Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Басни о «Вороне и Лисице» А.П. Сумарокова, В.К.Тредиаковского, И. А. Крылова. Обличение человеческих пороков в баснях.


Технологическая карта урока литературы в 5в классе.
Учитель русского языка и литературы
Медовкина Татьяна Николаевна.
«Басни о «Вороне и Лисице» А.П. Сумарокова, В.К.Тредиаковского, И. А. Крылова.
Обличение человеческих пороков в баснях.
Класс: 5
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой, В.М. Шамчиковой. Изд-во: М., Вентана-Граф, 2013
Название раздела, темы: Басня. Творчество И.А. Крылова.
Материалы к уроку: портреты А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, И.А. Крылова, сборники басен, иллюстрации к ним.
Тема урока: «Басни А.П. Сумарокова и В.К. Тредиаковского. И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Ворона и лисица».
Цель урока: Знакомство с историей жанра басни, выявление жанровых признаков басни на примере творчества А.П. Сумарокова, В.К.Тредиаковского и И.А. Крылова.
Задачи:
1) Познакомить детей с басней «Ворона и Лисица» А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, И. А. Крылова; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.
2)Воспитание интереса к личности русских баснописцев; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
3) Развитие навыков выразительного чтения и анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой, В.М. Шамчиковой. Изд-во: М., Вентана-Граф, 2013.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
План урока Методы обучения Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока Словесный, метод мотивации учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция Психологический настрой детей на урок.
Приветствие класса (хором):
-Здравствуй, солнце!
-Здравствуй, небо!
-Здравствуйте, всем нам! (Улыбки на лицах).
Пожелание хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Дети приготовили таблицу результативности, в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока Индивидуальная работа, парная, коллективная регулятивные: саморегуляция Скажем про себя несколько раз:
Прозвенел для нас звонок, начинается урок! Подготовка речевого аппарата к говорению
2.Мотивация к учебной деятельности Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание Проблемный вопрос:
Перед вами на доске написаны слова Лафонтена и Михаила Васильевича Исаковского.
Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно даже и у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А рассказ поможет и урок принять.
Наша уловка — поучать, услаждая;
А рассказывать просто так — не стоит труда.
Лафонтен
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэтов?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
Назовите имена баснописцев, прославившихся написанием басен. Назовите басни и их героев.
А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. «Медведь и пчела», «Петух и жемчужина», «Ворон и лиса», «Ворона и лисица».
Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Словарная работа. Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание Целеполагание.
Учащиеся задают классу вопросы к прочитанным дома статьям.
- Когда возникла русская басня?
- Какие сюжеты использовали русские баснописцы?
- Назовите имена русских писателей, обратившихся в творчестве к событиям современной жизни.
- Что остаётся неизменным в басне на протяжении многих веков её существования?
- Сформулируйте определение басни.
- На какие части разделена басня?
- Что такое мораль и аллегория?
- Какие тропы используются в басне?
Мы не случайно говорим не только об И.А. Крылове.
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Игра «Найди пару».
Задача: составить пары из перепутанных карточек с именами героев басен И. Крылова, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на доску.
Сообщение темы и цели урока. Нам предстоит знакомство с писателями, которые жили в разные эпохи, были разными людьми, но всех их объединяет одно – они были баснописцами. И, как это ни удивительно, все они являются авторами басни о Вороне и Лисице. Нам предстоит выполнить очень трудную задачу – выяснить, что же общего в языке этих басен и в чем  различие. Почему в совершенно разным писателям пришла в голову мысль о написании такого произведения. С одним из этих баснописцев, Эзопом, и его басней «Ворон и Лисица» мы познакомились на прошлом уроке.
Тема Вороны и Лисы в русской басне. В.К. Тредиаковский. Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.
Постановка учебной задачи на этот урок.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1. Проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно
выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.
личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение
имеет для меня учение? »
регулятивные УУД:
прогнозирование и получение конкретного результата.
Тест.
- Кто из вас знает, что такое басня?
(Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).
- Еще в басне всегда есть нравоучение или, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки (запись определений в тетради).
       Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) – поэт, переводчик, учёный-филолог, вошёл в историю русской культуры как реформатор стихосложения. Родился в  в Астрахани, в семье священника. Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но по невыясненным причинам в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, однако его большие заслуги были забыты или приписаны другим деятелям культуры.
Выполнение теста, самопроверка по эталону.
Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемый ответ:
Басня — это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.
Сообщения подготовленных учеников о писателях- баснописцах.
Выразительное чтение басни В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса» подготовленным учеником.
2.Работа с литературоведческими понятиями.
«Карта жанра».
Восстановите строки басен и назовите басню. Работа в группе. (Каждой группе даны задания заранее)
Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка.
Предполагаемая запись:
Басня-небольшой рассказ – диалог
Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение.
3.Мини-исследование в группе.
«Центон» из басен (назови басни И.А. Крылова)
- А что такое аллегория?
Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться…
Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории:
осел – глупый человек, заяц – трусливый.
-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?
Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон?
Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. РАБОТА В ПАРАХ
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Предполагаемый ответ:
Аллегория — иносказательное изображение
предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Отвечает один из членов команды.
Физминутка (пауза релаксации) личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД:
умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Выполняется несколько упражнений под музыку.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Работа с текстом басни.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Беседа:
Тема Вороны и Лисы в русской басне. А.П. Сумароков.
Сообщение об А.П.Сумарокове.
Выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и Лиса» подготовленным учеником, стр. 73-74 учебника, часть 1.
Анализ содержания басни.
- Исследовательская работа с текстом. Впишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднение при чтении, например: я дам Вороне сок, вспряну, паче всех мер.
- Что общего в языке басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?
- Выпишите из басни слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В каких произведениях встречаются такие слова?
- Подберите однокоренные слова к слову «ворона». Назовите фразеологизмы с этим словом.  (Ворон считать, проворонить).
- В  басне Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. С кем сравнивает Лиса Ворону в басне Сумарокова? (Попугай – символ имитации, повторения без понимания. В российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение «распустил хвост, как павлин» приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости).
- Понимает ли Ворона смысл сравнения?
- О чём это свидетельствует?
- Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лисица?
- Чем отличаются герои басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?
- Чем отличается язык басен этих авторов?
Вывод. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра. А.П.Сумароков же пытается пополнить освоенную жанровую форму басни элементами родной для него речевой культуры.
Тема Вороны и Лисы в русской басне. И.А.Крылов.
Имя И.А.Крылова вам хорошо известно из начальной школы, более подробный разговор о писателе пойдёт на следующем уроке. На этом уроке мы обратимся только к его басне «Ворона и Лисица». Тема этой басни, власть лести над человеческим сердцем, относится к категории «вечных». «Вечные» темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных народов, в этом мы уже убедились.
Анализ басни.
- Найдите слова и фразы, которыми рассказчик характеризует Ворону и Лисицу.
- Каково лексическое значение слова «взгромоздиться»? Какой мы представляем Ворону?
- Каково лексическое значение слова «каркнула»?
- Каково значение слова «вещуньина» в контексте басни? (Вещун – колдун, умеющий предсказывать будущее).
- Что рассказали о Вороне слова «каркнула», «вещунья»?
- Что обозначает слово «плутовка»? Какое значение приобретает оно в контексте басни? Сочувствует рассказчик Лисице или не одобряет её действия?
- Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Прочитайте выразительно фрагмент басни от слов «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» до слов «Ведь ты б у нас была царь-птица!»
- Найдите слова и фразы, с которыми Лисица обращается к Вороне. В каких произведениях встречаются такие слова? (Прямая речь Лисицы насыщена уменьшительно-ласкательными формами, присущими разговорной и народно-поэтической речи. Отчасти Крылов повторяет слова за Сумароковым: «сестрица», «светик». Автор использует также косвенно выраженное сравнение: «И. верно, ангельский быть должен голосок» - опирается на общепринятый образ ангела, а «царь-птица» звучит как высшее проявление лести).
- Как характеризует Лисицу такое красноречие?
- С кем сравнивает Лисица Ворону в басне Крылова?
- Выразительное чтение эпизода басни от слов «Вещуньина   с похвал вскружилась голова…» до слов «сыр выпал – с ним была плутовка такова».
- И.А.Крылов сравнивал себя самого с Лисицей. Он рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи графа Д.И.Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у польщённого графа денег взаймы. В литературе граф Д.И.Хвостов был известен как бездарный поэт, но он снисходительно считал А.С.Пушкина своим преемником.
- Кто из зверей заслуживает большего осуждения – плутовка Лиса или любящая лесть Ворона? (едва ли басня действительно представляет действия Лисицы как гнусные и вредные. Иначе Крылов вряд ли сравнивал бы себя с Лисицей. Лиса льстит очень искусно, Ворона же изображена очень глупой).
- Чем различаются басни В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и И.А.Крылова?
Вывод. Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли отражение опыт, сознание и нравственные идеалы народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в языке, звучащем как живая народная
- А теперь прослушаем басню «Ворона и Лисица» в исполнении Валентина Гафта. Аудиозапись.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?
Словарная работа.
- Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Не впрок – не на пользу.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Самостоятельное чтение учащимися басни.
Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя
Звучит аудиозапись басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении Валентина Гафта.

Два хорошо подготовленных ученика читают басни «Ворон и Лиса» А.П. Сумарокова и В.К. Тредиаковского.
Вывод. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра. А.П.Сумароков же пытается пополнить освоенную жанровую форму басни элементами родной для него речевой культуры.
1. Слушание выразительного чтения учеников.
Беседа по прослушанному тексту.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини?
- Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни?
–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?
- Можно ли его описать аллегорически?Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить??
Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания)
2.Выразительное чтение учащимися. Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений. Выполняет роль консультанта.
- Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? Чтение басни по ролям (3-4 группы)
Такой же вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ.
3. Словесное рисование.
Метод словесного рисования
-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему
4. Знакомство с иллюстрациями басни Тредиаковского, Сумарокова и Крылова. Наглядный, частично-поисковый Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?
Посмотрим на иллюстрации и поиграем в игру «Картинная галерея».
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
-Изменилось ли ваше восприятие басни?
Мораль. Что это такое? Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни по схеме.
Работа в группах и выступление перед аудиторией. личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.
Познавательные УУД:
умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.
Работа с текстом басни.
Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Самостоятельный анализ басни.
1 группа.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
2 группа.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
3 группа.
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).
4 группа
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
Работа над моралью басни.
-Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
-Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Самостоятельное написание мини-ответа «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?»
Афиширование.
2.Самооценка Самоанализ Анализ работы учащихся. Самооценка работы на уроке.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Ворона и Лисица».
2. Инсценировка басни (чтение наизусть). Запись задания в дневники.
4. Рефлексия
Метод контроля,
Познавательно
рефлексивный регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
Пожелание успехов. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют таблицу результативности.