Проектная работа: Активизация навыков говорения на английском языке обучающихся 8 класса через использование устных высказываний на основе английских пословиц
Активизация навыков говорения обучающихся 8 класса через использование устных высказываний на основе английских пословиц.
I. 1. Актуальность темы: В условиях малокомплектной школы многим педагогам приходится работать с обучающимися, у которых разные способности, разный уровень освоения учебного материала. В результате возникает неудовлетворенность знаниями учащихся по предмету. Происходит снижение мотивации учащихся к изучению учебных предметов именно в подростковом возрасте, обнаруживается неумение школьников пользоваться знаниями, приобретенными на уроках. Наблюдается недостаточное количество заданий по говорению в УМК, хотя раздел «Говорение» включен в итоговую аттестацию выпускников и в связи с этим требует особого внимания.
По стандартам основного образования раздел «Говорение» включает следующие умения и навыки [2]:
Диалогическая речь: Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированные диалоги.
Монологическая речь: Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [3 ].
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся [ 3]:
интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
понимания важности изучения иностранного языка;
потребности в самообразовании.
Проблема: Как в условиях малокомплектной школы повысить уровень навыков говорения, а так же повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка?
Идея решения проблемы состоит в том, чтобы использовать аутентичный материал в виде английских пословиц во время учебных занятий и включить задания разного уровня.
2. Цель работы: Активизировать навыки говорения у обучающихся 8 класса через использование устных высказываний на основе английских пословиц.
Задачи: - активизировать лексико-грамматические навыки по теме в собственных коротких монологических высказываниях ; - развивать фонематический слух при проговаривании пословицы, при прослушивании высказываний;
- активизировать использование вводных фраз при говорении;
- усовершенствовать умение запрашивать и сообщать информацию по заданной теме;
- приобщаться к культуре изучаемого языка через использование английских пословиц.
3. Ожидаемые результаты
Обучающиеся смогут:
Использовать аутентичный речевой материал в устном высказывании.
Увеличить объем собственного высказывания с аргументацией (по программе - 10-12 фраз).
Расширить лексический запас, используя вводные фразы и новый словарь.
Давать более качественные полные ответы.
4. План внедрения проекта:
Ознакомиться с трудами ученых и педагогов, посвященных роли говорения в процессе обучения иностранному языку;
Подобрать соответствующий аутентичный материал в виде английских пословиц;
Разработать задания к пословицам и включить их в план учебных занятий.
II. 1.1. Владение английским языком можно рассмотреть в следующем аспекте: как вид речевой деятельности к нему можно подойти как к цели обучения и как к средству обучения. Так, например, устная речь как цель обучения выступает средством общения. Применение говорения — это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному предмету в школе и желание им заниматься. Задания в этом случае направляют внимание обучающегося на смысловое содержание высказывания. Говорение используется и как средство обучения, с помощью которого осуществляется выработка автоматизмов в воспроизведении и трансформации усваиваемых лексических единиц и грамматических структур.
В настоящее время значение обучения устно-речевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Родители прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устно-речевому общению на изучаемом языке.
Навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания направленные главным образом на развитие навыков говорения. Обычно начинают говорению с основ, то есть со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. Учитель знакомит обучающихся с новой структурой. Эту структуру учащиеся слушают и повторяют за учителем и товарищами. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их могут соединить в небольшие монологи и диалоги.
Одна из главных задач учителя английского языка состоит в том, чтобы сохранить и развить у обучающихся интерес к предмету на протяжении всего курса обучения, сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению английского языка. Но как добиться усвоения его базового уровня в обычной образовательной школе, где в отличие от специализированных школ, гимназий на изучение английского языка отводится меньшее количество часов. Существует, безусловно. Множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит и интерес обучающихся к английскому языку. Одной их таких форм работы я считаю использование аутентичного материала на уроках.
Аутентичный материал тесно связан с историей, культурой, традициями и литературой народа, говорящего на данном языке. Эта связь наиболее четко прослеживается в фразеологических единицах, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают обучающимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка.
Использование данного материала позволяет обучающимся:
- увидеть страну изучаемого языка глазами представителя другой
национальности;
- формировать уважение и интерес к культуре и народу страны изучаемого
языка;
- сравнивать культуру страны изучаемого языка с культурой нашей страны;
- свободно ориентироваться в иноязычной среде;
- применять свои знания, умения и навыки в конкретной жизненной ситуации
В данной работе представлены разработанные мною методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, который заключает в себе наблюдения, накопленный жизненный опыт, мудрость народа, поэтому они - именно тот языковой материал, который повышает интерес обучающихся к английскому языку, развивает их языковую интуицию, закладывает привычку думать лингвистическими понятиями.
При работе с пословицами и поговорками на уроках английского языка я рекомендую:
На начальном этапе обучения английскому языку пословицы и поговорки являются хорошим материалом для отработки языковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, особенно тех, которые отсутствуют в русском языке.
На среднем этапе обучения пословицы и поговорки могут использоваться для речевой зарядки. Такой подход обеспечивает главный переход к основному этапу урока, с переносом на тему.
На старшем этапе работа с пословицами и поговорками немного усложняется, так как обучающиеся могут уже выразить свое мнение.
Рекомендую следующие задания по закреплению изученных пословиц или поговорок (можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях):
Отгадайте пословицу (поговорку) по одному названному слову.
Учитель произносит начало пословицы (поговорки), дети завершают.
Соедините фрагменты из первой и второй колонки так, чтобы получились известные пословицы.
Укажите, какая из пословиц имеет тот же самый смысл, что и данная.
Пословица (поговорка) по цепочке. Назовите по очереди одно за другим слова пословицы (поговорки), не ошибаясь. Прилагаются иллюстрации.
Назовите по кругу по одной пословице (поговорке).
Кто больше назовет пословиц (поговорок) по определенной теме.
Соревнования в командах. Называются поочередно по одной пословице (поговорке). Выигрывает та команда, которая последней называет пословицу.
2.1.Разработка заданий к пословицам по темам УМК для 8 класса
М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «EnjoyEnglish».
Данный учебник состоит из 4-х разделов (Units), в каждый из которых включены подразделы (Sections). Предлагаемые задания рекомендуется использовать во время речевой зарядки. Речевая зарядка- это важнейшая часть урока. Несмотря на то что время, отведенное на нее, невелико (5-7 мин), она может задать тон всему уроку. Интересно проведенная зарядка- это мощный стимул для поддержания у обучающихся интереса к изучению языка на протяжении всего урока.
Фрагмент урока: обучающимся предлагается английская пословица, ее перевод или объяснение на английском языке. Затем следуют задания:
1 задание – ответы на вопросы. Обучающимся предлагается ответить на различные типы вопросов по определению смысла данной пословицы.
2 задание – составление предложений из слов.
3 задание – выскажи свое мнение, используя вводные фразы.
4 задание – творческое. С опорой на слова и словосочетания предлагается придумать ситуацию или рассказ по теме пословиц. Каждый учитель может использовать свои методы в работе над четвертым заданием. Это придумывание ситуаций и индивидуально, и по цепочке, и парами.
Можно использовать на интерактивной доске иллюстрации к пословицам или поговоркам и соответствующий словарь.
Unit 1 “It’s a wonderful planet we live on” –
Section “After rain fine weather comes”.
A proverb “Every cloud has a silver lining”
Explanation. Sometimes things are bad, and even worse. It seems that there is no hope. But even in such situation there is always a ray of light.
Task 1. Answer the questions:
Is this proverb true?
Have you ever been in a situation when good news followed some bad things?
What does the proverb mean to you?
Every cloud has a silver lining, doesn’t it?
Task 2.Put the words in the right order to make a sentence:
Is, silver, sun, a, better, cloud, than, with, lining, a.
Travel, bad, hand, good, hand, in, and.
Shouldn’t, afraid, of, you, clouds, with, lining, be, silver, a.
Task 3. Is this proverb always true? Use the following phrases:
I think the proverb is…
On the whole I agree…
I do not agree with …
I believe…
As far as I can understand…
I’d like to add…
I agree with…
Task 4.Make up situations using the following words and word combinations:
Caroline and Marsha, students, at college, good friends, they, had no secrets, each other, Caroline, fell in, with Ben, told, Marsha, the girls, discussed, Ben, looked at Caroline, the way, spoke to her, one day, Caroline, a letter, Ben, asked to forget him, loved another girl, Caroline, sad, couldn’t understand, what had happened, at college Caroline’s classmate, heard Marsha, talking to Ben, Marsha, Ben, bad things about Caroline, also, told him, love, began dating, Caroline, shocked, thought, every cloud had a silver lining.
Unit 2 “The world’s best friend is you” –
Section “The Earth needs a friend, doesn’t it?”
A proverb “A friend in need is a friend indeed”.
Explanation. A friend is a very important person. You can spend time with him/her and share secrets. It’s a person who understands you and will never speak of you badly. He or she will always be on your side.
Task 1.Answer the questions:
Have you got many friends?
Are all of them real friends or just companions?
What kind of friend would you like to have?
Your friend helped you in need, didn’t he/she?
Task 2.Put the words in the right order to make a sentence:
A, is, to, without, very, sad, it, live, friend.
Joys, friends, and, share, good, sorrows, together.
Best, sometimes, friends, betray.
Task 3. Is this proverb always true? Use the following phrases:
I think the proverb is…
On the whole I agree…
I do not agree with …
I believe…
As far as I can understand…
I’d like to add…
I agree with…
Task 4.Make up situations using the following words and word combinations: Bob, John and Tim, best friends, shared sorrows and joys, together, helped each other, one day, a serious illness, couldn’t attend school, John, had no time, their friendship, was over, Tim, helped to study, passed the exams, a friend indeed.
Unit 3. “Mass media: good or bad?” –
Section “What do you think of television?”
A proverb “Seeing is believing”. (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
Explanation. Somebody can describe you something vividly and admire it, but when you see it with your eyes you can see the difference. You may not agree with your friend’s opinion.
Task 1.Answer the questions:
Do you agree with the proverb?
Is it better to see once or to hear many times?
Do you believe in something without seeing it?
Why is seeing better than hearing?
Task 2.Put the words in the right order to make a sentence:
to, is, seven, it, better, hear, than, to, times, see, once.
Can’t, sometimes, your, believe, you, eyes, own.
Some, in, isn’t, believing, situations, seeing.
Task 3. Is this proverb always true? Use the following phrases:
I think the proverb is…
On the whole I agree…
I do not agree with …
I believe…
As far as I can understand…
I’d like to add…
I agree with…
Task 4.Make up a story using the following words and word combinations: two girls, had been, friends, a long time, Joan, shared, with Pauline, one day, told her, fiancé, he was, so handsome, gentle, decent, was fond of him, didn’t want to show, her fiancé photo, to surprise her, on a wedding day, saw, recognized a man, cheated her, took her money, escaped, told Pauline, came, Joan, looked horrible, her fiancé, turned out, to be a marriage adventurer, took, all her money, should show, his photo, before the wedding, seeing, believing.
Unit 4 “Trying to become a successful person”
– Section “Who is a successful person?”
A proverb “Success is a ladder that can’t be climbed with your hands in your pockets. (Успех – это лестница, по которой нельзя подниматься, засунув руки в карманы.)
Explanation. If you want to reach the top of the ladder which is called success, firstly you should take your hands out of your pockets and work hard to achieve success.
Task 1. Answer the questions:
Why can success be compared with a ladder?
Can you pass your exams well with your hands in your pockets?
Will you have to do much to climb each step of a ladder leading to success?
You can’t get success with your hands in your pockets, can you?
Is it important for you to get success or just to live with your hands in pockets?
Task 2.Put the words in the right order to make a sentence:
Can, good, if, homework, do, you, have, marks, always, your, you.
Can, lazy, cannot, success, people, achieve, they?
The, should, be, you, to, ladder, climb, disciplined, of, success.
Task 3. Is this proverb always true?
I think the proverb is…
On the whole I agree…
I do not agree with …
I believe…
As far as I can understand…
I’d like to add…
I agree with…
Task 4.Make up situations using the following words and word combinations:
Jane, was born, a poor family, her relatives, teachers, she, very clever, made good progress, at her studies, worked much, sometimes, didn’t go for a walk, prepared reports, climbed a new step, each year, didn’t wear, expensive clothes, didn’t use, expensive notebooks, worked much, achieved good results, work was resulted, in excellent exam marks, became a student of a prestigious university, everybody, respected her, her kindness and friendliness, a day came, could afford herself, everything, knew quite well, that success, a ladder, that can’t be climbed, with hands in pockets.
III. Вывод: Таким образом, акцентируя внимание учащихся на общих и особенных чертах английской и русской фразеологии, мы, учителя, формируем у них привычку к вдумчивому, аналитическому отношению, как к иностранному, так и родному языку.
Используя пословицы и поговорки на своих уроках и мероприятиях, я заметила, что данный материал повышает мотивацию и интерес обучающихся к английскому языку, вовлекая их в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей обучающихся, а также приобщает их к культуре страны изучаемого языка.
Преимущества использования аутентичного материала в виде пословиц и поговорок заключаются в том, что это
Способствует повышению мотивации учения.
Формирует познавательный интерес учащихся.
Развивают фонетические, лексико-грамматические навыки.
Способствует развитию речи и творческому развитию личности обучающихся.
Формирует уважение и интерес к культуре и народу страны изучаемого языка.
Проект был реализован в течении 2014-2015 учебного года. Задания были включены в каждый раздел и приобрели определенную систематику. В результате проведенного вопросника и мониторинга можно сделать вывод об эффективности использования на уроке аутентичного материала в виде английских пословиц.
В перспективе я планирую разработать и включить аналогичные задания в учебный план 9 класса, т. к. данный вид понравился обучающимся, а также будет соблюдена преемственность в обучении. Но в 9 классе я планирую увеличить частоту использования заданий по работе с пословицами.
IV. Использованные источники:
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. М. Просвещение. 2010. 144 с
Рогова Г.В. , Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Просвещение, 1991.
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
Нестандартные уроки в школе. Под ред. С.Н. Смоленского. Феникс. Ростов-на Дону. 2007. 301с.
Английский язык. 8-11 классы. Речевые зарядки на основе пословиц. Автор-составитель Л.М. Кузнецова. «Учитель», 2013. – 53с.
Л. Виссон. «Русские проблемы в английской речи» 2005г.
И.Л. Бим, А.А. Леонтьев, Е.И. Мотина. Общая методика обучения ИЯ. Москва «Русский язык» 1991.
Т.В. Киреева. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка. ИЯШ 2000 №3.
www.pedsovet.suwww.allbest.ruedu35.ru