Открытый урок для родителей по русскому языку в 3 классе по теме Прошедшее время глагола. УМК Перспектива
Автор: Старкова Ольга Степановна, учитель начальных классов МАОУ «Начальная школа-детский сад №5» г. Перми
Урок русского языка по УМК «Перспектива» по теме « Глаголы прошедшего времени»
Цель: учить детей находить глаголы прошедшего времени по вопросу; познакомить с суффиксом глаголов в прошедшем времени; продолжить работу над формированием орфографических навыков учащихся; развивать речь учащихся при создании предложений.
Задачи урока:
Способствовать 1) формированию умения детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам, родовых окончаний, 2) развитию мышления, памяти, умения анализировать и синтезировать информацию.
Содействовать воспитанию аккуратности и дисциплинированности.
Тип урока: объяснение нового материала
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Определять глаголы среди других частей речи, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения, работать в парах.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные высказывания, стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Орг.момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Встанем, подравняемся.
С трудностями справимся!
- Ребята, у нас сегодня в гостях наши мамы и бабушки, поприветствуйте их. Наш урок мы посвящаем им и предстоящему весеннему празднику.
2. Актуализация знаний.
Ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству и наша деятельность начинается с работы над словами из словаря. Я говорю слово и цифру, а вы в тетрадях записываете ту букву, которая находится по счету на эту цифру.
КИЛОГРАММЫ -9
ДОРОГА -2
КАРАНДАШ -4
ХОККЕЙ – 4
КАПУСТА – 2
ПРАЗДНИЧЕК -8
СУММА (чисел) -4
( м о а к а ч м )
-Какое слово получилось? (Мамочка).
- Что можно сказать об этом слове с точки зрения русского языка? (Сущ., ед.ч., ж.род, ).
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
- На листочках №1 у вас написаны слова с пропущенными буквами.Какое правило надо знать, чтобы правильно записать данные слова? (Правописание проверяемой безударной гласной).
- Прочитайте слова. Что объединяет их? (Это глаголы прошедшего времени).
ЧиТАЛА, ПОМоГАЛА, ЖаЛЕЛА, ШиЛА, СТиРАЛА, ПеКЛА.
-О чем будем говорить на уроке?
-Сформулируйте цель урока.
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочные слова.
Работа по теме урока.
Ребята, на листочках №2 у вас записаны слова. Что их объединяет? А можно их разделить на группы? (Разделить на 3 группы по родам).
Светило, нарисовал , выполнила, закончил, взяла, блестело.
- Разберите слова по составу. Какой суффикс у глаголов?
Игра «Определи время глагола» (Учитель читает глаголы, дети встают, если глагол относится к их группе.)
На листочках № 3 у вас есть текст. Прочитайте его. Согласны ли вы с автором текста? Какое задание нужно выполнить?.( Выписать глаголы прошедшего времени, определить род и число. Записать последнее предложение, выполнить полный разбор. Разобрать слово «поддерживала», как часть речи).
Дополнительное задание: фонетический разбор слова «яркое».
Мама – это самый дорогой человек на свете. Как только ребенок родился , он сразу видит добрые глаза своей матери. Если она куда-то ушла по делам, то младенец будет безутешно плакать.
Ребенок подрос, и мама ведёт его в детский сад, потом в школу. И вот уже мама наш лучший советчик и друг. Мы делимся с ней своими мыслями и идеями, рассказываем о своих чувствах, о том, что у нас получилось, а над чем нужно ещё поработать.
Мама бывает требовательной и строгой, но мы не обижаемся на неё, потому что знаем: она желает нам только добра.
Улыбка мамы –яркое солнышко. Ведь когда она улыбалась, значит всё хорошо, и любые трудности мы преодолеем. Мы всегда ценили, когда мама поддерживала нас в добрых начинаниях, давала совет.
Работа в группах. Нужно подчеркнуть глаголы прошедшего времени.
1 группа
Мама рано утром встала,
Приготовила омлет,
Покормила нас с Анютой,
Принялась и за обед.
Целый день она кружится:
Нужно быть и тут и там
Отвести нас на занятья
И умчаться по делам.
Наконец приходит вечер,
Все устали, нету сил.
Скоро нам уж спать ложиться-
Очень длинным день наш был.
Завтра снова будет утро
Будут новые дела
Нужно маме не забыть нам
Сказать добрые слова!!!
За надежность и заботу,
За любовь и доброту,
За прекрасную улыбку,
Нашу детскую мечту.
2 группа
Кто пришёл ко мне с утра?Мамочка.Кто сказал: "Вставать пора"?Мамочка.Кашу кто успел сварить?Мамочка.Чаю – в пиалу налила?Мамочка.Кто косички мне заплёл?Мамочка.Целый дом один подмёл?Мамочка.Кто цветов в саду нарвал?Мамочка.Кто меня поцеловал?Мамочка.Кто ребячий любит смех?Мамочка.Кто на свете лучше всех?Мамочка.
3 группа
Мама песню напевала,Одевала дочку,Одевала-надевалаБелую сорочку.Белая сорочка -Тоненькая строчка.Мама песенку тянула,Обувала дочку.По резинке пристегнулаК каждому чулочку.Светлые чулочкиНа ногах у дочки.Мама песенку допела,Мама девочку одела:Платье красное в горошках,Туфли новые на ножках...Вот как мама угодила -К Маю дочку нарядила.Вот какая мама -Золотая прямо!
4 группа
Всё я делаю для мамы:Для нее учу я гаммы,Для нее хожу к врачу,Математику учу.Все мальчишки в речку лезли,Я один сидел на пляже,Для нее, после болезни,Не купался в речке даже.Для нее я мою руки,Ем какие-то морковки...Только мы теперь в разлуке,Мама в городе Прилуки,Пятый день в командировке.Ну, сначала я без мамы,Отложил в сторонку гаммы,Нагляделся в телевизорНа вечерние программы.Я сидел не слишком близко,Но в глазах пошли полоски.Там у них одна артисткаХодит в маминой прическе.И сегодня целый вечерЧто-то мне заняться нечем!У отца в руках газета,Только он витает где-то,Говорит: "Потерпим малость,Десять дней еще осталось..."И наверно, по привычкеИли, может быть, от скукиЯ кладу на место спичкиИ зачем-то мою руки.И звучат печально гаммыВ нашей комнате. Без мамы.
5 группа
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь! А у вас? - А у нас сегодня гость! А у вас? - А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят! - А у нас в квартире газ! А у вас? - А у нас водопровод! Вот!
6 группа
Танюшина мама с работы пришлаИ Таню спросила:- Как, дочка, дела?Опять заигралась, наверно, в саду?Опять ухитрилась забыть про еду?Обедать кричала бабуся не раз,А ты отвечала: сейчас да сейчас.С этими дочками просто беда,Скоро ты будешь, как спичка, худа.Иди-ка, обедать, вертушка!Сегодня к обеду ватрушка!Тут бабушка мамина мама пришлаИ маму спросила:- Как, дочка, дела?Наверно, в больнице за целые суткиОпять для еды не нашлось ни минутки,А вечером съела сухой бутерброд.Нельзя же сидеть целый день без обеда.Уж доктором стала, а все непоседа.С этими дочками просто беда.Скоро ты будешь, как спичка, худа.Иди-ка обедать, вертушка!Сегодня к обеду ватрушка!
Возьмите листочки № 4. Прочитайте задание. ( Спиши текст. Допиши последнее предложение.)
Я хочу рассказать о самом замечательном человеке – моей маме. Моя мама самая красивая женщина на всем земном шаре. Самая заботливая, ласковая, умная и добрая.
Мама является самым близким человеком для всех людей, как для взрослых, так и для детей. Моя мамочка всегда меня понимает, помогает во всем. С ней никогда нескучно. В трудные минуты, когда мне становится грустно, она
Подведение итогов урока.
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
–Какие глаголы мы учились находить сегодня на уроке?
- Как их отличить от глаголов другого времени?
- Что можно определить у глаголов прошедшего времени?
7. Сюрприз для гостей .( Песня про маму).
Задание № 1.
ЧТАЛА, ПОМГАЛА, ЖЛЕЛА, ШЛА, СТРАЛА, ПКЛА.
Задание № 2.
Что объединяет слова? По какому признаку можно разделить данные слова на три группы? Запиши слова в три столбика. Разбери их по составу.
Светило, нарисовал, выехала, закончил, сшила, засыпало.
Задание № 3.
Прочитай. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.
Запиши последнее предложение, выполни полный разбор.
Разбери слово «поддерживала», как часть речи.
Мама – это самый дорогой человек на свете. Как только ребенок родился , он сразу видит добрые глаза своей матери. Если она куда-то ушла по делам, то младенец будет безутешно плакать.
Ребенок подрос, и мама ведёт его в детский сад, потом в школу. И вот уже мама наш лучший советчик и друг. Мы делимся с ней своими мыслями и идеями, рассказываем о своих чувствах, о том, что у нас получилось, а над чем нужно ещё поработать.
Мама бывает требовательной и строгой, но мы не обижаемся на неё, потому что знаем: она желает нам только добра.
Улыбка мамы –яркое солнышко. Ведь когда она улыбалась, значит всё хорошо, и любые трудности мы преодолеем. Мы всегда ценили, когда мама поддерживала нас в добрых начинаниях, давала совет.
*Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова «яркое».
Задание № 4. Спиши текст. Допиши последнее предложение. Подчеркни глаголы.
Я хочу ра(с, сс)казать о самом замечательном человеке – моей маме. Моя мама самая кр(о, а)сивая женщина на всем з(е,и)мном шаре. Самая заботливая, ласковая, умная и добрая.
Мама является самым бли(з,с)ким человеком для всех людей, как для взрослых, так и для детей. Моя мамоч(ь)ка всегда меня понимает, помогает во всем. В трудные минуты, когда мне грус(т)но, она
Подчеркните глаголы прошедшего времени.
1 группа
Мама рано утром встала,
Приготовила омлет,
Покормила нас с Анютой,
Принялась и за обед.
Целый день она кружится:
Нужно быть и тут и там
Отвести нас на занятья
И умчаться по делам.
Наконец приходит вечер,
Все устали, нету сил.
Скоро нам уж спать ложиться-
Очень длинным день наш был.
Завтра снова будет утро
Будут новые дела.
Нужно маме не забыть нам
Сказать добрые слова!!!
За надежность и заботу,
За любовь и доброту,
За прекрасную улыбку,
Нашу детскую мечту.
Подчеркните глаголы прошедшего времени.
2 группа
Кто пришёл ко мне с утра?Мамочка.Кто сказал: "Вставать пора"?Мамочка.Кашу кто успел сварить?Мамочка.Чаю – в пиалу налила?Мамочка.Кто косички мне заплёл?Мамочка.Целый дом один подмёл?Мамочка.Кто цветов в саду нарвал?Мамочка.Кто меня поцеловал?Мамочка.Кто ребячий любит смех?Мамочка.Кто на свете лучше всех?Мамочка.
Подчеркните глаголы прошедшего времени.
3 группа
Мама песню напевала,Одевала дочку,Одевала-надевалаБелую сорочку.Белая сорочка -Тоненькая строчка.Мама песенку тянула,Обувала дочку.По резинке пристегнулаК каждому чулочку.Светлые чулочкиНа ногах у дочки.Мама песенку допела,Мама девочку одела:Платье красное в горошках,Туфли новые на ножках...Вот как мама угодила -К Маю дочку нарядила.Вот какая мама -Золотая прямо!
Подчеркните глаголы прошедшего времени.
4 группа
Всё я делаю для мамы:Для нее учу я гаммы,Для нее хожу к врачу,Математику учу.Все мальчишки в речку лезли,Я один сидел на пляже,Для нее, после болезни,Не купался в речке даже.Для нее я мою руки,Ем какие-то морковки...Только мы теперь в разлуке,Мама в городе Прилуки,Пятый день в командировке.Ну, сначала я без мамы,Отложил в сторонку гаммы,Нагляделся в телевизорНа вечерние программы.Я сидел не слишком близко,Но в глазах пошли полоски.Там у них одна артисткаХодит в маминой прическе.И сегодня целый вечерЧто-то мне заняться нечем!У отца в руках газета,Только он витает где-то,Говорит: "Потерпим малость,Десять дней еще осталось..."И наверно, по привычкеИли, может быть, от скукиЯ кладу на место спичкиИ зачем-то мою руки.И звучат печально гаммыВ нашей комнате. Без мамы.
Подчеркните глаголы прошедшего времени
5 группа
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь! А у вас? - А у нас сегодня гость! А у вас? - А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят! - А у нас в квартире газ! А у вас? - А у нас водопровод! Вот!
Подчеркните глаголы прошедшего времени.
6 группа
Танюшина мама с работы пришлаИ Таню спросила:- Как, дочка, дела?Опять заигралась, наверно, в саду?Опять ухитрилась забыть про еду?Обедать кричала бабуся не раз,А ты отвечала: сейчас да сейчас.С этими дочками просто беда,Скоро ты будешь, как спичка, худа.Иди-ка, обедать, вертушка!Сегодня к обеду ватрушка!Тут бабушка мамина мама пришлаИ маму спросила:- Как, дочка, дела?Наверно, в больнице за целые суткиОпять для еды не нашлось ни минутки,А вечером съела сухой бутерброд.Нельзя же сидеть целый день без обеда.Уж доктором стала, а все непоседа.С этими дочками просто беда.Скоро ты будешь, как спичка, худа.Иди-ка обедать, вертушка!Сегодня к обеду ватрушка!
15