Анализ воспитательной работы школы за 2015-2016 учебный год

АНАЛИЗ  воспитательной работы  МБОУ "КСОШ им. Т.Т. Шерета" 2015 – 2016 учебного года
Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Красномихайловская средняя общеобразовательная  школа имени Т.Т. Шерета» ориентирована на обучение и воспитание  обучающихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность.
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.
Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
 Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.
Цель воспитательной работы является создание системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой, трудовой, деятельности и нравственному поведению, социализация личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, через развитие системы советов ученического самоуправления, формирование правовой культуры учащихся, толерантного отношения к окружающим, внедрению навыков здорового образа жизни и реализация программ по профилактике асоциального поведения.
Задачи воспитательной работы:
создать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешности обучения;
создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса;
сформировать потребность в здоровом образе жизни;
предоставить возможность для удовлетворения национально-культурных запросов личности;
воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины;
выработать готовность к самостоятельной жизни и труду, подготовить к трудовой деятельности.
Основные направления воспитательной работы:
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Социально-правовое воспитание
Развитие школьного коллектива (организация ученического самоуправления)
Интеллектуальное развитие учащихся
Профилактическая работа по профилактике асоциальных явлений
Спортивно-оздоровительная работа;
Художественно – эстетическое направление
 Обозначенные направления реализуются следующими средствами:
1.Спортивно–оздоровительное направление.
Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся. Работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни проводилась через реализацию школьной программы «Здоровье», которая включает в себя:  - рациональную организацию учебного процесса (учебный план, расписание учебных занятий и внеурочной деятельности);  - организация физкультурно – оздоровительной работы: «День здоровья», Школьные соревнования по футболу, л/атлетический кросс (уч. физической культуры и ОБЖ Шевченко А.А.),  - просветительско – воспитательную работу с обучающимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: тематические классные часы: 1-3 кл. - «Азбука Мойдодыра»; 4-5 кл.- «Советы Айболита»; 6-11 кл. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»; 1-4 кл. -«Вредные привычки»; 5-8 кл. -«Предупреждение употребления ПАВ»; 9-11 «Можно ли победить СПИД»  - организацию питания обучающихся за счёт средств родителей.
Хочется отметить хорошую работу классных руководителей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. На протяжении нескольких лет нарушений ПДД обучающимися школы не зарегистрировано.  В соответствии с годовым планом работы школы проводятся следующие мероприятия этого воспитательного блока: Дни здоровья, Недели безопасности на дорогах, оформляется  «Уголок здоровья», где размещается информация по здоровому образу жизни.
Активное участию по привитию и распространению ЗОЖ ведет ДШО «Вместе в будущее».   С середины ноября по середину декабря проходил месячник по ЗОЖ. Курение – одна из сильнейших зависимостей, подстерегающих человечество. Членами ДШО «Вместе в будущее» выпущен тематический номер школьной газеты «МИХАЙЛОВКА NEWS», посвященный СПИДу, а также театрализованная программа «СПИД- не спит ». Также на рынке села была проведена волонтерская акция «СПИД! Мы- против!!!»
ДШО «Вместе в будущее» была проведена акция на тему «Курение-вред здоровью». Эта тематическая программа призывала подростков отказаться от пагубной привычки – курить.  Примечательно то, что о вреде курения собравшимся рассказывали не врачи и сотрудники милиции, а их сверстники. Школьники призвали всех позаботиться о своём здоровье и отказаться от пагубной привычки. В рамках соревнований классов, свободных от курения прошел целый ряд мероприятий по ЗОЖ. Обучающиеся 11 класса провели агитблоки по классам, раздавали листовки о вреде курения. Школьники с интересом отнеслись к акции. Подобная акция проводиться в школе уже не первый год.  Этот позитивный метод помочь большинству курильщиков отказаться от курения, помогает многим сделать первый - самый сложный - шаг на пути отказа от вредной привычки. Насколько она повлияла на умы школьников, конечно, не известно, но положительный эффект от этого ежегодного мероприятия на лицо.
Деятельность всего педагогического коллектива   направлена на организацию здоровьесберегающего процесса по следующим направлениям:
Обеспечение соблюдения санитарно - гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности (инструктажи при проведении массовых мероприятий).
Обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы (расписание занятий, проветривание помещений, влажная уборка, дежурство по школе учащихся).
Обновление банка данных о заболеваемости учеников, анализ заболеваний и их динамика.
Учёт посещаемости учащихся школы.
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе и проведение эвакуаций.
Беседа «Правила улиц и дорог», беседы «История возникновения гриппа», «Как уберечься от гриппа», «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающие организм»
Оформление листков здоровья в классных журналах.
Озеленение классных комнат и территории школы.
Классные часы по правилам дорожного движения.
Соблюдение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах.
Проведение месячника по очистке и благоустройству школьной территории.
Вывод: продолжить работу в данном направлении, опираясь на современные требования к образовательной программе, т.к. проблема физической подготовленности детей, недостаточном количестве знаний о сохранении и укреплении здоровья, а также двигательной активности современных школьников по-прежнему актуальна.  2. Нравственно-эстетическое направление.
Основной целью нравственного воспитания является формирование личности, устремлённой к добру. Для этого в школе решается комплекс задач:
формирование нравственного сознания;
поддержание процесса формирования нравственных убеждений, ценностей, определяющих стойкое позитивное отношение к добру и негативное отношение к злу через классные часы и беседы
создание условий для формирования нравственных привычек и нравственных черт характера - честности, мужества, трудолюбия, и т.д. (Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»)
Для решения этих задач использовались следующие средства:
изучение Конвенции о правах человека и правах ребёнка, изучение истории и культуры России, Республики Калмыкия через учебный процесс (уроки истории, литературы);
изучение государственной, символики и атрибутики (тематические классные часы); ««Государственные символы России)», «Россия – все, чем я живу»
изготовление поздравительных открыток к Дню пожилого человека,
 благоустройство территории около памятников Неизвестного Солдата, Жертвам фашизма; 
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является нравственно - эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся основных нравственных правил и идеалов норм общения, развитие толерантности и интернационализма, культурных потребностей, раскрытие творческих способностей детей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности.  В рамках данного направления прошли следующие мероприятия:   Включает следующие мероприятия:
«День самоуправления» для обучающихся 5-11 классов (отв. Совет старшеклассников, зам. дир. по УВР Фоменко Л.Л, ст. вожатая Приходько Т.А.);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для обучающихся 1-х классов (отв. кл. рук. Приходько Т.А.)
Праздничный концерт, посвящённый Дню Учителя, проведённый учащимися 1-11 классов
Конкурс чтецов, презентаций, посвящённый Дню Матери.
Конкурс чтецов, посвященный Дню Степи
Интересны по содержанию выпуски (3 выпуска за 1 полугодие, 3 выпуска за 2 полугодие) школьной газеты «Mихайловка NEWS»).
Организация выставок рисунков, стенгазет, поделок, творческих работ учащихся;
Проведение праздников «Зул», «Цаган Сар», «Малсленица», «Пасха- праздник Светлого Христового Воскресения»;
Прощание с 1 классом;
Последний звонок.
4. Гражданско-патриотическое направление.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является гражданско-патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.
В целях воспитания патриотического сознания, привития любви к своему Отечеству в школе прошел цикл мероприятий военно-патриотической направленности.
Начался месячник с торжественной линейки, на которой был дан старт месячнику. Силами ученического актива была выпущена стенгазета, посвященная защитникам Отечества «Они защищали Родину» и организован конкурс рисунков «Слава тебе, победитель – солдат!». В рамках месячника оборонно-массовой и военно-спортивной работы, в целях воспитания у обучающихся патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому родного села и республики, формирования нравственных ценностей школьников.
Во время декады Воинской Славы с целью формирования чувства бережного отношения к памяти о защитниках Отечества предыдущих поколений, воспитания гражданина с активной позицией патриота своей Родины, члены Школьного парламента приняли участие в поселковом митинге, посвященном воинам, чьи жизни отданы на полях сражений во время ВО войны. Была организована Вахта памяти, возложение венков к Обелиску и акция «Георгиевская ленточка».
Среди обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов членами Ученического совета был проведен школьный конкурс на лучший рисунок, посвященный подвигам солдат и офицеров в локальных войнах. На конкурс были представлены 17 работ обучающихся.
  Для 1-4 классов было подготовлено и качественно проведено общешкольное мероприятие «Детство, опаленное войной», а для 5-11 классов «Я помню! Я горжусь!».
 Жизнь ученического самоуправления полна разнообразными делами. Ежемесячно проводятся тематические линейки, выпускаются стенгазеты, готовятся театрализованные представления, постоянно проводятся операции «Внешний вид», «В школу без опозданий», «Забота».
Весомый вклад вносят члены ДШО «Вместе в будущее» и ученического актива в оформление и подготовку к разным тематическим конкурсам и общешкольным мероприятиям. Активисты помогают в оформлении тематических выставок рисунков, принимают участие в разных конкурсах.
По данному направлению   проводились следующие мероприятия:
Были проведены торжественные линейки, посвящённые Дню Неизвестного солдата и Дню Героев Отечества, а также оформлены стенды в фойе школы.
18 марта 2016года учащимися 11 класса под руководством педагогов Фоменко Л.Л., Толкачевой В.А., Приходько Т.А. было проведено районное мероприятие «Из списка «Без вести пропавших» - вычеркнуть!». Учащиеся нашли захоронения 12 солдат-земляков, без вести пропавших в годы в ВОВ.
Все мероприятия    направлены на осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, её историческому прошлому, настоящему и будущему;
сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов.
В целях гражданско-патриотического воспитания, нравственно-эстетического воспитания группа учащихся 9-11 классов в составе 17 человек под руководством педагогов Фоменко Л.Л., Толкачевой В.А., Киян С.Ю. совершили экскурсионную поездку в города Тверь и Москва. Такое путешествие было осуществлено при содействии Элистинской и Калмыцкой епархии, Тверской и Кашинской епархии и по поручении архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана. Учащиеся побывали на родине святого князя Михаила Тверского, в честь которого названо наше село. Узнали о его жизни и подвиге.
5. Экологическое направление.
Формированию экологической культуры способствовали мероприятия, направленные на воспитание любви и бережного отношения к природе, применение в повседневной жизни полученных необходимых знаний и навыков по охране окружающей среды.  Ежегодно в 1четверти проходили акции «Чистый двор», «Чистая школа» добросовестно и активно трудился каждый классный коллектив. В нашей школе созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры и трудового воспитания.
Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми в сфере экологического воспитания являются следующие:
 Практическая деятельность по охране природы:   участие в её благоустройстве.
Операция «Листопад»
Большую роль играет комнатное растениеводство.
Учитель биологии и географии Суховеева Л.Ю. с учащимися 6,9 классов занималась благоустройством и озеленением школьного двора. Учащимися были высажены тюльпаны, пионы и другие кустарниковые растения. 
6.Трудовое направление.
Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.
Классные часы : «Мы славим труд»,  « Мой труд каждый день дома» , « Мы труд воспеваем и славим работу»
 7. Развитие самоуправления.
Значительное внимание в школе уделяется проектной деятельности и коллективным творческим делам, в процессе подготовки к которым формируются навыки творческого общения, построенного на принципе толерантности и доброжелательности, воспитывается ответственность и обязательность. Воспитанники школы не только принимают участие в мероприятиях,  но и сами   являются ведущими многих праздников.
Важное место в воспитательной системе школы занимает внеурочная деятельность. Она направлена  на разностороннее развитие и самореализацию личности, освоение ею различных сторон культуры общества, формирование двигательной системы и укрепление здоровья обучающихся.
В школе действует ДШО «Вместе в будущее», её членами являются все учащиеся школы. Руководящим органом организации является президентский совет. Ребята президентского совета – активные участники всех мероприятий в школе. Президентом ДШО «Вместе в будущее» второй год является Чернышова Галина.
Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:
* становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
* приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личность социальных норм через участие в общественной жизни школы;
* создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
* развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразованной гражданской позиции школьников;
* создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Заседания ученического совета проходили один раз в неделю. На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения, анализ  общешкольных ключевых дел, подводились итоги дежурства старшеклассников по школе, рейтинг классов по четвертям. На заседаниях совета также заслушивались учащиеся «группы риска».
 Первым крупным делом, проведенным ученическим советом, стал  день самоуправления, который проводился - 5 октября 2015 года. Были подобраны кандидатуры учителей – дублеров из состава учащихся 11 классов, утвержден состав дублеров администрации. Были проведены  совещания с дублерами. В заключение дня прошел праздничный концерт «Спасибо тебе, учитель!..», подготовленный силами учащихся,  для учителей школы и ветеранов педагогического труда). Были подготовлены поздравительные газеты 5,6, 7 , 9, 10 ,11 классами. Оформление зала осуществляли учащиеся 10-11 классов. Дублеры поняли,  насколько сложна и важна профессия учителя, для лидеров ученического совета этот день стал проверкой их организаторских способностей. В целом  мероприятие достигло  своей цели. 
  Членами совета ДШО «Вместе в будущее »были организованы и проведены 9 общешкольных тематических дискотек. Все члены совета были участниками новогоднего представления, показанного для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников.
 В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий,   организации школьных праздников, «огоньков». Однако их деятельность не всегда эффективна. Необходимо организовать учебу актива и ввести систему планерок актива в следующем полугодии. Требует доработки система дежурства классов по школе. Необходимо особое поощрение лучшему классу по итогам дежурства  по школе.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость и целостность личности. Анализируя работу с родителями учащихся, следует отметить организацию проведение родительских собраний, внеклассных мероприятий с участием родителей.
Таким образом, образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей должна максимально использовать культурно-образовательный потенциал социальной среды.
 Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия, и направлена на реализацию следующих задач: 
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива.
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
В течение года ученики нашей школы принимали участие в конкурсах
Результаты участия
Название конкурса
Участники конкурса
Результат участия

Ф.И.О. педагога, подготовившего учащегося

Математический марафон «Кудесник»
Москвитина Дарья, 1 кл
Гогенова Александра, 2 кл
3 место
2 место
Киян С.Ю.
Приходько Т.А.

Районный конкурс «безопасное колесо»
Давудов Рижеб, Петровский Игорь
2 место
Приходько Т.А., Закиев Р.З.

Игровой конкурс «Пегас»
Корчагина Наталья, 3 кл
Суховеева Анна,5 кл
Варламов Данил, 5 кл
Диплом
Диплом
Диплом
Беренчик Е.П.
Фоменко Л.Л.
Фоменко Л.Л.

Первенство по легкоатлетическому кроссу
Корчагин Матвей, 4 кл
3 место
Недбайло И.И.

Первенство района по дзюдо
Цыганков Алексей, 4 кл
3 место


Районная научно-практическая конференция «первые шаги в науку»
Савченко Виктория, 4 класс
Куликов Владислав, 11 класс
Победитель
Победитель
Киян С.Ю.
Фоменко Л.Л.

Районный этап конкурса «Живая классика»
Гусейнова Мадина, 9 кл
Призер
Шевченко Ю.А.

Районный/республиканский конкурс «Степная антилопа»
Куликов Владислав, 11 кл
Малышев Родион,7 кл
1 место/__
2 место/ 2 место
Фоменко Л.Л.
Недбайло И.И.

Районная/республиканская конференция туристко-краеведческого движения «Бичкн Торксм»
Куликов Владислав, 11 кл
Магомедова Зубаржат, 11 кл
1 место/5 место
3 место/___
Фоменко Л.Л.
Фоменко Л.Л.

Районный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Куликов Владислав, 11 кл
2 место
Фоменко Л.Л.

Районный конкурс «Тринадцать лет, тринадцать дней»
Куликов Владислав, 11 кл
3 место
Фоменко Л.Л.

Районная акция «Я- Гражданин Калмыкии»
Куликов Владислав, Магомедова Зубаржат, Чернышова Галигна, 11 кл
2 место
Фоменко Л.Л., Толкачева В.А.

Районный конкурс «Хищные птицы»
Магомедова Зубаржат, 11 кл
2 место
Фоменко Л.Л.

Районная/республиканская конференция юных исследователей природы
Христафорова Елизавета, 9 кл
1 место/1 место
Суховеева Л.Ю.


Воспитание детей в МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т. Шерета» строится на гуманистических и гуманитарных традициях. Создание соответствующей атмосферы – основная задача школьного психолога, социального педагога и классного руководителя. В течение года они составляют перспективные планы воспитательной работы с классными коллективами и планы индивидуальной работы с детьми, сотрудничают с учащимися и родителями, организациями дополнительного образования города. Особое звено их деятельности – педагогическая поддержка позитивного развития «трудных» детей, и тех учащихся, которые находятся в психологически сложных ситуациях. Классные руководители организуют посещение таких детей на дому, педагогическую поддержку родителям и воспитанникам. Школьные педагоги-психологи, социальный педагог проводят (согласно плану) индивидуальные психолого-педагогические консультации для родителей и обучающихся школы.
Анализ работы за 2015-2016 учебный год заставляет задуматься над решением следующих проблем в 2016-2017 учебном году:
продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания;
усилить методическую работу с молодыми классными руководителями, активизировать работу по изучению и применению новых технологий в воспитательном процессе, по обмену опытом;
продолжать развитие и активизацию деятельности классного и школьного ученического самоуправления;
привлекать родителей к активному участию в жизни классных коллективов через организацию совместной деятельности.
Зам. директора по УВР Фоменко Л.Л.


15