлекательной для детей деятельности, как двигательная активность.
Аналогично дети передают эмоционально образное содержание музыки, играя на музыкальных инструментах, уподобляя свои действия звучанию музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру музыки (оркестровка музыкальных произведений) используем не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Так, для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, мы используем яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий и нежный тембр колокольчика или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки росинок, берем звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передают шуршащие погремушки. Этот метод углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.
Методы развития музыкального восприятия мы стараемся варьировать, сочетая друг с другом. Оркестровку сочетаем с передачей характера музыки в движениях (делим детей на группы – одни музицируют, другие двигаются под музыку). Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии.
В процессе развития детского песенного творчества мы решаем следующие задачи:
формирование основ музыкально-эстетического сознания детей, используя в качестве образцов для побуждения детей к песенному творчеству музыку разных стилей, жанров, фольклор, обогащая опыт эмоционального переживания музыки и формируя потребности творческого его применения в пении;развитие осознанности представлений детей о средствах выразительности музыкальной речи (интонация, темп, динамика, ритм и др.), предлагая детям задания, требующие сознательного их применения в певческих импровизациях;
развитие представлений о выразительных и изобразительных возможностях музыки, слушая и сочиняя интонации, мелодии в определенном настроении, передавая звукоподражания голосам животных, птиц, звукам природы и т.п. с определенной эмоциональной окраской;
увлечение, заинтересованность детей песенным творчеством (применяя атрибутику, элементы костюмов, игровые приемы, действия в воображаемых ситуациях, сказочные сюжеты, задания сочинить мелодии от лица разных персонажей, передавая их характер, различные оттенки настроений), ведя ребят от формирования у них первоначальных ориентировок в творческих заданиях к созданию выразительных и оригинальных образов, проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности;развитие музыкальных способностей – эмоциональной отзывчивости на музыку (используя эталоны настоящего искусства, побуждающие детей к творчеству), ладового чувства (применяя задания закончить мелодию в тонике, спеть «ответ» на «вопрос» в той же тональности, определять и воспроизводить мажорную и минорную окраску и т.п.), музыкально-слуховых представлений (подстроиться к звукам определенной высоты, повторить мелодический ход в игре «эхо», воспроизвести от лица разных персонажей мелодическое движение и др.), чувства ритма (осознание и передача особенностей жанров в различных ритмических структурах).
Этот вид детского творчества возникает уже в раннем возрасте, когда ребенок непроизвольно напевает мелодии, играя или просто выражая свое настроение.
Успешность развития песенного творчества напрямую зависит от следующих условий:
- развития у детей музыкальных способностей;
- накопления слушательского опыта;
- практического овладения детьми навыками выразительного пения;
- применения разработанной системы заданий, побуждающей детей к творчеству;
- активной эмоциональной сферы, образного мышления и воображения.
Для развития основных музыкальных способностей мы используем дидактическое пособие Н.А. Ветлугиной «Музыкальный букварь», в котором предлагаются небольшие произведения, развивающие представления детей о выразительных средствах музыки, ее языке, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения.
Вариативная форма применения этого пособия позволяет нам использовать его как для развития музыкальных способностей, так и для побуждения детей к творческим проявлениям в пении (при использовании предлагаемых попевок в качестве образцов для творческих импровизаций детей).
Важнейшим условием успешного развития песенного творчества является накопление детьми слушательского опыта, который является основой для возникновения певческих импровизаций. Например, после слушания контрастных по характеру произведений, беседы о выраженных в них настроениях («Утренняя молитва» П.И. Чайковского и «Баба Яга») предлагаем детям сочинить свои мелодии с теми же настроениями.
Овладение детьми навыками выразительного пения также необходимо для развития песенного творчества детей. Выразительное пение – это не только сформированные певческие навыки, но и положительное эмоционально-оценочное отношений к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.
Овладение детьми певческими навыками позволяет переносить, комбинировать усвоенный опыт в новых ситуациях самостоятельно, по-своему, творчески.
Для обучения детей самостоятельности в пении применяем наглядные методы, различные способы моделирования мелодии.
Песенное творчество формируем, начиная с младшего возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).
Чтобы сориентировать детей в песенном творчестве, предлагаем им упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений:
самостоятельное нахождение тоники (закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую педагогом);
подстраивание к звукам (игра «Музыкальное эхо»);
различение мажорного и минорного ладов («Солнышко и дождик»),
творческие задания:
импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
импровизация музыкальных вопросов и ответов;
сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
У детей четвертой ступени мы
содействуем в исполнении песни творческому выражению своего отношения к музыкальному образу;
формируем основы элементарных песенных творческих проявлений; побуждаем импровизировать песенки (колыбельную, плясовую), марш, танец, находя соответствующие интонации;
побуждаем импровизировать свое имя;
побуждаем импровизировать в игровых ситуациях интонации вопроса, ответа;
побуждаем импровизировать различные жизненные ситуации: пение кукушки, звук дождика и т.д.
Детей пятой ступени мы
побуждаем к творчеству в выразительности исполнения песни;
побуждаем к песенному творчеству:
- к импровизации пения своего имени в трех вариантах: Саша, Сашенька, меня зовут Сашенька;
- к импровизации интонаций просьбы, гнева, вопросно-ответной формы;
- к импровизации песни, танца, марша.
У детей шестой ступени мы
развиваем воображение при восприятии и исполнении песни;
развиваем песенное творчество, формируем способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;
побуждаем к творческой самореализации в пении;
побуждаем импровизировать в пении нежные, грубые интонации, характерные для различных персонажей, игровых ситуаций.
Детей седьмой ступени мы побуждаем:
к творческой самореализации в исполнении песен;
к сочинению мелодий на заданный литературный текст;
к импровизации текста и музыки песни определенного содержания;
к импровизации слов и мелодий, соответствующих настроению ребенка;
к импровизации песенных мелодий в ритме польки, вальса, марша.
Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будит воображение детей, например, «Пусть волк споет нам песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц был всегда трусливым, а лисица хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для создаваемого образа. Задания на песенные импровизации мы подбираем по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша и т.д.)
Итак, мы побуждаем детей к творчеству путем творческих заданий, учитывая индивидуальные интересы, склонности, способности детей; варьируем творческие задания в зависимости от возраста детей; относимся к ребенку тактично, бережно, уважительно, оказывая помощь в обдумывании замысла, поисках средств его воплощения.
Музыкально-ритмическая деятельность детей представляет большие возможности для развития танцевального и музыкально-игрового творчества дошкольников. Между музыкой и движением устанавливается тесная взаимосвязь, поэтому с помощью движений ребенок стремится выразить содержание музыкального образа. В процессе музыкально-игровой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ, передавая свое собственное отношение к нему и свое понимание. Движения в данном случае мы рассматриваем как своеобразные выразительно-изобразительные средства, которыми пользуется ребенок для воплощения содержания музыки.
Формирование и развитие музыкально-игрового или танцевального образа, который создает ребенок, во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность.
Формирование и развитие музыкально-игрового и танцевального творчества детей зависит от качества педагогического руководства. Для того, чтобы активизировать творческие проявления детей, мы создаем условия для приобщения детей к музыкально-игровой и танцевальной деятельности.: обогащаем опыт ребенка жизненными впечатлениями, предоставляем ребенку свободу выбора действия, способствуем развитию творческого воображения и мышления, руководим процессом творчества. Творчество в танце и в музыкальных играх успешно развивается при создании эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях; обогащении музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей; формировании у них определенных умений и навыков, связанных с музыкально-ритмической деятельностью; активизации интереса детей к созданию творческих замыслов и к их реализации; развитии у детей способности к оценке качества своей творческой продукции и творчества своих сверстников; применении педагогом активных методов, способствующих творческим проявлениям детей.
В игре ребенок способен свободно выражать свои интересы, желания, в ней происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, их комбинирование, на основе чего возникает новый продукт, новая идея, образ.
Играя, дети сами сочиняют и напевают несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия: например, сочиняют колыбельную, убаюкивая куклу, могут подпевать себе, исполняя танец, с удовольствием музицируют на детских музыкальных инструментах, передают образы разных персонажей. Характерной особенностью музыкально-игрового образа является его синтетичность. При его создании дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Мы заинтересовываем детей творческими заданиями, связанными с определенной игровой ситуацией, основанной на каком-либо сюжете, яркими контрастными образами персонажей, их характерными чертами, особенностями поведения.
Чтобы впоследствии дети сами создавали музыкально-игровые образы, мы знакомим их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, различными ситуациями, близкими и понятными детям.
Музыка при выполнении творческих заданий является организующим началом. Дети чувствуют ее выразительность, их движения подчиняются образному содержанию музыкального произведения. Музыка углубляет эмоциональные переживания ребенка в процессе творчества, помогает направлять их действия при поисках средств воплощения музыкального образа.
В целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры мы постепенно усложняем: сначала используем игры, состоящие в основном из зафиксированных движений и лишь частично требующих от детей самостоятельных действий (например, «Всем, Надюша, покажи» белор.нар.мел.). В основном это народные хороводные игры. Затем мы используем игры, в которых возможна вариативность движений («Котик и козлик» муз. Е.Тиличеевой). далее – игры различной тематики, в которых детям представляется возможность самостоятельно придумать построение движений («В новогоднюю ночь» муз. Ф. Гершовой). Вначале мы проводим предварительную беседу с детьми. Совместно обсуждаем предстоящие действия, чтобы заинтересовать их реализацией творческого замысла, активизировать работу воображения. Если сюжет игры захватывает детей, они увлечены игровыми образами, то их действия становятся достаточно выразительными и естественными. Они по-настоящему сопереживают своим героям. Старшие дошкольники вполне способны овладеть некоторыми закономерностями сюжетно-композиционного построения игры. Они могут выступать одновременно и в роли сценаристов, и в роли режиссера, и в роли актеров, планируя ход игры, договариваясь о последовательности действий, о том, кто какие роли будет исполнять, и т.п.
Таким образом, творческий характер действий детей выражается в восприятии и переживании содержания музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры, применении отдельных сюжетных движений. Творческая активность возникает и тогда, когда дети в процессе восприятия музыки самостоятельно выражают свое отношение к ней соответствующими движениями, при этом их движения приобретают особую выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
Музыкально-игровое творчество вариативно. Сначала на ребенка воздействует музыка, которая помогает увидеть явления окружающей жизни в художественной форме. Затем ребенок ищет те выразительные средства, с помощью которых возможно создание музыкально-игрового образа. Но главное состоит в том, чтобы он не просто изображал движения разных персонажей в определенной последовательности, а стремился выразить чувства, выраженные в музыке. Наша роль состоит в том, чтобы помочь ребенку в его поисках средств выражения музыкально-игрового образа, адекватных музыкально-поэтическому содержанию произведения. И, наконец, происходит завершение процесса создания музыкально-игрового образа.
Развитие музыкально-игрового творчества детей осуществляем поэтапно.
На первом этапе ставим задачу перед ребенком передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей. Чтобы помочь создать соответствующее настроение для выразительной передачи образа, используем стихотворные строчки. Например, при выполнении игровой композиции Е.Тиличеевой «Наши кони чисты» в старшей группе, мы произносим: «Наши кони чисты, наши кони быстры, наши сабли остры. Мы – кавалеристы». Дети двигаются под музыку, создавая образ скачущих на лошадях кавалеристов. Передача скачущего зайчика, играющей кошки под музыку Е.Тиличеевой «Маленький, беленький» и «Вся мохнатенька» предваряем соответствующими загадками:
«Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык» (заяц).
«Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька» (кошка).
На втором этапе развиваем музыкально-игровой образ в действиях отдельных персонажей.
На третьем этапе задания усложняем. Перед детьми ставим задачу передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу («Котик и козлик» Е.Тиличеевой).
На четвертом этапе дети осуществляют совместные творческие действия по построению композиции игры.
Как и музыкально-игровое, танцевальное творчество развиваем поэтапно. На первом этапе применяем упражнения с воображаемыми предметами. На втором этапе используем упражнения-пляски по типу народных переплясов. На третьем этапе дети сочиняют собственную композицию танца в разных жанрах. На четвертом этапе подводим детей к сочинению различных танцев, используемых в игровых ситуациях, при драматизации литературных сюжетов, постановке праздничных номеров и др.
При формировании танцевального и музыкально-игрового творчества важным является индивидуально-дифференцированный подход к детям, а также организация и оборудование предметно-развивающей среды, окружающей ребенка. Важно также установить связь с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка.
Для развития творческого музицирования ставим задачи:
формировать основы музыкально-эстетического сознания детей средствами музицирования на детских инструментах;
развивать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки, предлагая детям творческие задания как на создание изобразительных образов с различной эмоциональной окраской, так и неизобразительных;
увлечь, заинтересовать детей творческим музицированием, применяя игровые приемы.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество,- владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.
На музыкальных занятиях мы не только разучиваем с детьми определенный репертуар, обучаем навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомим с их выразительными возможностями, но и побуждаем к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого мы показываем способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Успешное формирование и развитие детского творчества в разных видах детской музыкальной деятельности зависит и от предметно-развивающей среды, которая создается взрослыми. Музыкально-творческая деятельность отражена в каждой возрастной группе в третьем блоке музыкального мини-центра. В первой младшей группе музыкально-творческая деятельность детей представлена неозвученной балалайкой, гармошкой, клавиатурой с нотами. Присутствуют элементы ряжения (косынки, кепки и т.д.), детские фабричные игрушки, издающие звуки. Во второй младшей – средней группах то же, что и в первой младшей. Добавлены музыкальные инструменты для импровизации и картинки для условно-схематичного моделирования. Дети старшей и подготовительной используют для развития музыкального творчества «Музыкальное лото»; пособия, побуждающие к исполнительской музыкальной деятельности; музыкальные конструкторы.Таким образом, музыкально-творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.
По итогам проведенной работы по проблеме была проведена контрольная диагностика проявления креативности ребенка, цель которой – выявить уровень креативности у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп после реализации поставленных задач.
Выводы.
Результаты контрольного эксперимента обследования проявления креативности детей старшего дошкольного возраста показали, что дети экспериментальной группы в результате проделанной работы вышли на высокий уровень проявления креативности, а дети контрольной группы остались на прежнем среднем уровне проявления креативности.
Дети экспериментальной группы:
способны в процессе слушания музыкального произведения через пластику рук легко передавать изменение характера музыки и ярких средств музыкальной выразительности;
в процессе слушания программной музыки легко передают особенности ее эмоционально-образного содержания через пластические импровизации;
проявляют творческую самореализацию в песенном исполнительстве, соответствующем эмоционально-образному содержанию песни;
развито песенное творчество, самостоятельно импровизируют окончание мелодии, начатой взрослым;
могут импровизировать различные песенные интонации, связанные с игровым образом;
сформированы первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске песенных интонаций;
проявляют творческую самореализацию в выразительности движений танца, действий игрового персонажа;
успешно проявляют игровое творчество в выразительности взаимодействия двух игровых персонажей сюжетно-игровых композиций, этюдов, в инсценировке песен;
развито танцевальное творчество, любят импровизировать в свободных плясках;
творчески активны и самостоятельны в простейших импровизациях – придумывают различные ритмы для игровых персонажей;
могут импровизировать вальс, польку, марш;
способны импровизировать вопросную и ответную интонации, грубую и нежную и т.д.
Таким образом, создавая условия для успешного решения задач формирования и развития детского творчества в разных видах детской музыкальной деятельности, мы содействуем становлению в каждом ребенке позиции ребенка-творца. Мы стремимся воспитать в детях смелость ума, интерес к интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, чтобы «искорки их мыслей образовывали царство мысли» (Ш.А. Амонашвили) и чтобы они чувствовали себя в этом царстве властелинами.
Литература.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду/Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М.: Просвещение, 1967.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1998.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М.,2001.
Костина Э.П. Программа «Камертон»: Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2001.
Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н.Новгород: ООО Издательство «Пламя», 2008.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998.
Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.- Дубна: Феникс+, 2011.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М., 1999.
Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т./ Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985 – Т.2
Приложение 1.
«Загадки королевы Гармонии».
Занятие в старшей группе.
Задачи:
- развивать творческое воображение;
- поощрять танцевальное творчество;
- развивать тембровый слух.
Оборудование:
- письмо
- шкатулка
- игрушечный Гном
- набор карточек к музыкально- дидактической игре «Узнай инструмент»
- бубны, погремушки, кастаньеты.
Ход занятия.
М.Р. – Ребята! Мы получили письмо из сказочной страны и вот эту музыкальную шкатулку. Интересно, кто же написал это письмо? Хотите узнать? (Да. )М.Р. читает: «Я – королева Гармония – люблю порядок, стройность и красоту во всем! Сегодня я решила проверить, все ли в порядке в моем королевстве и чем занимаются мои подданные. И что же я обнаружила! Придворный гном залез в мою любимую шкатулку и чуть не поломал ее. В наказание я решила навсегда закрыть его в этой шкатулке! Но сердце у меня доброе и если вы, ребята, разгадаете мои музыкальные загадки и хорошо справитесь со всеми заданиями, я высочайшим повелением освобожу гнома из шкатулки». Вы хотите помочь гномику? (Да!)
М.Р. – Тогда слушайте загадки королевы.
Семь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня! (Ноты)
Семь ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Нотный стан)
Ребята, кто расскажет королеве о нотах?
Ребенок. – Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти,
Долго в памяти носи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Дети повторяют названия нот.
М.Р. – Это была маленькая разминка. Читаем письмо дальше: «Мы отправляемся в путешествие по моему дворцу. Сейчас я нахожусь на втором этаже. На третьем этаже живут мои придворные дамы, а на первом – мои любимые музыканты. Отгадайте, куда я направляюсь.
Звучит звукоряд в восходящем направлении. Дети определяют – королева пошла к дамам.
М.Р. читает письмо дальше: «Интересно, чем занимаются мои дамы? Загляну-ка я тихонько в дверь».
Звучит «Вальс» Л. Делиба, музыка детям не знакома. Дети определяют вальс.
«Девочки, а вы умеете танцевать так же легко и изящно, как мои дамы?»
Девочки импровизируют движения вальса, мальчики оценивают их исполнение.М.Р. – Наши девочки очень старались, мне даже показалось, что мы попали на бал к королеве Гармонии! Теперь читаем письмо дальше: «А сейчас я выйду на балкон и посмотрю, что происходит на дворцовой площади».
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
«Ребята, кого я вижу на площади? Да, там смотр моих лучших войск. А на каком музыкальном инструменте играет мелодию военный музыкант? (Флейта). Итак, с войсками у меня все в порядке. А ваши мальчики умеют шагать так же четко и горделиво, как мои солдаты?»
Мальчики получают задание изобразить движения солдат под музыку. Девочки оценивают движения мальчиков.
М.Р. – Я думаю, наши мальчики станут такими же замечательными воинами, как и солдаты королевы. Интересно узнать, какую загадку загадает нам королева дальше?
Читает: «Отгадайте, куда я сейчас иду?»
Несколько раз повторяется один и тот же звук. (Стоит на месте).
М.Р. – Ребята! Будьте внимательны, королева пытается нас запутать!
«Я вижу, что вы очень внимательны и не допускаете ошибок! Куда же я иду сейчас?»
Звучит нисходящий звукоряд. (Идет вниз, к музыкантам).
«Как люблю я бродить по коридорам и слушать прекрасную музыку, доносящуюся из-за дверей. Мне нравится узнавать голоса моих любимых инструментов. Попробуйте отгадать их вместе со мной.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»: дети слушают в записи фрагменты музыкальных произведений: «Шутка» И.С. Баха (флейта), «Лебедь» К. Сен-Санса (виолончель), «Тарантелла» В. Гаврилина (флейта, скрипка), «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского (труба) и показывают карточки с изображением музыкальных инструментов.«Попробуйте посоревноваться с моим виртуозом – трубачом в искусстве игры на музыкальных инструментах».
Дети исполняют «Неаполитанскую песенку» на шумовых инструментах – бубнах, кастаньетах, отмечая концы музыкальных фраз.
М.Р. – Ребята, у нас осталось всего одно задание, слушайте внимательно: «Я вижу, вы хорошо научились играть в оркестре. Дорогие ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что любите музыку. Я освобождаю Гнома из шкатулки. До свидания! До новых встреч!»
Из шкатулки доносится мелодия. Под «Вальс» П.И. Чайковского дети выходят из зала.