Конспект урока по литературе на тему: «Басенный мир И. А. Крылова (басня «Свинья под дубом»)»

Конспект урока по литературе на тему: «Басенный мир И. А. Крылова (басня «Свинья под дубом»)»

Кимаевой Анастасии Сергеевны
Цели: Образовательные:
помочь обучающимся увидеть мастерство И. А.Крылова на примере басни «Свинья под Дубом»;
продолжить обучать навыкам анализа художественного произведения;
познакомить с новым литературоведческим понятием «аллегория», «мораль»;
Развивающие:
развивать умение видеть иносказание в басне;
развивать умение сравнивать, сопоставлять;
развивать творческое мышление, воображение;
развивать речь учащихся;
развивать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитывать чувство вкуса к художественному слову при анализе басни.
Цели урока
Деятельность учителя и учащихся
Средства
Результаты




Предметные
Метапредметные

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Добрый день! Давайте запишем число. Ребята, посмотрите на доску на ней висит портрет.



Ребята, скажите мне, чей портрет висит перед вами? (Портрет И. А. Крылова) Правильно, это портрет известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Каким он предстает перед нами на портрете? Что вы знаете об этом человеке?
И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким.
Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен. Нашлись добрые люди, которые помогали ему: давали книги, интересовались успехами.
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.
Портрет И. А. Крылова


Портрет И. А. Крылова, иллюстрация памятника И. Крылова.



Умение логически выстраивать свою речь при описании предмета



Развитие речевого аппарата; развитие творческого воображения.

2. Постановка темы урока
Учитель: Сейчас я прочитаю вам отрывки из басен, которые вы уже проходили в начальной школе, а вы должны закончить фразу и назвать эти басни, ответить на вопросы.
-Ай, Моська! Знать, она сильна/ что лает на Слона.
-А Васька/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха/ за то, что хвалит он Кукушку.
-Чтоб музыкантом быть/ так надобно терпенье.
-Ты всё пела. Это дело/ так поди же попляши.
В какой форме (стихотворной или прозаической) вы встречали басни?
Кто является героями басен? Как вы думаете, почему?
А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. (Басенный мир И. А. Крылова.) Правильно, давайте запишем тему нашего урока и названия новой басни «Свинья под дубом».
Беседа.
Самостоятельно формулировать тему урока.
Способствовать развитию интереса к новому учебному материалу.


3. Подготовка к анализу басни «Свинья под дубом»
Учитель: В каждой басне присутствует мораль. Обычно она содержится в конце басни. Ребята, как вы думаете что это? Мораль – это краткое нравоучительное заключение. Вы уже говорили, кто является героями басен – это, чаще всего, животные. Такой прием, когда пороки людей маскируются за образами животных, называется аллегория.(запись в тетради). Аллегория является традиционным приемом эзопова языка. знакомо ли вам имя Эзопа? (обращаемся к словарю)
ЭЗОПОВ ЯЗЫК дословно: композиционный прием древнего баснослагателя Эзопа (VI в. до нашей эры), скрывавшего под именами животных характеры и взаимоотношения людей.
Какую цель преследует басня? (поучить) Попробуйте дать определение басне.
Запишем: Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Литературоведческие и толковые словари.
Умение работать с литературоведческими понятиями.
Умение сопоставлять уже известную информацию с новой. Развитие умения выражать свою точку зрения.

4. Анализ басни «Свинья под дубом»
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с басней Крылова "Свинья под Дубом". Давайте составим кластер. Для этого нужно называть слова с которыми ассоциируется у вас слово «свинья», а я буду записывать их на доске. Ребята, вы сказали, что свинья ассоциируется у вас со словом невежда.
Слово образовалось из слияния частицы "не" с глаголам "ведать", то есть знать. Предположите, что значит слово невежда? НЕВЕ
·ЖДА - Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. Слово "невежда" часто путают со словом невежа, которое значит грубый, невоспитанный, невежливый человек. Как мы назовем школьника, который не хочет учиться? А человека, который использует ругательства в своей речи?
Давайте запишем эти два слова и запишем их определения, чтобы никогда не путать.
Учитель: Прослушав текст басни, приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело  назвать  и невежей, и невеждой?
Учитель читает текст басни.
Учитель: Скажите, о чем эта басня?
Прочитайте мне мораль басни.
Найдите в басне аллегорию.

Текст басни. Кластер.
Развить умение определять в басни мораль, изобразительно-выразительных средств языка, понимания их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- умение анализировать литературное произведение;
- понимание ключевых проблем представленных в произведении.

Развить умение осуществлять поиск информации, вычленять необходимую информацию;
Развить умение построения речевого высказывания в устной форме; Развить умение работать в коллективе.

5. Характеристика героев басни. (Свинья).
Беседа с учениками:
Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?
Нарисуйте словесный портрет Свиньи.
С кем из персонажей беседует Свинья? Какова ее речь?
Прочитайте реплики Свиньи.
Назовите действия Свиньи, каковы ее поступки?
Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?
Что значит «подложить свинью, поступить по-свински»?

Текст басни.
Развитие умения работы с художественным текстом; Развитие умения характеризовать героев.
Развитие умения анализировать, синтезировать информацию, делать выводы о прочитанном.

6. Физминутка
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились.




7. Характеристика героев басни. (Дуб)
Учитель: Вспомните из темы сказки, недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?
Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?
С каким чувством люди-язычники относились к дубу?
Прочитайте слова автора о Дубе. Что означает слово «вековой»?
Прочитайте слова Дуба. Как вы понимаете слово «промолвил»?
Прав ли Дуб называя Свинью неблагодарной?


Развитие умения работы с художественным текстом; Развитие умения характеризовать героев.
Развитие умения анализировать, синтезировать информацию, делать выводы о прочитанном.

8. Характеристика героев басни. (Ворон).
Учитель: Третий персонаж – это Ворон. Прочитайте его слова.
Опишите Ворона, каким он вам представляется?


Развитие умения работы с художественным текстом; Развитие умения характеризовать героев.
Развитие умения анализировать, синтезировать информацию, делать выводы о прочитанном.


9. Подведение итогов
Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш сегодняшний урок. На уроке мы повторили уже знакомые вам басни, прочитали и проанализировали героев новой басни «Свинья под дубом». Также мы дали определение басни, морали и аллегории. Давайте все еще раз повторим и подведем итоги нашего урока.
Что же такое басня?
В какой форме (стихотворной или прозаической) вы встречали басни?
Кто является героями басен? Как вы думаете, почему?
Какую цель преследует басня? (поучить)
Какова тема басни? Где она отражена?
Какова идея басни?
Где сосредоточен ее смысл?
Что такое мораль?




Текст басни, ответ на вопрос.
Развить умение анализировать литературное произведение;
Формирование собственного отношения басенному творчеству;
Развитие умения обобщать новый материал.
Способствовать пониманию моральных качеств, содержания и смысла поступков;
Сформировать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие умения построения собственной речи;
Развитие умения работать в коллективе;
Развитие речевого аппарата.

10. Домашнее задание
Выучить басню «Свинья под дубом»
Текст басни.




15