Урок Характеристика элементов первой группы главной подгруппы
Урок.
Характеристика элементов I группы главной подгруппы.
Цель урока: знакомство с характеристикой щелочных металлов в свете общего, особенно-
го и единичного по трем формам существования химических элементов: ато-
мов, простых и сложных веществ. На примере элементов этой группы повто-
рить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодичес-
кой системе по вертикали (в главной подгруппе), металлическую связь и ме-
таллическую кристаллическую решетку, физические и химические свойства
металлов, и применение металлов и их соединений.
Оборудование и реактивы: компьютер, экран, образцы щелочных металлов, вода, нож,
фенолфталеин, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ про-
бирки, нитраты щелочных металлов, спиртовки, таблица «Применение ще-
лочных металлов».
Ход урока.
На экране план урока:
Положение щелочных металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Строение их атомов.
Физические свойства.
Химические свойства.
Применение.
I. Повторение пройденного.
Химический диктант «Закончи выражение».
Металлы на внешнем энергетическом уровне имеют
Активные металлы в природе находятся в виде
Царем металлов является..
Из руд металлы можно получить восстановлением..
Бронза это сплав, состоящий из.
Единственный жидкий металл..
В металлах и их сплавах связь..
Аллотропные видоизменения олова
Металлы в периодической системе находятся в.
По сравнению с неметаллами, металлы имеют радиус атома..
Работа с демонстрационными карточками: по недостроенным схемам, определить для какого элемента характерна она, и металл это или неметалл?
Как вы узнали металл это или неметалл? (число электронов на внешнем уровне от 1 до 3-х). Сейчас мы будем изучать металлы одной из групп.
II. Изучение нового материала.
I. Положение щелочных металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева.
На экране Периодическая система Д. И. Менделеева. Выпишите в тетрадь знаки элементов I группы главной подгруппы. Назовите все эти элементы. Данную группу металлов назвали щелочными. Свое название они получили за то, что при взаимодействии с водой образуется щелочь, растворимое основание. Щелочи, образованные данными металлами разъедают органические вещества, на коже образуют болезненные язвы. Работать с ними надо очень осторожно. Хранят эти металлы в связи с их активностью: (как «кощееву смерть», на кончике иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб на острове Буяне. Металл в керосине, керосин в стеклянной банке, банка в асбестовой крошке, крошка в железной банке, банка в сейфе, сейф в лаборантской под замком).
Демонстрационный опыт: разрезать щелочной металл натрий, показать его блеск на свежем срезе, и мягкость.
II. Строение атомов щелочных металлов.
Задание: самостоятельно нарисовать схемы строения атомов щелочных металлов, т. е. расположить электроны по энергетическим уровням, подсчитать число протонов, нейтронов и электронов у атомов (все учащиеся в тетрадях, один – на обратной стороне доски). Проверяем распределение электронов по уровням с показаниями на табло в электронной таблице.
А) Что общего в схемах строения атомов? ( На внешнем энергетическом уровне по одному электрону).
Б) Чем отличаются атомы друг от друга? (Числом энергетических уровней и радиусом атомов).
В) Как изменяется радиус атомов металлов в ряду от лития к францию? (Увеличивается).
Г) Как изменяются в этом ряду металлические и восстановительные свойства? (Усиливаются).
Д) Какие степени окисления могут проявлять щелочные металлы? (0, +1).
III. Физические свойства щелочных металлов.
Какие вы знаете металлические свойства? (Цвет, металлический блеск, электро- и теплопроводность, пластичность, ковкость, твердость).
Демонстрационный опыт: разрезается кусочек натрия. Какие свойства физические вы наблюдали? Очень мягкие
Серебристо-белый
На свежем срезе очень блестит
Пластичность
Демонстрируется плотность металлов на электронном табло, учащиеся записывают их в тетрадь. Как изменяется плотность в ряду от лития к цезию? (увеличивается). Так как литий самый легкий и всплывает в керосине, то его хранят в вазелине.
IV. Химические свойства щелочных металлов.
1. Горение в кислороде.
Демонстрационный опыт: сжигание натрия в кислороде. При сжигании веществ в кислороде образуются оксиды, а щелочные металлы образуют пероксиды, которые при взаимодействии с водой образуют щелочь и кислород.
2 Na + O2 = Na2 O2
2 Na 2O 2+ 2H 2O = 4 NaOH + O2
Пероксиды щелочных металлов используют как генератор кислорода на подводных лодках и космических кораблях. Они подобно зеленым растениям забирают углекислый газ из помещения, а выделяют кислород (заменяют процесс фотосинтеза).
2Na 2O 2+ 2CO2 = 2 Na 2CO3 + O2
Только литий в отличие от всех щелочных металлов образует нормальный оксид.
2Li + O2 = 2Li 2O
2. Взаимодействуют с неметаллами.
На экране демонстрируются опыты взаимодействия натрия с серой, водородом и хлором. Затем, один учащийся записывает уравнения реакций на доске, а весь классв тетрадях.
2Na + S = Na 2S
2Na + H2 = 2NaH
2Na + Cl 2 = 2NaCl Называют вещества.
3. Взаимодействуют с водой.
Демонстрационный опыт: взаимодействие натрия с водой, поджигание выделяющегося газа, доказательство образования щелочи.
2Na + 2H 2O = 2NaOH + H2
4. Соли щелочных металлов окрашивают пламя в разные цвета.
Демонстрационный опыт: окрашивание пламени в разные цвета.
V. Применение щелочных металлов.
Один из учащихся заранее подготовил небольшое сообщение: «Щелочные металлы на службе у человека».
VI. Виртуальные лабораторные опыты.
А сейчас вы проведете виртуальные лабораторные опыты по сжиганию щелочных металлов, соблюдая все правила техники безопасности. В случае нарушения правил, вас остановят и вам подскажут. Проделайте виртуальные опыты и заполните таблицу.
Уравнения реакций.
Что наблюдаем?
VII. Закрепление.
Выполнить тест по изученному материалу. На экране тест, выбрать правильный ответ.
1. Соли лития окрашивают пламя
а) желтый б) малиновый в) фиолетовый г) синий
2. У атома цезия энергетических уровней
а) шесть б) три в) четыре г) семь
3. Число протонов и нейтронов в ядре атома натрия соответственно
а) 11 и 11 б) 23 и 11 в) 11 и 12 г)23 и 23
4. При горении калия в кислороде образуется
а) вода б) оксид в) гидрид г) пероксид
5.При горении лития в кислороде образуется
а) гидроксид б) оксид в) пероксид г) вода
6. При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются
а) оксид и водород б) гидроксид и водород в)соль и гидрид
7.С увеличением заряда ядра щелочных металлов металлические свойства
а) уменьшаются б) не изменяются в)увеличиваются
VIII. Дома: § 52, записать кем и когда были открыты щелочные металлы, №1, 5.