План урока по русскому языку на тему Прошедшее время глагола. Изменение глагола прошедшего времени по родам.
Русский язык
Тема: Прошедшее время глагола. Изменение глагола прошедшего времени по родам.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, формообразующим суффиксом –л - , с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
- Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам..- Развивать мышление, память, умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. Совершенствовать орфографические навыки.
-Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать внимание, усидчивость. Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Оборудование: презентация, таблицы, оценочные листы, записи на доске.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Итак, Друзья, начнём урок!
Затей у нас большой мешок.
А для кого они?
Для нас!
Скажем друг другу:
- В добрый час!
- Ребята, давайте посмотрим друг на друга, на соседа справа, на соседа слева, и улыбнемся каждому, подарим свое хорошее настроение всем!
-Желаю вам хорошего урока, получить много новых знаний.
-Ребята, посмотрите у вас на партах лежат Оценочные листы.
Оценочный лист
Блиц-опрос Работа со стихотворением Работа со словосочетаниями Работа по учебнику
Стр.149 упр.401 Самостоятельная работа Общий балл
За каждый этап работы вы будете ставить себе баллы, максимальное количество баллов на каждом этапе 5 баллов. В конце урока суммируете количество полученных баллов за работу и выставляете оценку по критериям. (Вывешиваю на доску критерии)
II.Актуализация знаний.- Приступим к работе.
-С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц – опрос (работа в парах)
Глагол – это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое …
Проверка (Слайд 2-3)
Оцените работу, Максимальное количество 5 баллов
III. Подготовка к восприятию нового материала
Игра «Третий лишний». ( Слайд 4)— Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра « Третий лишний»— Прочитайте слова:Читает, читаю, читал.— Что общего и чем различаются эти слова? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)-Какое лишнее слово?- Почему же оно лишнее?
Сообщение темы и целей урока
— Кто назовёт тему урока? (Прошедшее время глагола. Изменение глагола прошедшего времени по родам.).( Слайд 5)
- Чему будем учиться на уроке?(корзина идей) ( Слайд 6,7,8)
( Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.)
Открываем тетради, пишем число, классная работа.
IV.Минутка чистописания.( Слайд 9,10,11)
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.
- Чтобы подготовить наши руки к дальнейшему письму, на минутке чистописания мы пропишем эту букву.
V. Изучение нового материала
Постановка проблемы.
— Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?-Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих.
( слайд 12)
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница-зима,Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.
-Кто автор этого стих.?
- Из данного стихотворения необходимо выписать глаголы прошедшего времени.
Проверка. ( Слайд 13)
( Ставим вопросы и доказываем . что глаголы прошедшего времени.
(Дохнул, завыл, пришла,рассыпалась,повисла,легла,сравняла,блеснул.)
Оцените работу, Максимальное количество 5 баллов
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.( суффикс Л)
Это суффикс прошедшего времени глагола. ( Слайд 14)
- Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола и в основу слова не входит. Выделите основу в словах стих.
А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени. ( Слайд 15)
На доске сочетания слов:
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог.
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает? (-Окончаний.)
- С чем познакомимся ещё на уроке? ( Слайд 16, 17)
( С изменением глаголов прошедшего времени по родам)
-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
Сейчас вам нужно дописать, и выделите окончания и суффиксы, определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени
Проверка. ( слайд 18 )
Оцените работу, Максимальное количество 5 баллов
Изучение правила на стр.148
-Какой вывод можно сделать?
.- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.( Слайд 19)
- В каких предложениях глаголы стоят в переносном значении?
ФизминуткаVI. Первичное закрепление изученного материала.
Работа по учебнику (Слайд 20) (В парах)
Стр.149 упр. 401
-Выписать глаголы прошедшего времени.
Проверяем(Слайд 21)
Стал, плескала, открыл, краснела, стали, вздохнул, вытянул, взмахнул, приподнялся, полетел, поднимался, полетел-На какие вопросы отвечают выписанные глаголы?
-Как изменяются глаголы?
Вывод: глаголы изменяются по родам и числам
Оцените работу, Максимальное количество 5 баллов
Самостоятельная работа. ( слайд 22, 23)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Проверим прочность наших знаний.
-А теперь вы можете поработать самостоятельно.
Допишите суффиксы и окончания глаголов прошедшего времени. Выделите окончания. Определите род существительного и глагола.
Наступи.. зима. Солнце встава.. поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка.. серебром.
-Проведите самопроверку.
-У кого нет ошибок? Молодцы.
Оцените работу, Максимальное количество 5 баллов
VII. Домашнее задание (Слайд 24)
С.148 упр.399, правило выучить
VIII. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок
«Портфель знаний» .( Слайд 25)
Вывод .( Слайд 26)
IX. Рефлексия настроения
«Сигналы рукой» (Слайд 27, 28)